Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Востоки Запад
Запад — в конвульсиях, Восток — в покорности судьбе. Запад непрестанно грызет Древо Познанияи ощущает все больший голод знания, Восток сидит под Древом Познания, но не может дотянуться до плода. Запад помешался на организации, Восток помешалсяна организме. Запад неустанно занимается устроением внешних вещей, в то времякак внутренние ценности одна за другой исчезают; Восток неустанно культивируетвнутренние ценности, в то время как внешние падают и пропадают. Запад строитчудовищные вавилонские башни, но поскольку эти башни строятся из неотесанногокамня и всегда наклонены в одну сторону, то они быстро обваливаются; Востокв поте лица шлифует камень за камнем и успел нашлифовать прекрасных камней,но никак не может сложить их в одно сооружение.
На Западе— культ вещей, и вещи блистают, а человек все больше дичает и покрывается мраком;на Востоке — культ отдельных людей, и отдельные люди блистают, а вещи остаютсяв запустении, покрываются сором.
Запад верит,во-первых, в дела человеческие, во-вторых — в дела Божии, и лишь в-третьих —в Бога; Восток верит в Бога, но недооценивает дела Божий и отвергает дела человеческие.Оттого Запад не имеет единства и не может его достичь, ибо единство — лишь в Боге; и оттого Восток имеет единство внутреннее, но не может добиться его во внешнем. И оттого активность Запада часто переходит в войны, а спокойствие Востока— в покорность судьбе.
А почемувсе так, спрашиваешь ты, дитя мое? Да потому, что Запад не может принять Христа,а Восток не может принять Иисуса. Или: потому, что Запад признает человека,а не признает Бога; тогда как Восток признает Бога, а не признает человека.
Поэтому Запад в конвульсиях, а Восток в покорности судьбе. Иисус Христос жераспростирает обе руки, чтобы принять в единые объятия Восток и Запад, но не может. Не может Он обнять Восток из-за нирваны, а Запад из-за мечей.
Смотри, Востоки Запад в душе твоей. Конвульсии и покорность судьбе — это семена из одногоамбара. Древо Познания и Древо Жизни растут рядом. Восток и Запад сталкиваютсяв каждом человеке. И они составляют не соседство, а поединок. Если бы Востоки Запад составляли соседство, а не поединок, тогда бы мир царил в человеке и в мире; конвульсии и покорность судьбе тогда были бы заменены положительнымии благими силами.
Познай ДревоЖизни и ты излечишься от болезней Запада и от болезней Востока. И будешь тыздоровым и целостным человеком. А здоровый и целостный человек — оптимист. Тогдатруд и вера — антиподы упомянутых болезней — расцветут на навозе конвульсийи покорности судьбе.
Между человекоми Богом
Чем человекближе к Богу, тем Бог ему представляется большим, а человек меньшим. Чем человекдальше от Бога, тем человек ему представляется большим, а Бог меньшим.
Между человекоми Богом есть одно расстояние, на котором человек теряется, а Бог остается; и есть другое расстояние – на котором Бог теряется, а человек остается.
ОтрицаниеБога не доказывает абсолютно ничего о Боге, а показывает расстояние между отрицающими Богом. Когда некий отрицающий Бога вновь уверует в Него, это лишь показывает,что расстояние между ним и Богом сократилось.
Чтобы тотили иной человек получил представление о египетских пирамидах, он должен либоповерить тем, кто был в непосредственной близости от этих пирамид, либо самоказаться вблизи от них. Третьего не дано.
Так же человекможет получить и представление о Боге: либо верить тем, кто стоял и стоит в непосредственной близости от Бога, либо потрудиться, чтобы самому прийти в непосредственнуюблизость к Богу.
Тебе кажетсясмешным и жалким тот, кто отрицает существование египетских пирамид на основаниитого, что он сам лично не видел их? Но еще более смешон и жалок тот, кто отрицаетсуществование Бога на том лишь основании, что он сам лично не чувствует и не видит Его. А второй смешон и жалок более, чем первый, по двум причинам:
во-первых,пирамиды лично можно увидеть лишь в одном месте на свете, тогда как Бога личноможно познать в любом месте на свете;
во-вторых,в тысячи тысяч раз больше число тех свидетелей, которые лично познали Бога,нежели тех, которые лично видели пирамиды.
Быть спокойным,как глубины морские
Пусть плещутсяволны жизни вокруг тебя, как на бушующем море, а ты старайся быть спокойным,как глубины морские.
Один военачальник хладнокровно смотрел на свое войско в сражении, как оно то наступало, то отступало. Когда перепуганные адъютанты в конце концов сообщилио поражении, он ничуть не изменился. «Как же так?» — спросили его потом. А онответил: «Когда меня мать родила, я не знал ни о поражении, ни о победе. Такпочему я, зрелый человек, не могу вести себя так, как мог себя вести младенцем?»Или вспомним подобные слова праведного Иова: Наг я вышел из чрева матери моей,наг и возвращусь (Иов. 1, 21).
Одна мать укоряла сына, три года странствовавшего по свету: «Оставил ты свойдом и подался странствовать!» А сын отвечал: «Ошибаешься, мать. Ноги мои странствовалипо свету, а я все три года был с тобою под этой крышей».
Ветер можетраскачивать дуб сколько угодно, корни дуба останутся спокойными. Дуб глубоковрос корнями в землю, и это спасает его от ветров. Так и ты должен душой, корнямисвоей души, глубоко врасти в Бога, и это единственно может спасти от всех опасныхволнений и колебаний.
МученичествоХриста
Тройным быломученичество Христа при жизни Его на земле, тройное мученичество Его и на протяжениивсей истории.
Одно — мученичество Его личности, второе — мученичество Его деяний, третье —мученичество Его учения.
Он убит как «обманщик» и «безбожник» — и сотни тысяч его последователей убивали как таковыхна протяжении веков и веков истории. Через них Христос вновь мучим и убиваем.
Его деяния либо отрицались как несуществующие, либо осуждались как вельзевульские и фокуснические.Так было при Его жизни на земле, так же и вплоть до двадцатого века дела Егоразными личностями и разными группами квалифицируются и осуждаются.
Его учениеосуждалось в Иерусалиме либо как фантазерское, либо как излишнее, посколькуоно уже имелось в старой мудрости и в старых законах, либо даже как вредное.И вот, через века и века, от Цельсия и римских императоров до критиков Библиии философов наших дней, до поверхностных исследователей и мыслителей двадцатоговека, Его учение разными личностями и разными группами таким же считается и осуждается.
И все этобыло и происходит «как и писано». «Да устрашатся сердца ваши». Христос, если бы не мог спокойно ходить по бурному морю, был бы не Христом, а ребенком, которыйкатается в корыте по спокойной воде.
Так должнобыло быть, но горе тем, из-за кого так было. Они прыгали в огонь, чтобы погаситьего, но огонь проглатывал их и все более разгорался. Что так все будет происходить,«так и писано» наперед.
Часто в огоньбросают снег, чтобы огонь больше разгорался.
(Продолжение.
К сонму святых Православная Церковь давно причислила двух мучеников Земли Русской– Черниговского князя Михаила и боярина его Феодора, подвиги которых в исповеданииими Христовой веры она и воспоминает в нынешний день. Более шестисот лет отделяютнас от мученической их смерти, но размышление о ней всегда сопровождается для нас, их потомков, великою нравственною пользою.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.