Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (396) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№27 (396) / 15 июля ‘06

Церковь и общество

 Природа– зеркало человека
 Теории насчетэгоизма не могут быть оправданы природой. Люди слишком легко обвиняют другихза собственное зло.

 Природа равняетсяна людей. И она свой характер приноравливает к характеру человека. Пока Адамбыл послушен Богу, и природа была послушна Адаму. Когда же он восстал противБога, природа восстала против человека.
 Подобно тому,как определенная мысль или определенное желание действуют на все тело человекаи его нервы вплоть до самых окончаний их, так и характер, настроение, вера,нравственность человека действуют на всю природу от края до края.
 Злоба человеческаяможет наполнить всю природу злобой, и милость человеческая может преобразитьвсю природу милостью.
 У нас, на Балканах, народ до сих пор верит, что дожди, засухи, градобои, урожайные и неурожайныегоды, эпидемические болезни зависят от нравственной чистоты народа. Это самоедревнее и самое твердое верование у всех народов на земле.
 По отношениюк благочестивым природа милостива, по отношению к нечестивым – мстительна.
 Природа,соответственно, является зеркалом человека. Какой есть человек, таким его природав себе и показывает.
 Никакогозакона эгоизма у природы нет. Но люди эгоистичны, и во времена прилива эгоизма,видя свои обезображенные лица, оправдывают свое безобразие свойствами зеркала.
 Когда этозеркало несло ответственность за безобразие лица, которое ему следует верноотражать?

 Святой
 Святой –это самый большой победитель: у его ног лежит поверженный мир.
 Когда гусеницапревращается в бабочку, бабочка победоносно стоит на пустом коконе.
 Из всех магазиновдля ребенка милее всего магазин игрушек. Из всех магазинов города для взрослогочеловека самым неинтересным является магазин детских игрушек.
 Что представляетмир кукол и картинок для ребенка, то физический мир для святого во время, когдаего душа поднимется в мир нравственный и духовный.
 Открытыйсамообман для человека духовного обозначает точку, где заканчивается один мири начинается другой.

 То же несколькопо-иному
 Для святогоприрода представляет прошлое.
 Святой изучилазбуку природы, прочитал ее знаки, выслушал ее голоса, понял ее слова и составилкнигу. Только в святом природа полностью достигла своей цели. Ибо пробудилав нем человека, указала ему на Бога и – убралась с его глаз.
 Опираясьна основание, которое дала ему природа, святой должен сам подниматься по небеснойлествице – мыслью, молитвой, добротой, – подталкиваемый природой и влекомыйБогом.
 Святой бесконечноблагодарен природе и бесконечно милостив по отношению к ней. Потому и природаотносится к святому как к единственному на земле бескорыстному другу своему.
 Воистину,нет на земле более трогательной картины, чем взаимная дружба святого и дикихзверей.
 Но и привсем этом святой воспринимает природу так, как зрелый человек воспринимает магазиндетских игрушек. Один взгляд, улыбка сожаления, приятное воспоминание и – путникдолжен опять, по ненастью, вперед и вверх. Он должен забыть все, должен оставитьвсе, чтобы познать все и обрести все.
 Для гурманаприрода представляет будущее, для художника – настоящее, для святого – прошлое.

 Природа– жертва
 Природа –жертва человеку.
 Сколько людейотдано в жертву природе? А природа, как правило, вся отдается в жертву человеку.
 Природа создана,чтобы научить человека, чтобы пробудить его, чтобы показать его во всех особенностях,чтобы опамятовать его и чтобы исчезнуть.
 Природа всяв человеке, вся, без исключения. Она находится в человеке как целостное стихотворение,а вне человека – как отрывки, слова, звуки, буквы этого стихотворения. Она в человеке как полнота жизни, а вне человека – как зовы и символы жизни.

 Факты, законыи истина
 Дети постигаютфакты, обычные люди постигают законы, единственно духовные люди постигают Истину.
Факт поддается измерению, закон поддается описанию, Истину же невозможно ни измерить, ни описать.
 Тот, ктодержится Истины, может Истину почувствовать, но не может словами передать еедругим, находящимся вне Истины, в сфере фактов и законов.
 Факты и законыскрывают и ограничивают Истину и не позволяют говорить об Истине иначе, как только с их помощью. Поэтому духовные люди, говоря об Истине, снисходят к уровнюдетей и обычных людей.

 Полезный человек
 Для народаполезнее других не всегда тот человек, который более всех на виду и к которомународ прислушивается, а тот, кто, незаметный, как совесть, молится Богу за народи к которому Бог прислушивается.

 Молчаливая службаБогу
 Сколь великочисло людей, которые выполняют дела свои при свете солнца от восхода и до заката,но и не посмотрят на солнце, не почувствуют его, ни разу не задумаются о нем!
 Сколь великочисло людей, которые проживают свой век при свете, мощи и помощи Бога, но и не обратят взор свой к Богу, ни разу не задумаются о Нем!
 И солнцемолчит, не гневается и продолжает светить безотказно. И Бог молчит, не гневаетсяи продолжает помогать безотказно.
 Но когданаступит тьма, когда падет мгла, когда ударит мороз, тогда люди вспоминают солнце,ищут его взглядами, восхваляют его, вздыхают за ним.
 Так же и когда приходят страдания, нищета, муки без избавления и тупики без выхода, людивспоминают Бога, ищут Его взглядами, восхваляют Его, вздыхают за Ним.

 Бог и грех
 Бог и грехнаходятся на двух разных полюсах.
 Никто не может повернуться лицом к Богу, не повернувшись сначала спиной к греху. Никтоне может возлюбить Бога, не возненавидев сначала грех.
 Спина не видит, так что и тот, кто повернут лицом к греху, не может видеть Бога.
 И наш дух,как и глобус, имеет два полюса: восток и запад, свет и тень, долг сыновний и долг слуги, благодать и закон.
 Но любовь,при духовности, уничтожает полюса и все делает светом, сыновством и благодатью.

 Провидение
 Провидениесебя являет и в правилах, и в исключениях. Но для людей оно выглядит более очевиднымв исключениях.
 Во времяодного пиршества у царя Валтасара, когда гости пили вино и славили богов золотыхи серебряных, межных, железных, деревянных и каменных, появились персты рукичеловеческой и написали на стене три судьбоносных слова: Мене, Текел, Упарсин.В ту же ночь был убит Валтасар, царь Халдейский (Дан. 5).
 Пророк Даниилбыл брошен в ров львиный и провел ночь с хищниками. Наутро его вывели оттудаживым и невредимым.
 В особо счастливыхи в особо несчастных случаях люди чувствуют определяющее действие Провидения:когда – действие справедливости, когда – милости.
 Воздух всегдавокруг нас и всегда в действии. Но мы определенно чувствуем воздух лишь тогда,когда ветер подует, и тогда более всего говорим о воздухе.
 Как человекс больными легкими постоянно думает о воздухе, так и человек, осознающий своюгреховность, постоянно думает о Боге. Потому что ведь и один, и другойвынуждены думать постоянно о лекарстве и о враче.

 Человек – образдля человека
 Пусть вселюди, которых ты встречаешь, будут для тебя живыми образами того добра и зла,которое в тебе есть.
Задерживайся мыслями и любовью на хороших образах, чтобы и ты стал образом добрадля братьев своих.

 
Церковь и общество

Традиции христианской нравственности

 «Правилахорошего тона» – нужны ли они православному человеку? Мы растратили так многоисторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретитьмнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему – были бы,дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не на манеры, а на сердце… Против последнеготрудно возразить. Но: нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается.Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем,о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты,но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного»человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость – христианин,соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий «дурной тон» в отношенияхс людьми вне церковной ограды?

 
Ильинские чтения

Культурно-просветительский проект «Царский крест» предваряет V фестиваль православной культуры «Царские дни»

 На протяжении ряда лет в г. Екатеринбурге проходит Фестиваль Православной культуры«Царские дни».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс