Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (406) → Один в поле – не воин, а вместе мы – сила

Один в поле – не воин, а вместе мы – сила

№37 (406) / 1 октября ‘06

Церковь и общество

 ВасилийМихайлович Андриянов окончил философский факультет Уральского государственногоуниверситета, некоторое время работал специалистом по связям с общественностьюв миссионерском отделе Екатеринбургской епархии. В настоящее время являетсяпрезидентом некоммерческой организации «Региональный фонд развития ЖКХ», членомпрезидиума Ассоциации управляющих компаний и собственников жилья Свердловскойобласти.

 В декабре прошлогогода при областном Министерстве жилищно-коммунального хозяйства вышла брошюрас методическими рекомендациями по организации общих собраний и деятельноститовариществ собственников жилья, в разработке которых активное участие приняли Василий Михайлович Андриянов.
 Но сегодняшний нашразговор с ним не о правовых нормах реформы жилищного хозяйства, не об экономическихрасчетах эффективности нововведений, а о том, что может дать реформа простымлюдям, то есть нам с вами. Как православный человек, Василий Михайлович подробноостановился именно на духовно-нравственных началах, которые должны способствоватьобъединению людей в товарищества собственников жилья по месту их жительства,и их активному участию в улучшении условий жизни.

 
 - В настоящеевремя большинство квартир приватизированы, их владельцами стали мы сами, следовательно,мы сами должны нести ответственность за состояние нашего жилья.
 - Да, реформажилищно-коммунального хозяйства дала в руки людям определенную власть, правораспоряжаться своим собственным жильем. Но власть – это большое бремя, собственность– это не только право – это ответственность за то, как ты своим имуществом распоряжаешься.А самое главное – собственность сейчас стала общая. Если раньше люди подходилик проблеме так: «вот моя квартира – моя крепость. Вот дверь. И то, что происходитза нею, вне квартиры – меня не касается». То сейчас, по нормам, скажем так:«одна сотая часть дома и его территории принадлежит каждому жильцу».
 И это поменяловсю структуру хозяйственных отношений: то есть не ЖЭК, а сами люди должны решить,как им жить лучше, как управлять своим домом. И здесь проблема становится уженравственной: насколько чисто в по-дъезде, насколько хорошо люди между собойобщаются, — все это во многом зависит от духовной составляющей, от взаимоотношениймежду соседями.
 - Видимо, не зря в старину говорили: выбирай не дом, а соседа. Конечно, сегодня, в большихмногоквартирных домах мы не имеем возможности выбрать соседа, значит, надо учитьсякак-то взаимодействовать с ними.
 - Конечно,взаимоотношения между людьми, живущими рядом, не должны быть такими отчужденными,которые сегодня можно наблюдать. Многие живут по принципу: вот — моя квартира,а что творится дальше, за ее пределами, меня не касается.
 По моемутвердому убеждению, взаимоотношение людей, живущих в одном доме, должно бытьобщинным, соборным. Знакомясь с традициями русского православия, мы узнаем,что прежде в каждом селе существовала русская крестьянская община, где все возникающиебытовые вопросы и вопросы взаимоотношений членов общины решались сообща. И сейчасу нас есть такая реальная возможность восстановить добрую христианскую традициюпосредством общих собраний собственников жилья.
 Делать ликапитальный ремонт дома или ремонт подъездов – решают сами жильцы, исходя из тех проблем, которые существуют в доме: или крышу подлатать, или выкачать водуиз подвала. Повторюсь, люди должны жить соборно, дом – это своеобразная община,и нельзя жить так, как люди сегодня живут, порой, даже не зная соседа по лестничнойплощадке, не здороваясь с соседями по подъезду.
 - Следовательно,возникновение новых условий и расширение прав собственников жилья побуждаетлюдей к возникновению этой самой соборности, приводит их к решению, что «еслиодин в поле – не воин, то вместе – мы сила».
 - Товариществособственников жилья, проще ТСЖ – красивое словосочетание, но, наверное, не для всех понятное. Вот были раньше кооперативы, и кооперативные дома отличалисьчистотой, благоустроенностью дворов и игровых площадок для детей. Товарищество– это что-то подобное.
 Конечно,мы сейчас выходим на рыночные отношения содержания собственного жилья, переживаемпереходный период. О правовых актах и экономических расчетах я говорить не буду,хотя при создании товарищества собственников жилья они имеют большое значение.Остановлюсь на другом – на моральной готовности людей к новым взаимоотношенияммежду собой. Духовная составляющая здесь заключается в том, что люди готовысами участвовать в решении проблем своего дома, готовы сами тратить свое свободноевремя на заботу о своем доме: уборку подъездов, благоустройство территории,строительство детских площадок. Готовы относиться к соседу именно как к ближнему,а не как к чужому и далекому человеку. Если эти два условия не соблюдаются,если у людей нет моральной готовности к новым жилищным отношениям, тогда могутвозникнуть негативные примеры «деятельности» ТСЖ.
 - Выходит, что жилищно-бытовые проблемы, грамотное ведение коммунального хозяйства неотделимыот духовности и нравственности человека.
 - И это совершенноправильно. Ведь человек большую часть жизни проводит в своем жилище, в общениисо своими близкими, соседями, родственниками, членами семьи. И от того, как обустроено это жилище, какие отношения складываются между членами общежития,зависит многое.
 Мы знаем,что есть некоторые православные традиции, которые раньше люди строго соблюдали,обустраивая свой дом. К примеру, чаще всего окна выходили на восток, икона былаустановлена в красном углу так, чтобы на нее падали лучи восходящего солнца.Конечно, в большом многоквартирном доме сделать это невозможно, но отношенияс ближними соседями возможно наладить по добрым христианским традициям и библейскимзаповедям. Мы же нередко наблюдаем отчуждение между людьми, порою, переходящеево вражду, нередко соседи даже подают друг на друга в суд, чтобы «выяснить отношения»между собой.
 Таким образом,создание ТСЖ возможно только в том случае, когда у людей, живущих рядом, естьуже какие-то традиции и общие ценности, умение понимать и принимать друг друга.
 - Но некоторыелюди не готовы к самостоятельному управлению своими домами, и передают это правоспециалистам, так называемым управляющим компаниям.
 - Даже есликоммунально-бытовые проблемы дома будут решать управляющие компании, это не освобождает нас от налаживания добрых взаимоотношений с соседями. Если в подъезде– грязь, собираются нехорошие компании, валяются шприцы, окурки и пустые бутылки,– здесь не управляющая компания виновата, а те люди, которые живут в этом подъездеи все это допускают.
 Конечно,наведением порядка должна заниматься и милиция, но есть много примеров тому,что, если в по-дъезде есть свой актив, есть люди неравнодушные, часто православныеверующие люди, они просто не допускают таких вещей. Например, если даже людине живут в этом доме, а просто пришли в гости к кому-нибудь, но стоят в подъезде,курят, сквернословят, – это уже повод, чтобы обратиться в милицию и составитьпротокол об административном нарушении или даже хулиганстве.
 Люди, которыелюбят свой дом, уважают своих соседей, никогда этого не допустят. А если привыклижить по принципу «будь, что будет», и «моя хата с краю», я вот за своей железнойдверью спрятался и «ничего не знаю», – стоит ли удивляться, что кругом так гадят?
 Человек православный,нравственный, увидев, например, непристойную надпись на стене или дверях, не будет голословно возмущаться, что «все такие нехорошие», а просто сотрет или закрасит эти «художества», тем самым еще и подав добрый пример своим соседям.Я считаю, что огромные дома, в которых бывает до 500–600 квартир, это как бымаленькие деревни, где живет немало верующих православных людей. Они могут дажесоздать на базе своего дома какую-то общину, и будут следить за тем, чтобы в доме было чисто, уютно и красиво, будут стараться делать людей добрее, «приближать»их друг к другу. Они могут заниматься и воспитанием детей на своем собственномпримере, с нравственных позиций объясняя им, что это – их общий дом и они должныего любить, следить за порядком и чистотой в нем.
 - Таким образом,товарищество собственников жилья дает стимул общности, соборности людей, возможно,когда-нибудь на лестничных площадках многоквартирных домов появятся не толькоцветы, но и иконы…
 - А почему бы и нет? Под иконами мусорить и гадить не будут. Кроме того, если при домебудет такая община, его жители уже смогут решать кое-какие бытовые и хозяйственныевопросы. Люди сильны объединением. При нынешней разобщенности их легко «взятьна испуг», оставить без внимания их просьбы и претензии. А коллективно прощебороться с обманом, взяточничеством, грубостью и хамством со стороны работниковжилищно-коммунальной службы.
 - Василий Михайлович,но ведь Библия призывает людей к смирению, сам Христос учил: ударят по правойщеке – подставь левую… Там и намека нет на какие-то ответные действия, а уж тем более – борьбу со своим обидчиком.
 - Действительно,смирение – одна из высших христианских добродетелей. Но с другой стороны, естьи другая библейская заповедь: не укради. А если коммунальщики в прямом смыслеслова крадут у людей – берут с них деньги за те услуги, которых они не предоставили,это – грех. А с грехом надо бороться. И здесь люди должны защищать себя, а черезпринятие коллективных решений собраний товарищество собственников жилья можноболее успешно решать эти вопросы.
 - Подводя итогинашего разговора, можно сделать некоторые выводы. Люди могут хорошо жить в одномдоме, если их нравственные начала совпадают, а если они стремятся жить в своейквартире своим умом, то ничего хорошего из этого не выйдет.
 - Совершенноверно. От того, как люди относятся к своему дому, друг к другу, во многом зависиткачество их жизни. Если человек живет в миру, он должен таким образом строитьсвой общественный социум, чтобы нравственное начало в нем было превыше всего.Это значит, что люди должны воспринимать окружающую действительность, свой дом,своих соседей через свою совесть.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий, побывав в Ярославской епархии, посетил колокольный завод и поклонился святыням храмов

Екатеринбург, 30 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Про Ярославль в старину говаривали: «Ярославль богомольем взял», «сколько в Ярославле домов, столько и церквей».

 
Азы православия

Вопросы на исповеди

(Продолжение.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс