Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (404) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№35 (404) / 15 сентября ‘06

Азы православия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ

 1. Не имеешьли, сын мой, вражды с кем? Со всеми ли помирился, идя на исповедь?
Господь обещал простить нам грехи наши под условием прощения нами грехов, сделанныхпротив нас нашими ближними: если вы будете прощать людям согрешения их, то простити вам Отец ваш Небесный.

А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (М ф. 6, 14–15). Итак, если ты принесешьдар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь противтебя: оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братомтвоим, и тогда приди, и принеси дар твой (Мф. 5; 23–24).
 Свт. ИоаннЗлатоуст пишет: «Как вы можете возносить руки к небу, как можете молиться и просить о прощении своих грехов? Если бы Бог и хотел простить вам, вы сами препятствуетеЕму, не прощая вашему брату».
 Еще в иномместе тот же святитель учит: «Ты не можешь быть без греха, и потому не переставаймолить о прощении, но еще более не переставай прощать другим. Сколько ты желаешь,чтобы тебе было прощено, столько и ты должен прощать; только при этом условииты получишь прощение» (Свт. Иоанн Златоуст, беседа 18 на Евангелие от Иоанна).

 2. С тем ли,сын мой, пришел на исповедь, чтобы действительно очиститься от своих греховили чтобы только соблюсти установленный порядок?
 Знай, что для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути покаяния, как и блудногосына только покаяние привело в отчий дом и спасло от гибели. Таинство Покаянияесть купель, в которой грешник очищается для неба, лествица, возводящая настуда, откуда мы ниспали.
 К покаяниюмы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетнымпоследованием издавна заве-денному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращениемко греху. Прибегающий же к покаянию по отвращению ко греху, по сознанию гибельностисвоего греховного состояния, сгорает желанием развязаться с грехом, дает обещаниеоставить путь порока и вступить на стезю добродетели. «Познай, что ты согрешили что грех есть зло ужасное, и у тебя родится желание загладить его», – учитсв. Нил Синайский.

 3. Соблюдаешь ли условия, при которых исповедь твоя действительно будет иметь спасительнуюсилу? Именно:
 а) Сердечно ли,с сокрушением сердца, раскаиваешься в содеянных грехах?

Сокрушение о грехах необходимо по самому существу покаяния; кто истинно кается,тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий,не может не чувствовать своей виновности пред Богом, своего недостоинства, не может не скорбеть сердцем, не сокрушаться, — и где нет истинного сокрушенияо грехах, там нет и истинного покаяния, а одно только наружное.
«Если мы запятнали одежду невинности, полученную при крещении, мы должны омытьее своими слезами; слезы покаяния возвратят ей ту чистоту, которую получилаона от страданий Христовых», — говорит один великий подвижник. И св. Киприанпоучает: «Чем больше мы согрешили, тем более должны оплакивать свои грехи, дабыполучить прощение».
 б) Имеешь литвердое намерение исправить свою жизнь?
Св. Василий Великий говорит: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешиля, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свойи возненавидел» (Пс. 53, 3)… (Толк. кн. Ис. 1, ст. 14, в тв. св. отц. 4, 58).«Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды, достойные покаяния» («Нравств. прав. 1», гл. 4, там же 7, 361). И св.Амвросий наставляет: «Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грехсвой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех емуне вменился»…
 в) Веруешь лив Иисуса Христа и надеешься ли на Его милосердие?
Иисус Христос один примирил нас с Богом Своею крестною смертью (Рим. 5, 1, 2,8, 24, 25), один есть вечный наш Первосвященник, тем же и спасти до конца можетприходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас (Евр.7, 25). Следовательно, без веры во Христа Спасителя и надежды на Него, как быни было глубоко наше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить своюжизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущения грехов.
 О милосердии же Божием св. Василий Великий рассуждает: «Вопросим Спасителя: для чего Ты пришелк нам? Он будет ответствовать: не приидох спасти праведника, но грешники призватина покаяние. Вопросим Его: что носишь на раменах? Овцу, говорит Он, погибшую.О ком радуются небесные жители? О едином, говорит, грешнике ангелы радуются…Бог кающегося объемлет с радостью… Усерднее прибегнем к благому Богу… Лишьтолько захочешь принести покаяние (подобно блудному сыну), то Сам Бог охотновстретит тебя. Помысли об отеческом благоутробии и верно не пресечешь надеждыспасения» (В «Слове о покаянии»)…

 4. Не думаешь ли спастись без благодати Божией?
 Знай, что никакие подвиги наши сами по себе спасти нас не могут, и наше сердце никогдане найдет себе успокоения от наших дел. Оно может только успокоиться в ГосподеСпасителе, и тогда лишь окрыляется надеждой спасения, когда искренно взываетк Нему: «Господи! Ими же веси судьбами спаси мя». Все самонадеянные в деле спасенияобыкновенно кончают тем, что безотрадно теряют всякую уверенность в себе, считаядальнейшие труды свои на пути спасения безнадежными.
 «Надо таксебя чувствовать, как чувствует утопающий на море, который ухватился и лег на доску, сильную его поднимать и носить над бездной. Он постоянно чувствует, что готов погибнуть, но вместе чувствует под собой и спасительную доску. Это естьнастоящее изображение всякой души, истинно спасающейся в Господе. Она чувствует,что сама по себе гибнет, но вместе чувствует, что есть спасение Господом – верыради в Него» (Свт. Феофан Затворник).

ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ ПО РУКОВОДСТВУ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНАБОЖИЯ С КРАТКИМ ПАСТЫРСКИМ НАЗИДАНИЕМ КАЮЩЕГОСЯ ПОСЛЕ КАЖДОГО ИСПОВЕДАННОГОИМ ГРЕХА

 Первая заповедьзакона Божия
 Аз есмьГосподь Бог твой; да не будут тебе бози инии разве Мене.

 1. Имеешь ли,сын мой, твердую веру в слово Божие и учение Святой Церкви?
 В случаеотрицательного ответа пастырь приблизительно так назидает кающегося.
Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте», — говорит БожественныйУчитель, Господь наш Иисус Христос. Подражай сомневавшемуся некогда апостолуФоме, который при виде воскресшего Господа, в чем он ранее сомневался, воскликнул:«Господь мой и Бог мой!» Но помни и слова Спасителя, сказанные по этому поводу:«Блаженны невидевшие и веровавшие».
 Какой духовно-врачебныйсовет представить тебе, сын мой, следуя которому ты мог бы обрести твердую веруво все то, чему учит слово Божие и Св. Церковь?
 К сему дваспособа: один внешний, научный, а другой внутренний, путь веры.
 Первый предлагаетсяобыкновенно в систематическом изложении богословия. Он действителен и для ученыхсущественно необходим, но, очевидно, не всеобщ, ибо в основании своем содержитзнания, не для всех доступные…Этот путь очень долог и труден, и, что особеннозамечательно, оставляет сердце себе самому, своему своенравию и свободе.
 Второй путь,веры, искреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Это молитва к единомуистинному Богу о вразумлении. Есть Бог истинный. Он сказал волю Свою нам в нашеспасение, с желанием, чтобы она была понята и выполнена. Теперь мудрованиямилюдскими она скрыта или запутана до того, что тот или другой не имеет достаточносил найти исход из сего лабиринта. Когда, в чувстве сей кровной нужды, с воплем,стенанием, болезнью сердечной, обратится кто к Богу, истинному Отцу всех человеков,Богу, желающему, чтобы вера его была действенной, – может ли быть, чтобы Онне дал такому решительного указания к убеждению в истине ее? Он вранов кричащихпитает, по молитве посылает дождь в жажду плоти нашей… а человеку, Своемуобразу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, – будто Он не укажетисточника для утоления сей жажды духовной? Такая молитва нисколько не есть искушениеБога, хотя может быть превращена в него, когда кто искренно, из одного любопытства,желал бы таких знаков (См. «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофана.331).
 Не оставляйте,а паче умножайте эту молитву вашу о вере, так как без веры, по свидетельствуСв. Писания, невозможно угодить Богу. Все, решительно все, что ни происходитв нас и от нас нечистого, греховного, несовершенного, все это рождается в насоттого, что мы маловерны, что еще не стяжали живой, горячей веры. Светильниктелу – око, а душе – вера. Не будь у тела глаз, – тогда все для нас как бы не существует, или и существует, но в превратном виде. Нет в нас веры, – нет в нас и жизни истинной, без которой вся наша внешняя жизнь, сколь бы она блистательнаи изобильна ни была, есть один призрак, один сон, тело без духа (См. «Письмадуховного отца к духовным детям», СПБ, 1861 г., ч. 2-я).
 Примеры убежденияв вере путем молитвы почти повсеместны. Корнилий сотник испросил себе веру…Множество было таких, кои приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они, вместовсяких доводов, заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, например,святой великомученице Екатерине.

 2. Не страдаешь ли ты, сын мой, от нападения на твою душу частых сомнений в истинах святой веры?
 Соблюдайследующее для прогнания гибельного сомнения:
 а) при сомненияхнужно бороться с ними. Когда породится сомнение, не слагайтесь с ним в уме,как будто так уж и на деле есть, как оно внушает, а останавливайте его при самомвходе, как непрошеного гостя, и подвергайте осмотру. Как в помышлениях не слагатьсяс ним сердцем есть первое, – так в сомнениях не слагаться с ними умом – естьпервое. Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в пожеланиях тоже бывает, что они обнимают все сердце. Но это не значит, что они уж и одолели, а означает только бесстыдность нападающего. Если кто броситсяна вас невзначай и охватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете:так и здесь. Пусть сомнение охватило весь ум, напрягитесь оттолкнуть его, чтобыоно стало вне, и можно вести дело с ним, как с другим, чуждым лицом.
 Если станететак действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнетеих от ума и потребуете к суду. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать.
 б) в отношениик пожеланиям, – по сознанию вражеского в них к нам подступа, у всех святых,полагается вторым приемом: вместо своеличной с ними борьбы обращаться к ГосподуСпасителю, и они исчезают. Думаю, что то же нужно делать и в отношении к сомнениям.Обращайтесь умно к Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. И это будет.
 в) третийприем – восстановить доброе в себе и в обычной силе. Какие добрые мысли и чувстваиспытываете, те и спешите восстановить. Мне думается, что вся беда у вас оттого,что вы порождающиеся сомнения принимаете как друзей и впускаете их внутрь, и лелеете их, становясь на их сторону. Это значит – и рук не поднимая отдаватьсяврагу в полную власть. А вы наперед держите убеждения, что сомнения ничего истинногоне представляют, и когда родятся, гоните их, – всячески напрягаясь пребыть на стороне добра и истины, какие испытывали.
 г) когдавосставите свое доброе состояние, тогда можете разбирать сомнения. Тут оно будеточень слабо и победа всегда будет оставаться за вами (См. Письма свт. ФеофанаЗатворника).
 д) сомнениеесть слепота ума, потому внимай светильнику Божия слова… Ибо слово Божие,яко духовное светило, прогоняет тьму и озаряет душевные очи, открывает суетуи прелесть мира, обличает самолюбие и грехи наши.
 е) противноепротивным прогоняется, как-то: холод теплотой, горечь сладостью, тьма светоми проч. Итак, «если хощем слепоту от умных очей наших отрясти, должны вниматьучению и примеру жития Христова. Христос со святым учением и житием Своим естьпуть: должно убо нам его держаться, да не заблудим; Он есть истина: должно убонам вверить себя Ему, да не прельстимся. – Он есть живот: должно убо нам прилепитьсяк Нему, да с ним, и в Нем, и через Него и вовеки живы будем» (Св. Тихон Задонский).

 3. Не допустил ли ты когда неверия в Промысл Божий?
 Взгляни беглымвзором на историю народа Божия – и ты увидишь явные следы Промысла Божия – в жизни людей. Вспомни, что говорит Иосиф братьям своим, продавшим его в Египет:«Не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараона и господиномво всем доме его, и владыкой во всей земле египетской» (Быт. 45, 8).
 Посмотривнимательно на свою жизнь и жизнь близких тебе людей, то осыпаемых благодеяниямиБожиими, то наказываемых бедствиями, дабы укрепить веру малодушных, поддержатьслабых, устрашить ожесточенных грешников, пресечь зло или направить свободнуюволю человека к добру, – и ты воскликнешь с царем и пророком Давидом: «Благослови,душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102, 2).

 4. Не страдаешьли, сын мой, бесчувствием и сомнением сердца в деле веры?
 Вот древнееиспытанное средство от нечувствия – этого убийственного недуга, об избавленииот которого св. Златоуст и сам молился, и научал молиться ежедневно в 4-м часупополудни: «Господи! Избави мя от всякого неведения, забвения, малодушия и окамененногонечувствия!»
 1-е средство:при бесчувствии души, брат мой, полезно частое чтение Божественного Писанияи умилительных слов богоносных отцов, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела и о имеющих ее встретить страшных силах, с участием которыхона делала зло в сей маловременной и бедственной жизни.
 2-е средствоот того же: полезно воспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшными праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах и помышленияхдать ответ пред Богом, пред всеми ангелами Его и вообще пред всем созданием.
 3-е средство:хорошо также (при нечувствии) воспоминать и великие скорби человеческие, дабыхотя таким образом смягчилась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознаниесвоего худого состояния (Авва Дорофей).

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Послесловие ко Дню города, или После бала…

 Ктомне скажет, что мы праздновали в августе? Откуда взялась эта, не связанная ни с какими историческими фактами, дата – 19 августа? Что особенногослучилось в этот день 283 года назад? Да ничего такого в берестяных грамотах,ни в каких других рукописях и дневниках не отмечено.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Свобода Коль хочешьсвободы, сначала пытайся освободиться от самого себя. Если по отношению к знаниямважно, как главнейшее, правило «познай самого себя», то по отношению к нравственностиважно, как главнейшее, правило «освободись от самого себя!»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс