Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (396) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «союз» и радиостанции «Воскресение»

№27 (396) / 15 июля ‘06

Архипастырь

 –Наталья из города Лермонтов, что на Кавказе, спрашивает: «Сейчас по разным телевизионнымканалам, в кинотеатрах показывают достаточно много фильмов на духовную тему,но не все они соответствуют Библии и Евангелию. Скажите, Владыка, как нам относитьсяк таким фильмам, как воспринимать?»
 – Мы должныбыть как пчелы, которые собирают все самое лучшее со всех цветов.

 Даже еслифильмы какие-то есть, казалось бы, духовные или церковные, но в сюжете естьнесоответствие действительности нашего церковного учения и противоречие Евангелию,то мы должны это отвергать, относиться отрицательно к искажениям Святого Евангелия.Потому что Евангелие есть та Святыня, которая приводит нас к святости, являетсяруководством в духовной жизни, ведет нас ко спасению. К Священному Писанию мыдолжны относиться очень внимательно, осторожно, чтобы не поддаваться искушению,которое бывает от мира сего. Для того, чтобы ввести человека в соблазн искушения,нам что-то негативное вносят то под видом добра, то под видом Святого Евангелия.Мы должны быть очень внимательны и отвергать искажения, а лучше всего не ходитьна такие фильмы.
 – «Через какоевремя можно причащаться?» – спрашивает Татьяна из Екатеринбурга.
 – Лучше всегопо этому вопросу советоваться с духовником, он знает лучше духовную жизнь каждогосвоего духовного чада и может дать совет, кому-то почаще, кому-то пореже. Минимум4 раза в год нужно причаститься, когда идут многодневные посты. Хорошо бы ещеисповедоваться и причаститься в двунадесятые праздники, в день своего Ангела,в день рождения, отмечать день своего рождения не только застольем, соблюдаямеру, но и духовно.
 – «Можно ли совместитьтакие чувства, как любить Бога и убояться Его? Не означает ли это, что мы обреченына вечное раскаяние в своих делах в повседневной жизни?» – интересуется ТатьянаЕгоровна Селезнева из Екатеринбурга.
 – Как разэто и есть та совершенная любовь, когда мы боимся прогневать в чем-то Бога,мы боимся Его не потому, что Он нас будет наказывать, даст болезни за наши грехи,а мы боимся оскорбить Бога. Это и есть та совершенная любовь, к которой мы должныстремиться. Первоначальная любовь к Богу – это когда мы боимся, что Господьнас накажет, это тоже один из стимулов не совершать грех. Потом человек понимает,что этого не достаточно, нужно идти еще выше, – и возвышается, совершенствуетсяв любви к Богу и ближнему. У апостола Павла есть такие слова: «Жена да убоитсямужа», которые иногда понимают в прямом смысле – что нужно дрожать перед мужем,не делать так, чтобы он разгневался и побил. Но должна быть такая любовь у супругик своему мужу, чтобы не оскорбить, не давать повода, чтобы он в чем-то обиделся.В то же время, мы знаем, что и к мужу есть такие требования, чтобы он любилсвою жену, как Христос свою Церковь. Когда есть такое понятие любви мужа к жене,как у Христа к Церкви, и любовь жены к мужу, чтобы не оскорбить его, – эта любовьбудет совершенная. И будет совершенная семья, настоящая семья, в которой не будет раздоров, это будет очень благодатная и богоугодная семья.
 И по отношениюк Богу мы тоже должны достичь такой любви, чтобы бояться оскорбить Его в своихмыслях, делах, поступках, чувствах – это такая благоговейная любовь.
 – «Владыка, сейчасначинается летний период, и в храм люди начинают приходить в шортах, короткихплатьях, рубашках с коротким рукавом. А во время чтения Евангелия, пения Херувимскойлюди ведут себя не очень хорошо: начинаются хождения, разговоры. Объясните,пожалуйста, правила поведения в храме».
 – Когда человекидет в церковь, он понимает, что идет на беседу к Богу, Творцу, любящему Отцу,Промыслителю и Помощнику, Который может помочь в той или иной нужде, болезни.И когда мы хотим что-то попросить, мы должны соответствовать Богу внешне, поэтомуГосподь требует от нас, чтобы женщина одевалась в одежды женские, а не в мужские,как сейчас принято – женщины в брюках или в одеждах, открывающих тело. ОдеждуБог нам дал для того, чтобы мы закрывали все стыдные места, а сейчас есть тенденция,чтобы раскрывать их, тем самым вводить людей в соблазн. А соблазн – это великийгрех, и горе тому человеку, через которого идет соблазн, и мы слышим грозныеслова Священного Писания, что лучше было бы этому человеку повесить мельничныйжернов на шею и бросить его в море. Мы как христиане должны одеваться прилично,чтобы одежда соответствовала духу православного христианина, не поддаватьсяискушениям, которые идут от извращенного мира. Нужно одеваться поскромнее, посерьезнее,чтобы не дать повода для возбуждения страсти в нашем ближнем. Природа человеческаяочень страстная, и вид обнаженного тела возбуждает различные страсти. Это мешаетжизни человека, у него нет мира на душе, а есть тревога и возбуждение страстей,кипение человеческого естества, и в таком состоянии он находится в течение долгоговремени, а это влияет на психику, на здоровье. Современная мода негативно влияетна нашу человеческую природу, жизнь. Надеемся, что люди в скором времени поймут,что нельзя жить в свободе беззакония и зла, причиняя много вреда друг другу,и, даст Бог, придем мы в сознание, что так поступать нельзя. Нельзя издеватьсянад собой – своими страстями, возбуждением своей страстной природы.
 В таком состояниивозбужденности люди приходят в церковь, чтобы покаяться, умиротвориться, но и тут находятся люди, своим вызывающим видом возбуждающие страсти в ближнемсвоем. Очень важно, чтобы мы пришли к пониманию того, что мы делаем. Хватитнам друг друга развращать и возбуждать страсти блудные.
 Блуд, к сожалению,стал приоритетом нашей жизни, он ведет к уничтожению нации. Поэтому очень важножить целомудренно. Будем помогать людям жить целомудренно, чтобы страсти улеглись,чтобы человек жил более умиротворенно, радостно, свободно. Когда есть мир на душе, тогда мы радостны и приятны, и хочется творить доброе. В церковь человекдолжен приходить в благочестивой одежде: если это мужчина – то широкие брюки,если это женщина – то в длинной юбке, чтобы не давать повода для соблазна людям,находящимся в церкви, а для того, чтобы в совместной молитвой и возносить своимолитвы к Богу.
 – «Владыка, Васза позицию по отношению к женщинам в брюках очень много в светском обществекритикуют, и Вы это, наверное, знаете. Вопрос ставят так: запрет ходить женщинев брюках идет из Ветхого Завета, но ведь христиане не все ветхозаветные. И,в частности, говорят, что если женщине нельзя ходить в брюках, то тогда вы,мужчины, делайте обрезание, но вы же не делаете обрезания, вы ветхозаветныйпринцип оставили, а почему вы нас заставляете придерживаться этого ветхозаветногопринципа? Это все архаизм, посмотрите на столичные города, где женщины ходятв брюках, и в Европе, и везде – и никто им в церкви как Владыка Викентий не запрещает ходить в брюках».
 – Действительно,в Ветхом Завете есть такие слова Второзакония о том, что женщина, одевающаясяв мужские одежды – мерзкая пред Богом, и мы воспринимаем некоторые традицииВетхого Завета, которые не устарели, так как у женщин должен быть всегда скромныйвнешний вид. Потому что соблазн – большой грех, который ложится на душу тогочеловека, который совершает этот грех соблазна. Когда женщина одевается в одеждымужские, в брюки, обнажает себя – это негативно сказывается на многих людях.В современных фильмах, казалось бы, ну что тут такого, показывают те естественныедействия, которые даны Богом в отношении друг с другом. Но это же возбуждаетв человеке такой огонь, с которым он не может справиться и делает непредвиденныепоступки, способен даже на агрессию. Человек как был страстным в Ветхом Завете,таковым он и остался в Новом Завете. Поэтому Господь и определил, как должныодеваться мужчины и женщины, чтобы не давать повода для соблазна. И здесь делоне в правилах Ветхого Завета, а в духе Евангельской жизни.
 – «Но, Владыка,когда речь идет о женских брюках, брюках женского покроя, люди говорят, что это не мужская одежда, т.к. они широкие, не врезаются в тело, не облегают его,не соблазнительны. Можно ли такие брюки носить?»
 – Это простоискушение. Откуда взялась мода ходить в брюках? Сначала в домашних условиях:«надо расслабиться, здесь меня никто не видит, я в шортиках или брюках хожупо дому»; может, в брюках на каких-то работах более удобно и т.д., – и вот этотдомашний, рабочий обиход вышел на улицу. Когда-то в таком виде, находясь дома,боялись показаться даже перед гостями, а сейчас выходят на улицу в таких одеждах,в которые одевались когда-то с оправданием, что это для удобства, – это бесстыдство.Если бы человек имел стыд и совесть, он не вышел бы в таком виде на улицу, в культурные общества, в театры, в которые раньше люди шли в благородных одеждах.Конечно, человек всегда хотел показать, что он может красиво одеться, но не показывал свои какие-то части тела, которые бы возбуждали или сооблазняли кого-то из окружающих. Потому что люди ценили свой супружеский брак, не хотели, чтобыкто-то из мужчин через соблазнительную одежду соблазнился замужней женщиной,остерегались, чтобы не было искушений. Женщина одевалась красиво, но не соблазнительно.
 – Владыка, опять же возвращаясь к мусульманским странам, где все традиции сохранены: я долгоне мог понять смысл паранджи. Мне всегда казалось это каким-то варварским обычаем– всю себя закрыть тряпкой. Зачем, почему? И недавно я узнал, почему женщиныносят паранджу: женщина имеет мужа, и муж не хочет, чтобы другие мужчины на нее смотрели и что-то там себе фантазировали, – вот образец целомудрия.
 – А у насвсе наоборот. Мужчины хотят, чтобы жена была вся раскрыта, соблазнительна для всех, и в то же время, чтобы она была верна. Она ходит в таком виде, и мужчинысоблазняются, а потом начинаются проблемы в семье, муж начинает ревновать, скандалить,дело доходит до разводов. Но этот муж не подумал, что нужно устроить свою семейнуюжизнь, чтобы жена так не одевалась, так себя не вела, чтобы не была соблазномдля других мужчин, и этим самым сохранить свою семью.
 – «Одна женщинародила ребенка и бросила его в роддоме. Когда ребенку исполнилось три месяца,его взяла другая женщина, с тем, чтобы усыновить его через полгода, когда разрешитзакон, и приросла к нему всем сердцем и полюбила его больше всего. И вот черезпять месяцев появляется та, которая бросила малыша, и пытается с помощью законавернуть его. На чьей стороне Церковь в этом случае?» – спрашивает Зинаида из Екатеринбурга.
 – Это оченьсложно, тяжело, но я так думаю, что слава Богу, пробудилась совесть у матери,и она расскаялась в своем сердце, что совершила великий грех – бросила своегоребенка. Благо той женщине, которая взяла этого малыша на воспитание. Я думаю,что, хотя тяжело и душа лежит к этому младенцу, благо возвратить этого ребенкаматери и помочь этой матери, чтобы она его воспитывала в духе Православия. А приемная мать стала бы крестной матерью, которая должна воспитывать дитя в духеверы, нравственности, духовности в тех идеалах христианства, которым учит насСвятая Церковь. Таким образом и мать обрела бы свое дитя, и приемная мать осталась бы духовной матерью навсегда, потому что в таинстве Крещения духовные родителиимеют большие обязанности перед Богом и будут давать ответ на Страшном Судеза то, как они благотворно воспитывали, влияли на духовность дитя. И в данномслучае, я думаю, что ребенок получит правильное, доброе воспитание. Да, сейчастяжело, но когда мы будем смотреть с точки зрения вечности, этот благородныйпоступок стоит больших благ в Царствии Божием, это особая любовь и особая жертвенностьради этого младенца.
 – «Можно ли в Родительскую субботу молиться за самоубийц, а именно, что умер от чрезмерноговинопития?» – спрашивает Евгений.
 – К сожалению,бытует в народе такое мнение, что в Родительскую субботу совершается поминовениеза самоубийц, – это неправда. За самоубийц нужно молиться только в домашнеймолитве. Делайте дела милосердия за эту душу и надейтесь на милосердие Божие,что Господь вашими трудами, вашим усердием поможет этой душе и избавит от мучений.Очень важно, чтобы родственники, ближние люди исправляли свою жизнь и сталижить церковной христианской жизнью, – это тоже может повлиять на состояние душиусопшего, т.к. Господь видит, что такая смерть послужила к благотворному изменениюродственников, близких людей, и за это Господь даст благо им самим, и милостьусопшему, который окончил жизнь самоубийством.
 – «Владыка, как вести себя сотрудникам храма во время чтения Евангелия и пения Херувимской по отношению к прихожанам, которые ведут себя не совсем так, как требуют эти моментыбогослужения?»
 – Приходящийв церковь человек должен настроиться на молитву так, чтобы в течение всей службымолиться, а не мешать другим. Мешаем мы тогда, когда ходим по храму, толкаемлюдей, стараемся передавать и ставить свечки.
 Передаваясвечи во время службы, мы мешаем молящимся людям, отвлекая их от внимательноймолитвы. Свечи нужно ставить до начала службы или на ближайший подсвечник. Естьтакие моменты богослужения, когда, даже если даже храм пустой и мало людей,нельзя ходить по храму: при чтении Евангелия, когда поют Херувимскую песнь.При пении Херувимской совершается Евхаристический канон – поется «Милость мира»,идет особая молитва, при которой Господь посылает Свою благодать на Святые Дары,происходит Пресуществление Святых Даров из хлеба и вина в истинные Тело и КровьХристовы. Это самый важный момент богослужения, и люди, находящиеся в храме,не должны ходить, разговаривать, что-то передавать, не должны мешать человекуслушать и молиться. В храме нужно вести себя благоговейно, стоять на одном месте,усердно слушать все, что поется, читается, внимательно, душой и мыслями возвышатьсяк Богу.
 – «Владыка, что делать с суевериями, связанными с погребением, отпеванием усопших, как реагироватьсотрудникам храмов на всякие обряды, которые пытаются в это время делать?»
 – Да, естьтакие суеверия, даже колдовство. Некоторые пользуются веревочкой, которой привязывалисьруки или ноги, и эту веревочку потом применяют для каких-то колдовских дел и приносят людям вред. Для того, чтобы пресечь все это, лучше всего, чтобы былответственный за погребение, чтобы совершить необходимое по православным канонам,не давать возможность тем, кто имеет нехорошие намерения.

 С архиепископом Викентием беседовал руководитель Информационно-издательского отделаЕкатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков). Расшифровка аудиозаписиИлья ЦЫГАНЦОВ.

 Программа«Архипастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании«Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.

 
 
Церковь и общество

По Царской дороге с хоругвями Крестным ходом мы вместе пройдем

 …Зарязанималась розовой дымкой. Утренний ветерок с первыми лучами восходящего солнцапробивался в открытые двери Храма-на-Крови.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс