Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
…Зарязанималась розовой дымкой. Утренний ветерок с первыми лучами восходящего солнцапробивался в открытые двери Храма-на-Крови.
Молитвенники засуетились: стояниена соборной молитве святым Царственным Страстотерпцам подходило к концу. Получивза молитвенный труд благодать Божью и благословение Владыки на Крестный ход,все потянулись к выходу. Звонки сотовых телефонов будто поджидали этого момента:«Закончилась Литургия, уже выходим»… «Минут через 10 будем на площади, выходите»…«Сна как не бывало, сейчас разомнусь»… «Як тут гарно зроблено, зайдите побачить,а мы пийшлы»… «А слабо нам с ними проветриться, пива возьми»… «Безондерс…,я-я, натюрлих».
Людская лавинаиз православных разных возрастов и национальностей вылилась по ступеням храмана улицы спящего города. Не спали только посетители ночных клубов, один из которыхрасположился почти напротив музея «Невьянская икона». Такое соседство – как два разных мира – многим бросилось в глаза. Посетители этого заведения высыпалина улицу, чтобы посмотреть на «странную толпу» из неуклюже шагающих старушек,заспанных детишек в колясках, молодых юношей и девушек. Последние вызвали у них насмешки. Ну, как же, они, такие современные – затянуты в джинсы и топики,усеяны татуировками, пирсингом и стразами на немыслимых местах – сильно отличалисьот кротких девочек в длинных юбках и платочках.
Крестныйход уже выдвинулся на главную улицу города. Спешным шагом под зорким наблюдениемдорожно-патрульной службы Крестный ход проследовал мимо часовни в честь святойЕкатерины, миновал Плотинку, обогнул со спины памятник Ленину. С этого ракурсавидеть его раньше не приходилось, поэтому показалось, что идол этот нам не путьк светлому будущему указывал все эти годы, а милостыню просил. Крестный ходминовал Верх-Исетский бульвар и уже добрался до улицы Бебеля. Зрелище было захватывающим,когда поднялись на высотную магистраль. Хоругви в начале колонны было отчетливовидно, хотя находились они не менее чем за километр. Оглянулись – и там «хвост»у колонны не меньшей протяженности. Идти стали медленнее, и можно было приглядетьсяк людям. Вот юноша ведет под руку свою девушку… на шпильках. Мама раздает из рюкзачка бананы своим сыновьям и мужу. Целая группа молодых девушек с иконамиЦарственных Страстотерпцев на груди держат ровный шаг в такт молитве. Маленькиедевчушки, пока еще подпрыгивая, бегут за бабушкой. И вдруг я осознаю, что вижуэто не по телевизору, как раньше, а шагаю вместе с этими людьми. И со мной моясемья!
Настроениебыло приподнятым. Солнышко уже не только освещало нам дорогу, но и стало пригревать.Люди на трамвайных остановках говорили друг другу: «А че это народу-то столько?– Дак кто их знает, может какой протест или забастовка». Маршрут пролегал мимовещевого рынка, к которому уже стекались продавцы. Поеживаясь от прохладногоутра, они шли группами и даже колоннами из соседних домов к месту их заработка.Казалось, что они спросонья щурятся, но поравнявшись с ними, мы узнавали в нихкитайцев. Их было много. Легким шепотком это все отметили в колонне. Когда Крестныйход шел по бесконечной Технической улице, то там мы не встретили вообще ни одногорусского человека. Как-то грустно сделалось и от многочисленных «растяжек» и рекламных щитов: «Продам здание, 970 кв.м. на Уралмаше», «Требуются девушки»,«Дипломы любых вузов, загранпаспорта, прописка – быстро», «Свободу Лимонову»,«России – русский порядок», «Пакля»…
Подумалось,что пакли этой еще много и в наших головах. Между тем колонна прибыла в частныйсектор микрорайона «Семь ключей». По улице Леваневского чинно прогуливалисьчистенькие пятнистые буренки, пощипывая травку для свежей порции молока. «Нупочему молоко потом белое бывает, если они зеленую траву едят?» – допытываласьмалышка у бабушки. Та, тяжело дыша, ничего ей не ответила, а только пожала плечами.У дома престарелых нас поджидала кучка местных постояльцев. Кто на инвалиднойколяске, кто опершись на палочку, осеняли себя крестом и желали нам доброй дороги.
Детская городскаябольница №9 заставила вспомнить не самое приятное… Здесь нас потревожил черный«Мерседес». И почему автомобили всегда куда-то опаздывают? Народ потеснилсяк обочине, понимая всю важность подобной встречи. Лесная прохлада быстро снялараздражение. Изумрудный травостой манил земляникой, и многие спускались собратьягоду в пригоршню. Смешанный лесок из березок белоствольных и смолистых сосенрадовал глаз.
– Какие жеу вас места красивые!
– А вы не местные?
– 7 тысячкилометров добирались, чтобы увидеть все это. Нас целый автобус из Одессы.
Даже сердцезахолонуло от гордости. И от боли. Именно наша земля уральская приняла кровьЦарской Семьи. Да, «Уральские горы запомнят навеки, что наш государь здесь страдал,как Христос», как написал А.Семин, ректор сельскохозяйственной академии в песне«Купола золотые», вспоминая ужасную трагедию. Вокруг все тоже были грустными.На подходе к железной дороге шаг у паломников стал коротким. Скорбным путемшел Крестный ход. Той дорогой, где везли тела страстотерпцев 87 лет назад в урочище Ганина яма.
– Бабушка,сколько же Вам лет?
– 78 уже.
– Как вырешились идти-то, даже нам тяжело.
– С Божьейпомощью дойду. Может, мне Господь за труды еще 2 годочка прибавит.
Белоснежная седина выбивалась из-под платочка этой старой, но сильной женщины.Она всю дорогу шла самостоятельно и лишь под конец подобрала палочку. А мальчик,который чуть было волчьей ягоды не отведал, нашел для своей мамы настоящий посох.Солнце стало припекать, все пытались хоть в чем-то найти облегчение. Ноги не слушались. Один мальчик просто стоял и плакал, мама была рядом. Взрослая женщинапорвала босоножки и, закрыв лицо руками, горько плакала. Ей на помощь пришлисразу несколько человек.
Группа прихожан всю дорогу напевала Трисвятое и шагала уверенно. Сначала мужчиназапевал, потом женщины: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Кто-то менял обувь на ходу или вовсе шел босиком. У одной женщины правая рука виселаплетью и, чтобы перекрестить себя, она поднимала ее левой рукой. Слезы наворачивалисьна глаза, когда среди паломников встречались инвалиды или дети.
– Там такаямалявка идет, лет 5–6 от силы, и платочек у нее с Николаем Угодником, – удивиласьмоя дочь.
– Не-ет,я, пожалуй, не смогу на будущий год составить вам компанию, – тяжело простоналсынулька. А муж понимающе добавил:
– Меня удивилотри вещи: как много людей идет, как там Викентий с батюшками в своих одеждахс иконами идут, как мы сами-то добрались вообще!
Крестныйход миновал надвратный храм и растворился на территории мужского монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. После молебна в их честь у Поклонногокреста выстроилась длиннющая очередь. Все прикладывались ко кресту, ставилисвечи, уходили к яме. Заботливые монашеские руки засадили ее гребешками и лилиями.От этого зрелища перехватило дыхание, слезы полились рекой. Люди стояли на коленяху этого места, молились, плакали.
– У нас ощущение,что мы на Святой земле, – признались питерцы.
– Так и есть!Мы здесь каждый год бываем. Нынче приехали на 6-ти автобусах из Тюмени, каждый– по 50 человек, да еще на личном транспорте сколько.
Мы долгогуляли среди сказочных храмов, порадовались новостройкам, знакомым лицам: ректоринститута бизнеса Миняйло, депутат Кабанов, фотограф Владыкин… На выходе из монастыря заметили колонну автобусов с названиями разных городов нашей области,импровизированную эстраду с лавочками из свежих сосновых плах, мороженое и другиеугощения для гостей, памятные сувениры и литературу. Хотелось отдохнуть и услышать,как среди леса будут звучать виолончель и скрипка. Мы присели с ГОСТовским пломбиром.Арт-секстет «Лира» из С.-Петербурга удивил своей мастерской игрой, но вот ведущийпару раз обидел некорректными фразами: «Мы еле добрались сюда – по дороге намвстретилась такая ужасная пробка (участники Крестного хода это, естественно,приняли на свой счет)… К тому, что у вас тут происходит, я отношения не имею.Я – артист».
Но какимдушевным и высокопрофессиональным было выступление екатеринбургского ансамбля«Екатерина»! Им аплодировали и просили новых песен.
Усталостьсделала свое дело, и участники Крестного хода направились к автобусам и маршруткам,проезд в которых за 30 рублей многих отпугивал. Когда мы оказались у станцииметро, нас вдруг осенило: Петрова поет у Храма-на-Крови! Детей отправили домой,а сами – в метро.
Уже у ККЦ«Космос» мы поняли, что нам повезло – концерт Заслуженной артистки РСФСР ТатьяныПетровой не завершился, а был в самом разгаре. Ей помогал Уральский народныйхор. Многие плакали, слушая ее голос, эти трогательные и патриотичные песни.Были еще люди с Крестного хода у этой сцены. Коли дал Бог силы на такое испытание,то и эту радость позволит. Батюшка Гермоген завершил выступление нашей землячкимилым стишком: «Нет, не умрет народная культура, пока жива и здорова ТатьянаПетрова!»
Еще одна радость ожидала нас в этот день. Владыка Викентий тоже пришел послушатьвыступление замечательной артистки. Здоровый и улыбающийся, он утешил всех своихблагословением и синеоким взглядом мудрого отца.
Наталья Рукавичникова
–Наталья из города Лермонтов, что на Кавказе, спрашивает: «Сейчас по разным телевизионнымканалам, в кинотеатрах показывают достаточно много фильмов на духовную тему,но не все они соответствуют Библии и Евангелию. Скажите, Владыка, как нам относитьсяк таким фильмам, как воспринимать?» – Мы должныбыть как пчелы, которые собирают все самое лучшее со всех цветов.
«Правилахорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так многоисторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретитьмнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы,дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце… Против последнеготрудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается.Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем,о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты,но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного»человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин,соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношенияхс людьми вне церковной ограды?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.