Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (400) → Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

№31 (400) / 15 августа ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в №№ 26–30)

 Как выразить сочувствие в горе

 Похороны. Оченьболезненный момент бывает для семьи, когда умирает близкий человек. Как проводитьего в последний путь, какими должны быть действия и слова сочувствия?
 Что нужносделать с телом человека, душа которого ушла в вечность? Сначала надо расстелитьна полу что-то вроде клеенки, положить усопшего на пол и человеку соответствующегопола обмыть тело водой, либо протереть влажной тряпочкой и одеть в погребальныеодежды, в которых он будет лежать в гробу. Какой должна быть одежда? Как правило,новой. Обычно, мужчину одевают в светлую рубашку, темный костюм. Прежде былибелые погребальные одежды. Женщину можно одеть в венчальное платье, если оноу нее сохранилось. Так же венчальный костюм можно надеть и на мужчину. Если же они не сохранились, то просто надеть чистую одежду.
 Прежде, чемположить тело усопшего в гроб, когда уже готова подушечка из опилок, на днерассыпаны опилки и все это покрыто простыней — окропляют святой водой сам гроб,крышку его, крест, который вкопают в могилу. Когда тело еще не положено в гроб,по усопшему совершается лития. После положения тела во гроб над ним совершаетсяпанихида. Очень хорошо, чтоб верующие люди читали по усопшему псалтирь в течениевсех сорока дней. Поэтому родные должны побеспокоиться, кому читать псалтирьоб усопшем. Раньше существовал обычай, когда тело усопшего приносили в храмнакануне дня погребения — и гроб с телом эту ночь стоял в храме. Сейчас далеконе всегда бывает такая возможность. Но хотя бы отпевание совершать надо все же в храме. Бывают такие ситуации, что тело человека уже предано тлению, идетнеприятный запах. В таком случае тело усопшего в храм не вносится, ставитсяперед храмом в церковной ограде, где и совершается отпевание.
 Существуетнеправославный, языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, начинаютбросать монеты в гроб или в могилу, или же, когда выносят покойника, в домепереворачивают столы, стулья. Ничего этого делать не надо — все это связанос языческими обычаями. Плакальщицы о покойном — это тоже нецерковная традиция.
 Пока с покойнымне простились все его родные, не надо покрывать лицо усопшего церковным покрывалом.Это делается только после отпевания и прощания — после этого закрывается крышкагроба, и его опускают в могилу.
 Что кладетсяв гроб с усопшим? Непременно надо оставить на усопшем нательный крест — ведьс крестом христианин должен был пребывать всю прошедшую жизнь. Надевать же крестна неверующего, никогда его не носившего, пользы будет мало… Кроме того, в руки усопшего дается погребальный крест, обычно черного цвета. Затем священник,совершив чин отпевания, дает ему разрешительную молитву в руки, рядом с усопшимставится икона Божией Матери или Спасителя — эту икону можно оставить в храмепо желанию родных или же ее оставляют в гробе вместе с усопшим.
 Затем, когдаприносят покойника на кладбище, если здесь есть священник, то хорошо бы совершитькраткую литию об усопшем человеке. Затем саму могилу окропляют святой водой— если нет священника, кто-нибудь из родных, близких, верующих может сам этосделать. Если усопший человек был верующим, ходил в храм, соборовался, то послетого, как предали его земле, возливают на него, на пелену соборное масло — так же крестообразно. Пепел — перегоревший уголь и перегоревший ладан — высыпаютсяиз кадила на могильный холмик, в специальное углубление, сделанное в могилке,чтобы ветер не разнес святую пыль, затем ямочка сравнивается.

 Милостыня.Не надо забывать, что наши родные живы — душа бессмертна, она даже не стареет.Все равно мы в душе остаемся такими же молодыми, как были когда-то в свои 18лет. И когда душа разлучается с телом, она не исчезает в небытие, не превращаетсяв ничто и не переходит в цветок или животное — она идет туда, куда Бог определилее. И здесь нужно помнить, что наши родные, близкие люди всегда нуждаются в нашей молитве, в нашей милостыне о них. Кстати, это одна из очень хороших традиций— истинно православных традиций, когда об усопшем человеке раздают милостыню— оделяют детей или неимущих конфетами, выпечкой, раздают духовные книжечки,жертвуют что-то из вещей или одежды покойного — хорошо бы, чтоб те, кому этаодежда или иная милостыня предназначается, помолились за человека, вздохнулио нем.
 В некоторыхместах есть очень странный обычай — до сорокового дня ничего не раздавать из одежды отошедшего в мир иной (якобы почему-то нельзя этого делать). Считаю,не только можно, но и нужно раздавать — потому что душа-то в сорокадневный периодпроходит мытарства, ей нужна сугубая помощь — молитвенная, чтение псалтири,приношения в храм Божий, поминовения на проскомидии, ей нужна милостыня. Всеэто умилостивляет Творца, облегчает прохождение мытарств.
 Обычай занавешиватьзеркала, останавливать часы связан с тем, чтоб почтить память усопшего, ни на что не отвлекаться. С религиозной же точки зрения эти действия ничего не значат.Если же в это привносится представление о том, что так якобы препятствуют возвращениюдуши в дом, то таких языческих, мистических действий лучше избегать.
 Бессмыслени даже вреден обычай ставить к портрету умершего стакан воды, покрытой хлебом,а иногда даже и водку. Это самое грубое язычество! Это грешно делать: к иконам,к святыням ставить водку или даже воду. Душа ведь сюда не придет пить — а придутпить бесы, которых ожидают и которых встречают таким образом. Или, скажем, оставляютместо за трапезой для усопшего. Но ведь ему это не нужно — милостыня ему нужна,молитва нужна.
 Иногда путьпокойника от дома к катафалку устилают еловыми ветвями — есть в некоторых местахтакой обычай. При этом бабушки строго наблюдают, чтоб ветки были уложены иголкамивниз. Думается, это не имеет никакого значения — и стоит ли придавать значениетаким мелочам и забывать при этом главное: молитву?

 Поминовение.Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, всеэти дни его именуют в молитвах новопреставленным. Особое поминовение совершаютв третий день — в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскресиз мертвых «в третий день по Писанием». В девятый день мы молимся о том, чтобызаступлением и молитвами девяти Ангельских чинов душа умершего была помилована.А в сороковой день — в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознессяна Небеса в сороковой день по Своем Воскресении. Главными днями памяти усопшегостановятся годовщины кончины, а также дни тезоименитства. Обязательно такжепоминовение во Вселенские родительские Субботы.
 В годы безбожияво многих людях оскудело благочестие, и немало из тех, что считают себя православными,в памятные дни усопшего родственника отправляются лишь на кладбище, забываяо храме, об обеднях о упокоении души, о панихидах. Тогда как усопшему нужнав первую очередь молитва — как на богослужении в храме, так и в домашнем правиле.
 В третий,девятый, сороковой дни и годовщины (а где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением панихиды. Все сорок дней послекончины — время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, —ежедневно должен читаться Канон об усопшем. Все эти последования можно читатькак дома, так и на кладбище. Если краткая лития совершается без священника,то надо не произносить слов диакона и не возглашать ектеньи. Можно зажечь приэтом на могилке и церковные свечи, но огарки их лучше забирать с собой для того,чтоб свеча не была в поругании у людей неверующих, пришедших на могилку послевашего ухода.
 Поминовениеусопших сопровождается обычно поминальной трапезой, которая начинается со вкушениякутии. По обычаю, в Средней России принято подавать на поминках блины и кисель.Еще раз повторю, что недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства и напиткикак бы для умерших. Это языческий обычай. Апостольские правила запрещают употреблениевина и других спиртных напитков на поминальных обедах.
 К сожалению,иногда даже церковные люди не могут устоять перед давлением родственников и соглашаются на присутствие спиртного на поминках (якобы по «народному» обычаю,чтобы «не обидеть» родных и соседей). Мы же должны думать не об ублажении соседей,а прежде всего о спасении души наших ближних и помнить о том, что элементы языческойтризны, нетрезвого пиршества на поминках могут принести страдание дорогим намлюдям. По рассказам некоторых старцев, были явления из того мира, которые говорилинам о том, что если человека поминать вином, то страдания усопшего усугубляются…Понятно, что употребление спиртного и пиршества на самих могилах тем более недопустимы.Хотя можно по обычаю покрошить хлеба, насыпать зерна на могилу для птичек небесных,которые тоже молятся, просят Бога о помиловании усопшего.
 Если деньдевятый, сороковой выпадают на среду или пятницу, можно перенести поминальнуютрапезу на более ранний день — совершить ее накануне, допустим, до истечения40 дней. Если поминки приходятся на Великий пост — поминать скромно, постнойпищей, и тогда лучше в воскресенье — по той причине, что в эти дни благословляетсятрапеза с растительным маслом. А по уставу в дни первой седмицы Великого постав храме даже не отпевают покойника — можно сделать это только дома или на кладбище.Панихиды и отпевания в храме переносятся на предстоящее воскресенье или проводятсяна неделю раньше. Так же и на страстной седмице.
 Что же должнобыть на поминальной трапезе, чтоб это было и милостыней за усопшего, и не оскорбило бы духовных чувств? Во-первых, кутия — рис с медом, с изюмом. Зерно — это символжизни, ибо в нем заложена жизнь. Посеешь зерно в землю — умрет и произведетплод. Так и человек: ушел в вечность — он принес там плоды — такие, какие посеялв этой жизни — хорошие или плохие. Почему все стоим с зажженными свечами, когдапоминаем покойного в храме на панихиде? В знак того, что свет Христовой верыне погас для наших усопших, отошедших в жизнь вечную, и по вашей молитве, молитвевсей Церкви, молитве каждого человека, Господь может изменить загробную участьусопшего.
 Хорошо проводитьпанихиды в третий день, в девятый, в сороковой, в годовщину смерти. Очень хорошооб усопших близких подавать заказные записки на Литургию — с выниманием частиц,ибо это самая высокая, самая сильная молитва, когда за усопшего человека Церковьвозносит свою молитву, вынимается частица, опускается священником во СвятуюЧашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшегося здесь кровию Твоей честною,молитвами святых Твоих». Ничего не может быть выше и сильнее страданий Христа— в этом самая большая важность церковной молитвы. Но надо молиться и дома.«Прошу вас, братия, непрестанно молитесъ — чтоб по грехам не быть ввергнутув огонь вечный, но по вашим молитвам удостоить их райских обителей», — это словаиз чина отпевания. То есть Церковь от лица усопших призывает нас каждый деньвспоминать в своих молитвах отшедших в вечность людей.
 На поминальнойтрапезе можно после принятия первого блюда сделать маленький перерыв, которыйзаключается в следующем: всем подняться из-за стола, кто-нибудь из присутствующихскажет: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему(имя) и сотвори ему вечную память», — и тогда все потихонечку начинают петь«Вечная память». Перед принятием пищи, как обычно, читается «Отче наш». В концетрапезы можно пропеть «Вечную память» — чтоб не получилось: собрались, поели,побеседовали и ушли. Не забывайте того, ради чего пришли. Допустимо говоритьи похвальные слова усопшему.
 Утешение, соболезнованиеродным лучше всего выражать деликатно, чтоб не усугублять излишне трагичным,безысходным выражением лица человеческого горя… Надо, чтобы родные почувствовали,поняли, что жизнь тела прекращается, а душа бессмертна, душа вечна. Она не умирает,она живет. И надо говорить: «Здесь вы молитесь о родственнике — и ваш родственниктоже здесь, с вами. Если будет Богу угодно, мы там встретимся с ним — и вашамолитва облегчает участь человека». Чтобы утешить в горе, можно и молча обнять,и поплакать вместе, и утешить сердечным участием, взглядом, пожатием руки…
 Траур. Во время траура принято отказываться от всех празднеств, от посещения театров,гостей, других развлечений.
Глубокий траур носят по отцу, матери, деду, бабушке, мужу или жене, брату, сестре.Как долго длится траур? В России существовали обычаи, по которым траур по мужупродолжался два года, по жене — один год, по отцу, матери или же детям — одингод.

 Как вести себяв трудных ситуациях

 Отмечать лис сослуживцами 8 Марта?
 Часто этотпраздник «борьбы за равноправие женщин» приходится на Великий пост. Как бытьправославной женщине, если мужчины-коллеги по работе приготовили подарки и намечаетсябольшое застолье?
 Христианкадолжна понимать, что празднество с многочисленными комплиментами «очаровательности»и «соблазнительности» присутствующих женщин далеко от духа целомудрия и отдаетдань навязываемому нашей культуре культу «искусства соблазнения». У православных же есть свой женский праздник — день жен-мироносиц.
 Поэтому уместнееженщине уклониться от участия в таком застолье на работе, тем более, если оноприходится на пост. Не надо, конечно, становиться в гордую позу оскорбленнойпраздником. Всегда можно найти слова любви — тепло поблагодарить за поздравления,пожелать коллегам всего самого доброго и, извинившись, уйти, не стесняясь сослатьсяна то, что сейчас идет пост. Прямота, искренность, простота и сердечность, подкрепленныемолитвой за коллег, смягчат напряженность ситуации и помогут вам не испортитьотношений с сослуживцами.
 Как относитьсяк встрече Нового года, который приходится на дни Рождественского поста?Конечно, общего скоромного застолья на работе с обильными возлияниями такжеследует избегать. Если на вашей службе, кроме вас, есть еще хотя бы несколькоправославных, можно попробовать предложить коллегам «перевести стрелку» — собратьсячерез недельку в честь праздника Рождества Христова. Даже если это предложениене примется, коллеги поймут, почему для вас невозможен новогодний праздник в такой форме. Впрочем, всегда можно найти и компромиссные формы, чтобы не смущатьколлег. Придти, скажем, к началу празднества, выпить лимонада, съесть что-то из постного (вы сами можете приготовить себе, да и всем какой-то салат) и, доброжелательнопожелав всем доброго праздника, незаметно уйти.
 Можно липраздновать Новый год дома и как? Если в семье есть неверующие или малоцерковныеродственники — можно. В самой идее отметить новолетие нет ничего дурного. Другоедело — как это сделать. И в такой ситуации, помолившись, можно взять инициативув свои руки: устроить Новый год вполне по-православному — накрыть вкусный постныйстол, естественно, без спиртного, собраться с друзьями попеть духовные песни,добрые лирические мирские песни. Но, конечно, за таким столом не может бытьместа разгульным телевизионным «бдениям» новогодней ночи, вводящим людей в соблазни грех. Потому многие православные люди праздник Нового года не отмечают. А идут 1 января в храм, где после Литургии в первый день Нового года служитсяособый молебен на новолетие. Побывавшие на нем говорят, что испытывают особуюдуховную радость и удовлетворение.
 Если же вашидомашние настаивают на «традиционном» скоромном застолье с весельем? Лучше,не нагнетая обстановки, не демонстрируя своей «праведности», мирно и доброжелательноудалиться от участия в таком празднике, пожелав родным всего хорошего. Есливы проведете эту ночь и последующий день у православных друзей и в храме — без обиды на родных, но с молитвой за них, Господь даст вам разумение, как потомрассказать близким, какую духовную радость вы получили. Любовь рано или позднопобедит неверие и малодушие ваших родных, которые пока не в силах отказатьсяот языческих пиршеств.
 Праздники в пост.Как поступить, если вас приглашают на семейное торжество или иной праздник в среду или пятницу, в пост в дом, где посты не соблюдаются? Если это ваши родныеили хорошие знакомые, можно попросить их заранее приготовить какое-то постноеблюдо. Если же вы неожиданно оказались за скоромным столом в постные дни — всегдаможно выбрать для себя что-то постное и, чтобы не смущать хозяев, отвлечь вниманиеот вашего воздержания участием в доброй беседе.
 Незванные гости.Нередки ситуации, особенно среди женщин, когда знакомые начинают навязчиво приходитьв ваш дом, чтобы поговорить во всех подробностях о своих невзгодах, проблемах,пожаловаться на жизнь, на детей. Конечно, по долгу любви таких людей надо утешить,посоветовать им побывать в храме, обратиться к священнику. Но бывает, что такиевизиты становятся постоянными, навязчивыми, отвлекая хозяйку дома от дел, от детей, а то и парализуя всю домашнюю жизнь. Причем, такие люди обычно оченьэгоистичны, считая, что все обязаны выслушивать подробности их невзгод.
 Бывает, матьсемейства мучается этим празднословием, но не решается выпроводить незвануюгостью, думая, что тем самым она поступит немилосердно. Но надо помнить, что христианин обязан ограждать свой дом, свою семью от негативных воздействий извне.В данном или подобном случае такая «подруга» действует как вор — она похищаетдрагоценное время у вашей семьи, душевные силы, наверняка своим празднословиемвводит вас в грех осуждения и раздражительности. Посему здесь христианину надопроявить твердость, не поддаваясь ложной жалости — жалости как раз достойнаваша семья, страдающая от болтливой соседки. Можно сказать такой посетительницеучтиво, но решительно примерно следующее: прости, дорогая, все, что могла, я тебе уже сказала, не мне тебя учить, обращайся к Церкви, к более знающим людям,а сейчас прости — меня ждут домашние дела. Иногда такие расхитители чужого временипускают в ход слезы, чтобы разжалобить, поселить чувство вины за «немилосердие».В таком случае надо предложить вместе помолиться, например, прочитать Акафистили Канон. Если ваша назойливая посетительница ищет не помощи, а возможностипопразднословить — молитва ее не устроит, скорее всего она вскоре удалится и перестанет вас беспокоить.
 Надо ли даватьсоветы. Разумеется, православному не следует поучать неверующих друзей, коллегпо работе, навязывать им свои взгляды, когда об этом его не просят. Сама вашажизнь и отношение к другим людям должны быть лучшей проповедью христианства.
 Но бываюттакие ситуации, когда молчание христианина равнозначно предательству Христа.Как быть, например, если сослуживцы устраивают при вас коллективные читки и обсуждения колдовских книг, обмениваются «заряженными» фотографиями, или тогохуже — устраивают спиритический сеанс по вызыванию «духов»? Сделать вид, что вы ничего не замечаете и вас это не касается, было бы немилосердным по отношениюк вашим братьям и сестрам во Христе, из-за духовной слепоты попавшим в ловушкилжедуховности.
 Но и обличениеи вразумление должно быть с умом. Почему большинство попыток православных просветитьколлег на эту тему кончаются полной неудачей? Иногда после такой «душеспасительной»беседы заблудшие еще более укореняются в своем заблуждении, считая православногоколлегу ненормальным, фанатиком, безнадежно отставшим от жизни.
 Все делов тоне и мотивах обличения. Что движет вами? Действительная любовь к заплутавшим,обольщенным людям и желание им спасения? Тогда вы обязательно найдете словалюбви и сумеете необидно сказать о сути происходящего, упомянув, что вы понимаетеих интерес, что вы сами или ваши знакомые пережили нечто подобное, но были на грани погибели и лишь в Церкви нашли защиту и ответ на мучающие вопросы. Высможете привести примеры из жизни современных подвижников благочестия и т.д…Но если в ваши слова прокралась хотя бы тень фарисейского превосходства над коллегами, осуждения их за пагубный интерес — ваша миссия наверняка провалится…Миссионерство среди крещеных, но нецерковных людей в наши дни — особо тяжелыйкрест, требующий смирения, любви и дерзновения. И лучше, если такая ситуациявозникает у вас на работе или в учебном заведении, — надо взять благословениеу священника на такие беседы, да и батюшка сможет вам подсказать, что именнои как говорить.

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Церковь и общество

Православный священник принял участие в походе на подводном ракетном крейсере

 По благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила священник ЛеонидЛеонтюк был временно включен в списки личного состава подводного крейсера «Карелия»и побывал вместе с его боевым экипажем в плавании на подводном крейсере стратегическогоназначения «Новомосковск», духовно окормляя подводников. Отец Леонид,являясь клириком Александро-Невского кафедрального собора Петрозаводска, несетпослушание руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительнымиучреждениями Петрозаводской и Карельской епархии.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Обретения Любое обретение— будь то в знаниях, будь то в имуществе, — достигнутое рвением и трудом, без Бога, усиливает жажду обретения. Хотя и трудом достигнутое, но без Бога, такоеобретение — грех. А любой грех усиливает желание нового греха.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс