Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начало в №№ 27–29)
Крещение
Для крещения,во время которого умирает ветхий человек и рождается новый – для новой жизниво Христе – необходимо иметь крестных родителей – восприемников от купели, обязанныхнаставлять крестника правилам христианской жизни. Крестные отец и мать нужныне только младенцам, но и взрослым людям. Восприемников может быть двое, но по церковному уставу обязателен один восприемник: мужчина для мальчика и женщинадля девочки.
Восприемникамине могут быть малолетние дети; невежественные в вере люди; иноверцы и раскольники;душевнобольные и умственно отсталые люди; падшие нравственно (например, развратники,наркоманы, лица, находящиеся в нетрезвом состоянии). Не принято, чтобы крестнымиродителями становились монашествующие. Не могут также быть восприемниками одногоребенка супруги. Родители крещаемого младенца также не могут быть крестными.
Что требуетсяот крестных? Не только принадлежность к православной вере по крещению, но хотя бы элементарное понятие о вере, осознание меры ответственности перед Богом за души крестников, знание хотя бы основных молитв («Отче наш», «Символ веры»,«Богородице, Дево, радуйся», ангелу-хранителю), чтение Евангелия, ибо в ТаинствеКрещения Господь вручает им младенца или взрослого человека (поскольку крещение– это второе рождение, то и он является духовным младенцем, ему тоже даютсякрестные, на которых возлагается ответственность за его духовное воспитание).Помогать его наставить в вопросах веры, помогать родителям носить или водитьв храм младенца и причащать его – заботы крестных родителей.
На крестныхвозлагается огромная ответственность за всю тяжесть, за весь труд духовноговоспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Крестные родители могут и материально поддерживать своего крестника –и не только тем, что дарят подарки в день именин, в день крещения ребенка.
Необходимознать, что в исключительных случаях (например, при смертной опасности – для новорожденного ли младенца или взрослого человека, в отдаленных местностях,где нет церкви и невозможно пригласить священника или дьякона) допускается,чтобы крещение совершил мирянин, верующий мужчина или верующая женщина. Приэтом необхо-димо точно выполнить некоторые правила: после прочтения «Трисвятого»по «Отче наш» правильно произнести формулу крещения, тайносовершительные слова:«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление),аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение),аминь.» Если крещенный таким образом человек останется жив, выздоровеет, то ему надо в дальнейшем предстать перед священником, чтобы тот восполнил чин Крещения(совершил Миропомазание и воцерковил крещаемого). Священник обязан также выяснить,правильно ли было совершено Таинство Крещения, и в случае ошибок совершить егозаново…
Но даст Бог,вы принесете крестить чадо в младенчестве – чем раньше, тем лучше – обычно этоделается на 9-й день от рождения, можно и на 40-й, когда в храм может придтимать крещаемого, чтобы получить очистительную молитву после родов. Следует отметить,что существующие в некоторых местах обычаи не допускать на крещение отца и мать– не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родителине должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают от купели – это делают крестные), но могут только присутствоватьпри нем. Крестные же держат младенца на руках в течение всего времени совершенияТаинства – обычно, крестная мать до погружения в купель, крестный отец – после(в том случае, когда крестят мальчика). Если же крестят девочку, то вначалена руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.
Можно лироптать, если принесли крестить, скажем, младенца, а исповедь еще не кончиласьи приходится ждать священника?
Младенецкапризничает, родители приходят в немирность… Следует вспомнить, что Крещениесовершается один раз в жизни – и ради этого можно потерпеть и потрудиться. В древности вопрос стоял гораздо шире. Пришедшего человека не допускали простотак до Крещения – с ним проводились пре-дварительные беседы: неделю, а то и месяц, людей основательно готовили к этому Таинству и они принимали Крещениевполне сознательно. Во время богослужения готовящиеся принять Таинство Крещениянаходились в храме до момента, когда дьякон возглашал: «Елицы оглашенныи, изыдите,оглашенныи изыдите!» И после этого момента они покидали храм, а диакон смотрел,не остался ли кто из некрещеных в храме.
В первуюочередь надо понять, что Крещение – это не традиция, не обычай – это Таинство.Поэтому отношение к Таинству Крещения должно быть весьма и весьма серьезным,глубоким и не сводиться к каким-то внешним действиям. В древности крещение заканчивалосьвсегда причащением Святых Тайн. У нас сейчас не всегда бывает такая возможность– поэтому в ближайшие дни взрослым надо придти, а младенца принести в храм Божий,чтобы они причастились Тела и Крови Христовой. И что такое для нас эти СвятыеТайны – родители и крестные должны ребенку объяснять – соответственно его возрасту.
Что надоделать, чтобы Таинство Крещения доставило родным и близким не только духовную,но и житейскую радость? Хорошо, если крестный отец сможет купить крестик для младенца, взять на себя расходы по совершению Крещения, подготовить подарокпо своему усмотрению. Крестная же мать обычно дарит «ризки» – ткань, в которуюмладенец-крестник заворачивается после купели, а также крестильную рубашечку,чепчик. Если решат подарить какие-либо подарки, то выбрать надо то, что было бы практически удобно и для младенца, и для его близких. Если же новокрещеный– человек уже взрослый, или ребенок, умеющий читать и писать, то лучше ему подаритьдуховную литературу, которая соответствовала бы в данный момент уровню его духовногоразвития.
Хотелось,чтобы день крещения люди проводили в духовном настрое. Можно, придя домой, устроитьторжество и для всех членов семьи. Но не надо превращать это в попойку, радикоторой люди забывают, для чего они собрались. Ведь крещение – это радость,это духовное возрастание человека для жизни вечной, в Боге!
Очень важны мотивы крещения, чтоб ребенка крестили для возрастания в Боге, а не на всякий случай, для того, «чтоб не болел». Поэтомучеловек, сочетавшийся Христу, должен жить по Его заповедям, в воскресенье ходитьв храм, регулярно исповедоваться и причащаться. Примириться в покаянии с Богом,с ближними.
И конечно,день святого крещения должен остаться памятным на всю жизнь и отмечаться особокаждый год. В этот день хорошо сходить в храм Божий и обязательно приобщитьсяТела и Крови Христовых – соединиться со Христом. Можно отметить это торжествои дома, в кругу семьи. В отношении подарков – можно подарить сувенир или духовнуюкнигу – смотря по потребностям, которые возникли у крестника. Надо постаратьсяобязательно доставить ему в этот день особую радость – это ведь день его крещения,в этот день он стал христианином…
Что приготовитьдля крещения? Белые одежды – символ очищения души от греха. Одежды, которыенадевает человек в Таинстве святого Крещения, можно купить, но можно обойтисьи тем, что есть у человека – только обязательно крестильная одежда должна бытьсветлой, чистой и новой. Для младенцев – рубашечка, обычно с вышиты- ми крестикамина груди, на плечах или на спине, для женщин – рубашка не выше колен, для мужчинэто может быть специально сшитая белая рубаха до пола, но можно обойтись и обычнойбелой рубашкой. Для крещения также необходимы новая белая простыня или полотенце.
Как пользоватьсяв дальнейшем крестильной одеждой? В древности был такой обычай – 8 дней ходитьв этой одежде. Сейчас, конечно, этот обычай соблюдать невозможно, но некоторыеблагочестивые миряне не снимают рубашку в день крещения – нося ее под обычнойодеждой.
Конечно,надо стараться в бытовых целях крещальные одежды не употреблять – хранить их до часа смертного, когда их надевают на отошедшего или кладут ему на грудь,если это младенческая рубашечка… Можно их надевать в день крещения. Так жеблагоговейно надо относиться и к простыне, используемой во время крещения (ведьвсе освящается во время Таинства), и также хранить ее до часа смертного. Еслимы крестим младенца дома, в тазике или ванночке, то больше не надо пользоватьсяими для домашних нужд, лучше отдать их в храм. Обычай же надевать крестильнуюодежду во время болезни или класть на грудь связан с суеверием – ведь мы заказываеммолебны о болящем человеке, подаем записку «О здравии» в храм на Литургию –ничего нет выше, ценнее, чем бескровная жертва Спасителю.
Сватовство и венчание
В ТаинствеБрака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодатьБожию, освящающую их союз, благодать на воспитание будущих детей. Семья – этомалая церковь, основа общества. Поэтому так важно подойти к ее созданию со всейответственностью, молясь, чтобы Господь послал православного жениха или невесту-христианку.
Прежде, чемдать согласие на брак, жениху и невесте хорошо бы уточнить свои взгляды насчетобраза жизни, отношения к установлениям Церкви, насчет воспитания детей, насчетвоздержания от супружеской жизни в пост. Очень важно, чтобы у супругов былиобщие взгляды на развлечения, на контрацепцию, в конце концов – потому что могути среди православных быть очень драматичные моменты, если малоцерковные мужили жена, воспитанные миром, в какой-то критической ситуации начнут, скажем,настаивать даже на аборте – то есть на убийстве детей. Бывает, человек на словахговорит: я верующий, православный, а на деле не принимает большинство требованийЦеркви.
Так что обговариватьзаранее все эти моменты не только допустимо, но и необходимо, потому что инойраз взгляды на жизнь, религиозные убеждения являются причиной размолвок, раздоровв семьях и даже разводов. И с этим нельзя не считаться. Да, в Писании сказано,что неверующая жена освящается верующим мужем и наоборот. Но сейчас надо учитыватьто, что мы женимся или выходим замуж, уже будучи крещеными. И если одна половинаверит, то и другая должна с этим считаться, то есть задолго до того, как статьмужем и женой, как стать одною плотью, они должны решить этот вопрос, посоветоватьсяс батюшкой. Нередко бывает так, что до свадьбы произносятся одни слова, а потомэти слова забываются – и встречаешься со страшной, тяжелой реальностью – начинаютсяразмолвки, ссоры, неприязнь. Наступает воскресный день: одна половина начинаетсобираться в храм Божий, а другая начинает препятствовать. Или наступает пост– все было относительно мирно, пока муж постился, а жена – нет, например, но появляются дети, и на этой почве возникают ссоры: ты, дескать, постишься, этодело твое личное, но ребенку поститься я не разрешаю! Могут быть препятствияи в целом христианскому воспитанию младенца, которое заключается не только в ограничении принятия пищи.
Не случайнов древности, прежде, чем найти жениха, родители невесты смотрели – из какойсемьи человек, изучали все его генеалогическое древо – не было ли в роду пьяниц,психически больных людей, людей с всевозможными отклонениями. То есть это вопросочень и очень важный – поскольку фундамент воспитания будущего ребенка закладываетсязадолго до его появления на свет…
Конечно,необходимо, чтобы молодые люди, объяснившись, поставили в известность своихродителей, чтобы получить благословение на семейную жизнь, обсудить различныевопросы: где они будут жить, на какие средства.
Допустимо ли обсуждать вопросы, чем будет жить семья? Правомерно ли настроение «Господьвсе равно прокормит» или муж обязан думать, как будет кормить семью?… Да, Господь,конечно, сказал: «Без Меня не можете творить ничесоже». Конечно, мы должны всесвое упование возлагать на Бога. Но это совершенно не значит, что мы не должныдумать о завтрашнем дне, размышлять – живое всегда думает о живом. Но, преждечем приступить к осуществлению своих планов, надо обратиться к Богу с молитвой,с просьбой, чтоб Господь, если Ему это будет угодно и полезно нам, помог этомуосуществиться. Является ли бедность жениха или невесты, или их обоих, препятствиемк браку? Тут нужен подход с молитвой и разумением. Разумеется, негоже из-за нехватки средств отказываться от семейного счастья. Но в этом вопросе должнобыть единодушие супругов: если они согласны терпеть лишения, довольствоватьсямалым – Бог им в помощь. Но если через какое-то время супруг (жена, например),не выдержав испытаний бедностью, будет устраивать сцены другому, попрекать,что тот «загубил его жизнь» – такой брак вряд ли будет благодатным. Потому такважно выяснить общность взглядов жениха и невесты по многим вопросам.
Допустимы ли ранние браки? Как правило, они непрочны. Лучше было бы, если б родители,прежде, чем дать свое благословение, предложили юным испытать свои чувства.Ведь очень часто молодожены живут плотским влечением, принимая его за любовь.Прежде был очень хороший обычай – сватовства, обручения, объявления женихоми невестой. Некоторые и сейчас придерживаются этих мудрых традиций, чтобы испытатьсвою любовь на прочность, лучше узнать друг друга, ближе познакомиться с родителямижениха и невесты. Очень хорошо жениху и невесте отправиться вместе в паломническуюпоездку, побыть некоторое время в монастыре как паломникам или трудникам, спроситьсовета у духовно опытных людей. Как правило, в таких поездках более ярко проявляютсяхарактеры избранников, проявляются их недостатки. И будет возможность поразмыслитьобоим, готовы ли они нести крест семейных трудов именно с этим человеком, готовы ли вообще понести сейчас такую тяжесть.
Как быть,если невеста обнаруживает в избраннике серьезные недостатки – например, узнает,что он пьяница или наркоман? Надо ли сразу порвать с женихом или попытатьсяего образумить? В таких трудных ситуациях надо целиком полагаться на совет духовника,к которому обратиться совершенно необходимо, моля Господа, чтобы Тот открылему Свою волю, способна ли одна половина понести тяжесть спасения любимого человекаот тяжкой страсти.
А что касаетсяблагословения родительского на брак, то его брать просто необходимо. Более того,жених по традиции должен просить руки девушки у ее родителей. Ибо мы знаем из Священного Писания, что когда родители благословляли своих чад, то их благословениераспространялось и на их потомство.
Бывают и ситуации, когда родители еще пребывают в язычестве и никак не соглашаются на брак своего сына или дочери с христианином, хотят более выгодную в материальномсмысле партию для чада. Нужно понимать, что людей соединяют не какие-то материальныеблага, а любовь друг к другу. Когда родители против союза православных людей,им надо попытаться объяснить свои чувства и намерения, обратиться к Богу с просьбой,с молитвой, чтобы Господь вразумил их, расположил их сердца, помог соединитьсяэтим людям… Возьмите, например, государя Николая Александровича Романова и его будущую супругу Александру Феодоровну – ведь родители были против их брака.Тем не менее любовь двух молодых, чистых людей преодолела все трудности – и они стали супругами. И не помешали здесь разные вероисповедания, потому что Александра Феодоровна приняла Православную веру…
Что должнопредшествовать – венчание регистрации брака или же наоборот? Чисто формально,отношения должны быть узаконены юридически – регистрация брака происходит вначале.Затем – Таинство Венчания, благословленное Богом. Перед венчанием необходимомолодым пройти таинство Исповеди, может быть, даже накануне венчания причаститьсяТела и Крови Христовых. Почему лучше это сделать накануне? Потому что сейчасмногие праздники связаны с застольем, с употреблением вина, с песнопениями.Ты соединился с Богом, в тебя вошел Христос – и чтобы такими мирскими действиямине впасть в грех, лучше причаститься накануне венчания. Хотя в древности причащалисьв день Венчания – служилась Литургия, во время которой жених и невеста причащались,затем следовало Венчание. Но тогда было другое отношение к таинству, котороене заканчивалось увеселениями. И трапеза было органичным продолжением Литургии.
Надо ли «играть»свадьбу. К сожалению, очень много свадебных обычаев идет от языческих времен.Например, оплакивание невесты. В свое время это было частью народной жизни,в некоторых местах обычай сохранился и с этим приходится считаться. Но иногдаэто приобретает уродливые формы: девичники, например, превращаются в нетрезвыепосиделки, где подруги «пропивают» невесту, а «мальчишники» – в «пропивание»жениха, прощание с холостой жизнью. Как к этому относиться? Конечно, у всякогонарода существуют свои обычаи – выкупать невесту, невесту похищать – но в основномэто дань язычеству. Иногда это сопровождается всевозможными языческими действами.
Что допустимона православной свадьбе? Поскольку это большой праздник, радость, то допускаетсяи употребление вина в меру, не упиваясь, конечно. Не в вине грех, а в том, как мы относимся к нему: вино веселит человека – сказано в Писании в одном месте,а в другом, что «в вине есть блуд» – это в том случае, если переходим граньдозволенного… Могут быть и танцы – но не бесчинные пляски, а добрые, лиричныетанцы, в пределах разумного. Так же и пение. Ведь Господу не чужды были и наширадости – и сейчас они не чужды нам. Если бы это было запрещено Богом, Господьникогда бы не пришел в Кану Галилейскую на брак и никогда бы не претворил водув вино. Когда у одного старца спросили, можно ли танцевать, тот ответил: можно,но так, чтоб потом не стыдно было перед иконами молиться.
Это надознать: когда не совершаются венчания. Венчания не должны совершаться наканунесреды, пятницы (то есть во вторник и четверг), накануне воскресения (в субботу),накануне двунадесятых праздников, на протяжении всех четырех постов (Великого,Петровского, Успенского и Рождественского), в течение святок – с Рождества Христовапо Крещение – с 7 до 20 января, на Светлой Пасхальной седмице, в день и наканунедня Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня(27 сентября). Также не должны совершаться венчания на масленице – ибо уже идетнастрой на Великий пост.
Кое-где существуетобычай, что родители невесты, мать в частности, не присутствуют на венчании– якобы они должны оставаться дома и ждать молодых. Но подготовкой к приемугостей в этот момент могут заняться и родственники или может позаботиться кто-то другой. Мать же должна быть при венчании – кто может быть ближе в этот моментк своему ребенку, чем мать, кто засвидетельствует так свою любовь? Родителидолжны быть в храме вместе с детьми в самый важный момент их жизни. Ведь существуеттакая православная традиция, что после Таинства Венчания родители, подъехавчуть пораньше, встречают молодых при входе в дом с хлебом-солью, с иконами,и благословляют их этими иконами: жениха – иконой Спасителя, невесту – иконойБожией Матери, когда они уже стали супругами, когда Бог благословил их супружество,их семью. В храме благословляют иконами и в доме. Можно, чтобы при этом былии родители со стороны жениха, и со стороны невесты. Эти иконы молодая пара должнахранить всю свою жизнь – они должны находиться в переднем углу дома. Хорошо,если этими иконами они в дальнейшем благословят на семейную жизнь своих будущихдетей – то есть икона станет семейной, родовой. Счастливы семьи, где на бракблагословляют «бабушкиными» иконами…
(Продолжение следует)
«…И мёртвые воскреснут нетленными…» (1 Кор. 15, 52) Небольшоепредисловие: сегодня разговаривал по телефону с другом юности, последние годынаходящимся на послушании в одном из монастырей на Святой горе Афон. Между разговоромон пересказал историю о чуде Божьей Матери, которую на днях ему поведал православныймедик из США, заезжавший в монастырь.
Любовьи иное Когдалюбовь оскудевает, обязанность заменяет ее.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.