Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Правилахорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так многоисторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретитьмнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы,дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце…
Против последнеготрудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается.Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем,о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты,но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного»человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин,соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношенияхс людьми вне церковной ограды?
Будучи основанына христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета, в отличиеот светского, являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации,но путями утверждения души в Боге. Та же вежливость, к примеру, может помочьстяжать и любовь к ближнему, и смирение – поскольку принуждая себя к сдержанностии обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божийв каждом человеке…
Конечно, труднопредусмотреть и регламентировать все случаи жизни. Да это и не нужно. Человек,искренне желающий жить по Заповедям Божиим, просящий помощи Божией и благословенияво всех затруднительных случаях, будет иметь определенные жизненные, духовныеориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях. Попробуемвместе с вами разобрать некоторые правила православного этикета, если их можнотак назвать, чтобы они стали ориентиром для тех, кто действительно хочет вестисебя с ближними по-христиански.
В жизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное,основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и всезавершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когдаон успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы.
Молитва определяетнаши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: «Господи, благослови!» – убережет от многихнедобрых дел и размолвок.
Бывает, начинаядело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашнихпроблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным крикомна него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы «срываем злость» на своем чаде. Такое случается от самонадеянно-стии забвения молитвы. Всего несколько слов: «Господи, вразуми, помоги, дай разумтворить волю твою, научи, как вразумить чадо…» и т.д. дадут вам рассуждениеи пошлют благодать. Просящему дается.
Если васкто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснятьотношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке– ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы– и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всегосердца помолитесь: «Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою)…/имя/ и его (ее)святыми молитвами прости моя прегрешения». Как правило, после такой молитвы,если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек,обидевший вас, сам первый придет просить прощения. Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненныминеприятностями нельзя никогда.
Лучший способпогасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практикеназываются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзираяна то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное: «Прости,брат (сестра)», – сразу умягчает сердца. В ответ обычно говорится: «Бог простит,ты меня прости». Вышесказанное, разумеется не повод распускать себя. Далекаот христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестрево Христе, а потом со смиренным видом произнесет: «Прости меня, Христа ради»…Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирениеми любовью не имеет.
Бич нашеговремени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие,вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке,но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемернойлюбви к ближнему.
При беседеумейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказываетмнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременнодоказать свою правоту. Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденнорассказывать о своем «духовном опыте», что свидетельствует о процветающем грехегордыни и может испортить ваши отношения с ближними. Будьте кратки и сдержанныв разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.
Входя в дом,надо сказать: «Мир вашему дому!», на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!»Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!»
За все принятотепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей,если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно.Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга
В каждойместности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет»,«чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.
За века христианевыработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом:«Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют другдруга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуядруг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».
ПреподобныйСерафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе,радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальныедни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!»и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»
В воскресныеи праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимнымпоздравлением: «С праздником!»
При встречемужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием.В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинамс женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносятв этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимноелобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырейпришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнатуследующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боженаш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, долженответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных,едва ли оно применимо к мирским людям.
Монастырскиекорни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» – причем не только священника.И если батюшка в таких случаях отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которомуобращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящихиз дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!»,перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогуили сказать: «Храни тебя Господь!».
Такие жеслова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «ПомощиБожией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращатьсядруг к другу
Умение обратитьсяк незнакомому ближнему выражает или нашу любовь или наш эгоизм, пренебрежениек человеку. Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения:«товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка» – вряд ли сделалинас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избратьдля обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий,как и в себе.
Конечно,примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Ещехуже вызывающе-пренеб-режительное «эй, ты!» или «эй!».
Но, согретоехристианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение можетзаиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционнойРоссии обращение «госпожа» и «господин» – оно особо уважительно и напоминаетвсем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себеобраз Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носитболее официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимаетсяпри обращении в быту – о чем можно искренне пожалеть.
Обращаться«гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений.В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица»– к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» – кстати,этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько теплаи любви в нем: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьметведро, молча принесет воды…» Жен священников тоже называют матушками, но добавляютпри этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принятои к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше,мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшимпо возрасту: «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будетнесколько фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» – великое и святоеслово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец».Монахи нередко называют друг друга «отче».
Обращение к священнику
Как взятьблагослове-ние. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называютполным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова«отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»!), либо (как этопринято у большинства церковного народа) – «батюшка». К диакону можно такжеобратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отецдиакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположенияво священство, благословение брать не положено.
Обращение«благословите!» – это не только просьба преподать благословение, но и формаприветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде«здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо,совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встатьперед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх левой. Батюшка,осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо: «Во имяОтца, и Сына, и Святаго Духа» – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника.Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущатьсяне следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этотмомент невидимо предстоит и благословляет нас… И прикасаемся мы устами к месту,где на руках Христовых были раны от гвоздей…
Мужчина,принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать егощеку, а затем опять руку.
Батюшка можетблагословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненнуюголову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением –то есть «креститься на священника». Перед тем, как взять благословение, обычно,как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.
Если вы подходитек нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначалеу протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословениеу всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честныеотцы». В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в такомслучае следует брать только у архиерея, естественно, не во время Литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общийк ним поклон с приветствием «благословите», ответить поклоном.
Бестактнои неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священниковнаправляется из алтаря к месту исповеди или для совершения Крещения, а множествоприхожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга.Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы.Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.
Кому первомуподходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье этоделает сначала глава семейства – отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству.Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем – женщины.
Надо ли братьблагословение на улице, в магазине и т.д.? Разумеется, хорошо это сделать, дажеесли батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем,к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение– в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.
Как обращатьсяк батюшке – на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся на «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отецГеоргий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы». Даже еслиу вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личномобщении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенаххрама такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников,при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».
Существуюти особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинномуобращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если онигумен или архимандрит) обращаются – «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие»,если наместник иеромонах. К епископу обращаются – «Ваше Преосвященство», к архиепископуили митрополиту «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископуи митрополиту можно обратиться и менее официально – «владыко», а к наместникумонастыря – «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принятообращаться «Ваше Святейшество». Эти наиме-нования, естественно, не означаютсвятости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, онивыражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.
Протоиерей Андрей Устюжанин
…Зарязанималась розовой дымкой. Утренний ветерок с первыми лучами восходящего солнцапробивался в открытые двери Храма-на-Крови.
Природа– зеркало человека Теории насчетэгоизма не могут быть оправданы природой. Люди слишком легко обвиняют другихза собственное зло.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.