Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (400) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№31 (400) / 15 августа ‘06

Азы православия

 Обретения
 Любое обретение— будь то в знаниях, будь то в имуществе, — достигнутое рвением и трудом, без Бога, усиливает жажду обретения. Хотя и трудом достигнутое, но без Бога, такоеобретение — грех. А любой грех усиливает желание нового греха.

 Лишь то,что достигнуто с помощью Бога, делает человека удовлетворенным; оно утоляетжажду.

 Открывательтайн
 Умные людиоткрыли многие тайны не своим умом; они лишь своим устремлением и своим усердиемстучались в двери тайны, и Бог открыл им.
 Люди желалипознать вещи и законы, и Бог им открыл это, по их устремлению и усердию. Если бы умные люди с таким же устремлением и усердием искали познания Бога, Бог быоткрыл им Себя так же, как открыл радий и гравитацию.
 Большие открывателибольших тайн сотворенной природы стеснялись похвалы людей, ибо ощущали, что вся их заслуга состояла в том, чтобы стучаться в двери тайны, а двери открылТот, Кто и держит ключи всех тайн неба и земли (Лк. 11, 5–8).
 Потому, когдаслучится успех, говори: «Господи, мне принадлежит лишь труд, а Тебе успех».
 Если же поступишьиначе, увлеченный похвалой, знай, что небо поступит с тобой так, как на землепоступают с вором.

 Простые души
 У нас на Балканах в горных деревнях еще встречаются простые души с таким богатством добротыи невинности, что, если бы их забросить на проспекты какой-нибудь из нынешнихстолиц, вы бы и мимо воли своей вспомнили предания о сокровищах, зарытых в землю.
 — А что было бы с этими простыми душами, полными доброты и невинности, если бы они прошликурс семидесяти и семи городских философий и теологии?
 Было бы,несомненно, то же, что и со здоровым человеком, который проглотит семьдесяти семь пилюль, предназначенных для человека больного.
 Он бы заболел.
 Философиии теологии множатся там, где множится духовное отупение.
 Где болезни,там и медицина.
 Отношениеверы к системам философии и теологии подобно отношению гигиены к медицине.

 Недостойныеразговоры
 Какие этодве недостойные вещи, о которых люди охотнее всего ведут разговоры?
 Чужие грехии свои победы.

 Борьба за жизнь
 Не поддавайсяраспространенной иллюзии, которую называют «борьбой за жизнь». Ибо это выражениеимеет смысл лишь в том случае, когда означает «борьбу за Бога»; во всех остальныхслучаях оно бессмысленно. Для того, кто нашел свою жизнь в Боге, нет никакойборьбы за жизнь.
 Бог не ведетникакой борьбы ни с кем. Само присутствие Бога является победой.
 Борьба за жизнь, попросту говоря, означает борьбу за как можно более продолжительное существованиетела здесь, на земле. И это, следовательно, борьба не за жизнь, а за тело.
 Иллюзорностьтакого лозунга очевидна уже потому, что люди, не знавшие о нем, жили на землетелесно не меньше и не горестнее принявших его. Как раз наоборот.
 Жизнь не завоевывается, жизнь по доброй воле дается Дарителем жизни.
 Кто жизньзавоевывает, у того жизнь отнимается.
 Представьсебе, что горшки, наполненные маслом, начнут воевать между собой за то, комусохраниться, а кому пропасть. Что сделает горшечник? Сначала выльет из горшковмасло, потому что масло дороже горшка, затем некоторое время понаблюдает за смешной борьбой пустых горшков и наконец побьет их все и сделает новые.
 У тех, ктоведет борьбу за жизнь, не думая о Боге как Источнике жизни, Бог отнимает Своюжизнь и оставляет их, как пустые горшки.

 Во имя Божие
 Все, что ты потерял во имя Божие, ты сохранил; все, что ты сохранил ради себя, ты потерял.
 Все, что ты отдал во имя Божие, ты получишь с лихвой; все, что ты отдал ради собственнойславы и гордости, ты бросил в воду.
 Все, что ты принял от людей, как от Бога, принесло тебе радость; все, что ты принял от людей как от людей, принесло тебе заботы.


 Отношение к Богу
 Тогда, когдалюди ставят себя в ложное отношение к Богу — не как единственной реальности и ценности, — все их отношения автоматически становятся ложными. Реальность и ценностьтогда с Бога переносятся на мечты и вымыслы, и жизнь становится подобной борьбетеней, когда солнце скрывается за тучей.
 Ложные теориио Боге неизбежно влекут за собой и ложные теории научные, политические, социальные,брачные, семейные. Одна ложь рождается от другой; одна ссылается на другую, однаодну зовут на помощь.
 Изощренностьтогда ставится выше принципиальности, а количество выше качества.
 И все людитогда чувствуют, что задыхаются во лжи, и кричат: все – ложь! Но никто не возвращаетсяк истине. Так же, как пловцы, когда удаляются от берега и оказываются перед опасностьюутонуть, начинают хвататься друг за друга. Все они видят, что они в одинаковойопасности, а тем не менее зовут один одного на помощь. Потому что в смятении и страхе забывают, в какой стороне остался берег.
 В такие временаравновесие мира поддерживают –и Суд отодвигают – какой-нибудь десяток Божиих людей,из-за отсутствия которых в пропасти оказались Содом и Гоморра.

 Значимость и ценность
 Значимостьи ценность — одно и то же.
 Лишь то,что значимо, имеет ценность. Все остальное — это выдумки о значимости и ценности.
 Но значимымне может быть названо то, что таковым является лишь время от времени; можеттолько то, что таковым является постоянно.
 В сокровищницесего мира нет ничего, что таковым является постоянно. Но эта сокровищница бумажныхденег напоминает о существовании богатой сокровищницы истинных и неизменныхценностей.
 Эта богатаясокровищница — Бог. Он — вся значимость и вся ценность одновременно. Однакомногие духовные существа и души, в нескольких мирах, имеют заимствованную у Бога реальность и заимствованную ценность. Бог дал взаймы человеку от Своейзначимости и ценности, а человек дал взаймы природе от своей позаимствованнойзначимости и ценности.
 Горе человеку,который всю свою значимость и ценность перепишет на природу и передаст природе.Ибо природу он этим не обогатит, а себя самого обречет на погибель. И останетсяон как ничья мечта, из которой нечему возникать и некому о ней поведать.

 Внутренняя красотатворения
 О, если быты мог видеть внутреннюю красоту творения!
 О, если быты мог видеть внутренний свет творения — океан света, в который погружено всесотворенное!
 Мертвые и живые наравне купаются в этом океане, и различия между ними не существует. Растение,то, что сегодня цветет, и то, что вчера завяло, одинаково красивы и пахучи в том океане света.
 О, если быты только мог это видеть!
 Воистину,слезы бы заменили тебе все слова, а божественная любовь – все остальное.

 Природа — друг
 Природа –друг, а не враг. Она сотворена, чтобы человеку была другом и помощником, а не рабом и врагом.
 Люди, которыеберут природу в рабство, делают ее врагом и злодеем.
 У нас, на Балканах, еще осталось кое-что от древнего почитания природы и от милости к природе. Еще, доживая, сохранился обычай — прежде общий на Балканах, — когдачеловек, намеревающийся рубить дерево, косить траву или резать домашнее животное,крестится и говорит: «Прости, Боже!»
 Народы, которыеприроде объявили войну — победа или смерть, — которые придумали и нещадно используютгрубый принцип «эксплуатации природы», навлекли и навлекают на себя неизмеримоезло. Ибо кто разрывает свои дружеские отношения с природой, неминуемо разрываетих с Богом также.

 Неравные заслуги
 Два человеканикогда не могут иметь равных заслуг в одном и том же деле.
 Два человеканикогда не могут нести равной ответственности за один и тот же грех.
 Если ученикЗакона Божиего и учитель Закона Божиего совершат одинаково доброе дело, то первыйзаслуживает большего, нежели второй.
 А если ученикЗакона Божиего и учитель Закона Божиего сотворят одинаковый грех, то второйнесет ответственность большую, нежели первый.

 

В других номерах:

Азы православия

Протоиерей Андрей Устюжанин: «Традиции христианской нравственности»

(Продолжение.

 
Церковный календарь

23 августа — память мучеников архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских

 Воспоминаемыйв нынешний день мученик архидиакон Лаврентий отличался особенной привязанностьюк своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда по приказанию римскогоимператора Валериана вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидиаконЛаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику:«Отче! Куда ты идешь без сына? Архиерею святый, куда ты спешишь без своего архидиакона?Учитель мой! Возьми с собой твоего верного ученика!».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс