Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К 135-летию со дня рождения священномученика Андроника, АрхиепископаПермского и Кунгурского (Екатеринбургского) (14 августа 2005 г.)
«Бдите, и молитеся, да не внидите в напасть» (Мк.
14, 38)
Прошел почтицелый век с начала смутных времен большевизма. Русская Православная Церковьвыстояла тогда против богоборческого террора красносотенцев, выдержала агрессиюобновленчества и католический «натиск на восток». Однако в наши дни опять встаетвопрос, сможет ли Церковь противостоять сегодняшнему церковному модернизму и экспансии оккультизма? Остановит ли она стремительную дехристианизацию русскойнации? Выстоит ли против «толерантности» экуменистов и псевдолиберальных чиновников?Ответ на эти болезненные вопросы видится в историческом опыте Русской ПравославнойЦеркви. И в первую очередь в ее СОБОРНОСТИ, которая всегда была присуща Вселенскими Поместным соборам Русской Православной Церкви, в том числе и Поместному собору1917–1918 годов, немалую роль в котором сыграл священномученик Андроник АрхиепископПермский и Кунгурский. Памяти и труду которого посвящается предлагаемый циклстатей.
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917–1918 ГОДОВ:ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА
Еще до революции1917 г. синодальные чиновники, находясь в непосредственном подчинении у чиновниковгосударства — в ущерб соборности и миссии Православной Церкви в России — быливынуждены исполнять повеления «чиновничьей мафии». Сотнями закрывались центрыпросвещения – монастыри. Солдаты приходили в армию, не зная даже молитву «Отченаш», так что святой праведный и непобедимый адмирал Федор Ушаков и генералиссимусАлександр Суворов вынуждены были сами учить их основам веры. Кроме того, политикаСинода, направленная против внутрицерковной строгости, привела к появлению в Церкви модернизма, обновленчества и прочего либерального шатания. Другими словами,проводилась плановая дехристианизация населения России, которая закончиласьполномасштабной секуляризацией христианского государства.
После такназываемого отречения Государя Николая II от престола в стране началась смута.Враги Святой Руси тут же устремились к Православной Церкви, пытаясь подчинитьее себе. Для большевиков это был вопрос жизни и смерти, поскольку их число по отношению к верующим составляло ничтожное количество. Поэтому, в самом началереволюции, они и не могли проводить повсеместную воинствующую атеистическуюпропаганду. Во всяком случае открыто, пока не была одержана победа в гражданскойвойне на захваченной территории. Поэтому для них было стратегически важно сначаларасколоть ряды верующих, а затем на основе отколовшейся части производить секуляризациюцерковного имущества и реформацию Церкви с параллельным подчинением ее атеистическойвласти. Для этого, еще до революции, они выдвинули лозунги о равенстве, братствеи борьбе с несправедливостью. Тем самым посеяли в народе распри и грех осуждения,при этом умело пользуясь различными формами политиканства, идеологически разделяянацию. В результате, часть православных верующих оказалась втянутой в политикуи борьбу за власть. Эта борьба привела к созданию большевистских ячеек прямона приходах. Возникла угроза раскола. Эту ситуацию можно сравнить разве что с реформацией католической церкви, с той лишь разницей, что католическое священствоуже пребывало в ереси, а наше в большей степени носило в себе святость.
В это трудноедля России и Церкви время начинает свою работу Поместный собор РПЦ 1917–1918гг. Первая его сессия проходит под угрозой большевистского раскола в Церкви.Немалый труд по подготовке мероприятий, связанных с предотвращением раскола,проделал владыка Андроник. Не имея возможности напрямую принимать участие в разработке необходимых документов (за год до этого пермские реформаторы требовалиувольнения владыки на покой), он духовно руководит данным процессом через своегоближайшего соратника о. Матфея — ректора Пермской духовной семинарии. По вопросураскола 20 марта 1918 г. на пленарном заседании зачитывается заявление членовСобора о «церковном большевизме»: «…Измена Матери Церкви, ее священнымканонам и заветам началась с первых дней революции <…>. После апрельских(1917 г.) епархиальных съездов во многих епархиях были избраны революционныеепархиальные советы <…>. За год своей революционной деятельности некоторыеиз них повергли епархии в церковную анархию <…>. Удаление епископовиз епархий совершилось мирской властью в большинстве случаев по настойчивойпросьбе пастырей, диаконов и псаломщиков, просивших содействия у Советов крестьянскихи солдатских депутатов. Аресты епископов и захваты архиерейских домов происходилииногда при предательстве и деятельном участии клириков. Диаконы и псаломщикипо всей России образовали отдельные союзы от пастырей для борьбы против духовнойвласти и преследования неугодных им, но лучших пастырей. <…> Большевизмсильно захватил немалое число священнослужителей. <…> При подобном действиисамого духовенства и монашества <…> не может быть полной силы и возможностидействовать по указаниям Святейшего Патриарха и Священного Собора против восставшихна Церковь мирян. <…> Из этого следует, что Священному Собору надлежитсейчас, до своего роспуска, высказаться по поводу существующего большевизмав Церкви и обратиться с осуждением и увещанием к изменникам». Первая подписьпод заявлением и принадлежит архимандриту Матфею.
Собор создаетспециальную комиссию, которую предлагается возглавить епископу Андронику. Но он как заинтересованное лицо не считает это возможным. Вместо владыки Андроникаопять непосредственное участие в работе комиссии принимает архимандрит Матфей.Благодаря его настойчивости, собор резко осуждает клириков и мирян, обращающихсяв делах церковных, к враждебному Церкви гражданскому начальству и принимаетрешение, согласно которому: «Священнослужители, состоящие на службе в противоцерковныхучреждениях, а равно содействующие проведению в жизнь враждебных Церкви положенийдекрета о свободе совести и подобных сему актов, подлежат запрещению в священнослужениии в случае нераскаяния извергаются из сана». Этим решением Cобор отделилот себя «краснотряпичных раскольников» и положил начало врачевания Церкви от льстивого перед антихристианской властью обновленчества.
Чтобы предотвратитьдальнейший раскол и расхищение овец Христовых, владыка в своем обращении к соборурезко выступает против навязываемой Церкви выборности пастырей: «Выборноеначало признается некоторыми ораторами за явление назревшее. Согласен. Но назрелооно так же, как назревает какой-либо болезненный нарыв. Пред тем, как ему прорваться.<…> И вот разные пошляки будут избирать приходского пастыря. Затем,как такие выборщики будут смотреть на выбранного ими пастыря? Они будут смотретьна него так: мы тебя выбрали, мы тебя можем и прогнать. <…> Некоторымдумается, что архиереи не хотят выборного духовенства. На самом же деле этоне так. Мы, архиереи, если бы нам не дорого было благо прихода и мы заботились бы только о себе, мы бы первые сделали выборное начало обдержным правилом: да выбирайте, мол, кого хотите, нам легче будет, так как за выбранных вами мы не отвечаем».
В результатеревностного старания владыки Андроника в приходской Устав вносятся принципиальныедополнения. Так, одна из статей Устава гласит: «Право избрания на священнослужительскиеместа принадлежит епископу, который при избрании принимает во внимание и техкандидатов, о коих приговором ходатайствует приход». Таким образом, выборностьчленов клира была отвержена и было утверждено иерархическое единство Церкви.
Голос владыкиАндроника (и еще двух пермяков, о. Матфея и Куляшева А.Г.) в защиту единстваЦеркви был услышан и при решении вопроса о предоставлении права юридическоголица исключительно приходу. Пермяки голосовали против этого. После окончательногоутверждения статья 7 Устава гласит: «Приходский храм и приход являются особымиюридическими лицами». Такое положение перед лицом власти комиссаров обеспечивалоподчинение приходов архипастырю. Этими действиями пермской делегации было сохраненои юридическое единство Церкви, а сама Русская Православная Церковь получиласредство иерархического врачевания церковно-большевистского раскола, отторгнувот себя на приходах несогласных.
Однако большевикипытались расколоть Церковное единство не только грубыми методами открытого давления,но и способами более изощренными. В их планы входило попрание церковного преданияпосредством реформы богослужебного Устава и отмены церковно-славянского языка.
Для владыкиАндроника вопрос богослужебного Устава – основа основ его жизни. В своем обращениик Собору он пишет: «…Я великий ревнитель уставности. <…> Собор долженобратиться к православным христианам с выражением глубокой скорби по поводунаблюдаемого ныне уклонения от исполнения церковно-богослужебных Уставов. Ондолжен указать, что означенный Устав составляли не простые люди, но святые отцы,вложившие в него всю свою душу. <…> Собор должен сказать, чтобы никаких,елико возможно, не было сокращений в Уставе богослужений, не изгонялось из негото, что исполнять положено св. отцами. Собор должен определенно и строго требовать,что противящиеся этому, самовольно сокращающие и искажающие церковные Уставыподлежат Суду Божию, потому что мерзок, по слову Писания, пред Господом всяк,творящий дело Господне с небрежением! В смысле лишь крайней необходимости и притом отнюдь не во всех церквах могут быть, по указанию того же Собора, вводимынекоторые маловажные отступления от Устава и сокращения его. Но в храмах монастырских,соборных и многих других службы совершаются со всею уставною полнотою, чтобынабожная верующая душа могла бы получить полное удовлетворение, наслаждаяськрасотою уставных церковных служб».
В защитусохранения церковно-славянского языка в богослужении епископ Андроник делаетна соборе доклад «Нужно ли переводить на русский язык православное богослужение?»,в котором, в частности, говорит: «У всех народов мира, во всех религиях и исповеданиях язык богослужебный существенно разнится от языка разговорного и даже литературного. Всегда язык богослужебный есть язык возвышенный, можно сказать,одухотворенный по своему стилю. <…> Было бы странно говорить с Богом на языке обычном, если и в беседе с людьми высшими себя, естественно, мы пользуемсяи языком не обыденным, а возвышенным. В частности, для нас, русских, было быболее чем странно сказать или услышать: «возьмите и ешьте, это ведь Тело Мое».Или: «будьте покойны» вместо «мир вам». И прочее подобное. Или как, например,перевести по-русски: «чрево Твое пространнее небес содела»? По-русски это будет,конечно, понятно, но для набожного слуха и сердца это будет совершенно неприемлемо.Если же обратимся к особенно высоким нашим богослужебным молитвам и песнопениям,то увидим, что без унижения всей дивной красоты их, так умиляющей, радующейи волнующей набожную душу, — без этого никак нельзя изложить их на русском наречиихотя бы и самом безукоризненном. <…> Итак, переводить наше православноебогослужение на русский язык не следует. Следует же, кроме исправления текстабогослужебных песнопений, изучать и истолковывать богослужение, приближая егок пониманию богомольцев и делая их сознательными участниками в нем». Хотяпо вопросу изменения богослужебного устава и изменения церковно-славянскогоязыка не было принято никакого конкретного решения, именно непринятие решенияи стало «решением» – жить по дореволюционным традициям. Таким образом Церковьне благословила псевдопастырей устраивать реформацию Церковной жизни, и онаосталась жить на основе ее предания. Такой формой решения конфликта было заложеноуврачевание внутреннего раскола в последующие годы.
Именно по чистоте веры святых отцов Поместного собора 1917–1918 гг. Господь не допустилсформироваться благоприятной почве для обновленцев 20–30 годов. Им не удалосьустроить раскол подобный старообрядческому или протестантскому, так как многиеотцы, утвердившие на этом Cоборе ценности Православия, впоследствии принялимученическую смерть и были прославлены Божиим Духом. Идти против их мнения означилоидти против Бога. Поэтому православный народ и не пошел за обновленцами. Поэтомувсе лукавые идеи большевиков и их прислужников – обновленцев не устояли. Без всякого сомнения, итогом деятельности этого Cобора стало сохранение чистотыверы и Церкви перед лицом Божиим. Эти добродетели обрели милость Божию, и Господьоказал Своей поместной Церкви благодатную помощь в противостоянии с воинствующиматеизмом. Что касается участия в Поместном соборе владыки Андроника, то еготруд и труд его соратников для Русской Православной Церкви по значимости можносравнить с трудом св. Афанасия Великого и св. Николая Мирликийского чудотворцана первом Вселенском соборе для всей Православной Церкви. Всех отцов Первоговселенского собора, утвердивших «Символ веры», Церковь чтит как святых, но срединих были более ревностные, которые своей верою оказали решающее значение в борьбес еретиками и их хульным учением. Таковым на Поместном Соборе 1918 года были владыка Андроник. Его же мученическая кончина за Веру, Царя и Отечество (онбыл расстрелян большевиками в 1918 г. в Перми, не отказавшись от своих убеждений)являет нам яркий и достойный пример непоколебимой верности Святой Руси и самоотверженногопротивостояния врагам Церкви и защиты ее единства и чистоты.
ВНУТРИЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ОБНОВЛЕНЧЕСТВОСЕГОДНЯ
Вопрос внутрицерковногоединства Русской Православной Церкви в настоящее время становится все болееи более острым. Как и в начале прошлого века, враги Церкви используют противнее все то же коварное и безотказное оружие – обновленчество, сегодня – неообновленчество.Главной целью обновленчества является «реформаторство» – реформа Церкви.Его лозунгом является «обновление духа», за которым скрывается «подмена Духа».Средством по достижению цели обновленчества является модернизм предания и культуры.Политическим курсом является «либерализм» в традиции. Силой, питающейего, является «уния» с властью, независимо от политического характеравласти и ее духовных воззрений. Обновленчество как отход от догматов и предания,утвержденных святыми отцами, есть грех, ловко прикрываемый псевдохристианскимилозунгами, так как направляет Церковь на служение «духу мира сего», а не Богу.
Так, сегодняуже среди православных появляются слащавые пастыри-экуменисты (неообновленцы),воодушевленные сектантским призывом: «Всех надо любить!». Конечно, надо,как заблудших и прельщенных овец, но не за то, что они хулят Бога. Долг христианскойсовести требует от нас дел вразумления и обличения их греха, а не приветствоватьих на путях их гибели, тем самым становясь их соучастниками: «Всякий, приступающийучение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; <…> того не принимайтев дом и не приветствуйте его; Ибо приветствующий его участвует в злых делахего». (Иоан., посл. 2, 9–11). Современная особенность приветствия современногоэкумениста с его гуманистическими словопрениями о толерантности (веротерпимости),заключается в том, что приветствующий его неизбежно участвует в выстраиваниисистемы религиозного тоталитаризма и человеконенавистничества назревающей «неорелигии»– религии антихриста, «сатанобожия».
Можно долгоспорить, что такое обновленчество 20-х и неообновленчество постмодернизма, –но не это главное. Главное – то, что эти явления одного и того же порядка. Церковнымнеообновленцам не нравятся многие традиции и догматы Церкви именно потому, что они мешают им выполнять цели глобализации, поставленные перед ними «мировойзакулисой» в вопросе экуменического слияния с другими религиями и сектами. Поэтомуи многие решения Поместного собора 1917–1918 гг., прошедшего в духе соборности,для неообновленцев неприемлемы и представляются «несвоевременными и по духу,и по идеям». Для обновленцев 20–30 годов решения этого Собора тоже были «несвоевременнымии по духу, и по идеям».
Целью большевистскогоатеизма 20-х годов, носившего спиритуалистический, а по сути оккультный характер,была реформация Церкви в соответствии с идеями всеядного экуменизма. Тогда большевизмосновывался на каббалистических ценностях, поэтому они, как и фашисты, совершалиэкспедиции на Тибет в поисках Шамбалы. Как и фашисты, они разрабатывали идеиславянского геноцида и аморализации, также вводили каббалистическую символикуи обряды. Именно за это на них и излился гнев Божий через большевиков 30-х годов,придерживавшихся взглядов чисто материалистического атеизма.
Сегодня попущениемБожиим в России над материалистическим атеизмом восторжествовал спиритуалистический(оккультный) атеизм, мутировавший в мафиозную демократию с целью либерализациигреховной вседозволенности и подавления всякой добродетели. Сегодня «дух мирасего» навязывает мировому гуманистическому сообществу экуменизм, как форму объединения,требуя от религиозного общества религиозной синергии. Экуменизм призывает всерелигии к «обновлению», предлагая им для объединения принять единый догмат (неоересь)«доброделания». Для этого все конфессии должны принять принцип «готовностик компромиссу», основанный на «моральной вере», т.е. неорелигии.Именно этот компромисс представляет собой не что иное как «унию» с «духоммира сего», сутью которой является служение миру, а не Творцу. Таким образом,уния становится движущей силой в развитии эволюции апостасии (процесс отпаденияот Бога) и строительства царства антихриста.
В этих непростыхскладывающихся условиях для православных верующих становится насущным вопрос:«а как же себя правильно вести в надвигающихся искушениях? Бежать в пустыню,молчать или идти на Голгофу?». Не давая достойного ответа, мы – пастыри– обрекаем вверенных нам «овец» на расхищение «волкам в овечьей шкуре» различныхвнутрицерковных группировок, исполняющих роль провокаторов. Покойный митрополитИосиф Алма-Атинский учил свою паству, что: «во всем должна быть золотая середина».Там где нет середины, там или отступничество или фанатизм. Как природа обновленчества,так и природа фанатизма, по сути, одинаковы. Они губят людей, отводя их от спасительногопути. Путь спасения всегда стоит между этими двумя пагубными явлениями. Он всегдасохраняет догматическое учение Церкви, ее предание, при этом не отвергая и естественногораскрытия ее миссии». Поэтому, придерживаясь «золотой середины», мы ни в коем случае не должны приветствовать зло, даже в его средствах. Не принимаязло, мы не можем напрашиваться и на мучения, но если нас спросят, то должныдать достойный ответ. И в этом стоянии полезно укреплять себя крепкой веройо будущем России и наставлением священномученика Андроника: «все это безбожиеи разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоящуюсядушу. За клятвопреступничество пока отнял Бог у всего народа разум и волю, покане раскаются. Медленно, но каются, а когда раскаются, то сначала постепенно,а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и, как Илья Муромец,сбросят тот ужас, который окутал всю страну нашу. Вот и будем своим твердым,ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни, и преждевсего призывать к покаянию, после которого всё от Бога нам возвратится с лихвой– не страшно будет никакое иноземное иго. Может быть, меня и на свете не будет,но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет с своим возвращениемк Богу. Ободряйте всех, и примиряйте озлобленных с жизнию, вливайте в них началасветлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело – собирать стадо Христово, организоватьживые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партияхлюди здесь, в Церкви и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой.Воскреснет душа народная – воскреснет и тело ее – наша здоровая государственность.Да помогает Вам Господь. Простите и молитесь о призывающем Божие благословениегрешном Архиепископе Андронике, Пермь, 5 мая 1918 г.».
Вся земляРусская полита кровью Новомучеников и Исповедников Российских. Они принеслисебя в умилостивительную жертву Господу для прощения грехов согрешившего народа.Они предстоят перед престолом Божиим, одновременно являясь и жертвенником и жертвоприносителями. Своим подвигом и своей жертвенностью они стяжали великуюмилость Божию для Святой Руси. Поэтому все грядущие испытания (в рассмотрениимилосердия Божия, которое еще никто никогда не смог измерить) – есть проблемыне православных верующих, а серьезные неприятности врагов, отступников и провокаторовЦеркви. Нам же только необходимо, по слову Спасителя, быть «…мудры, как змии,и просты, как голуби» (Матф. 10, 16), а также чистыми и совершенными в вереи жизни: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5, 48).И Господь покроет Своих по молитвенному предстательству Новомучеников и ИсповедниковРоссийских и по доброму выбору нашей свободной воли.
Протоиерей Андрей Решетников,
настоятель прихода святого священномученика Андроника,
архиепископа Пермского и Кунгурского, г. Пермь
Обширныйпустырь напротив сельского кладбища давно уже стал привычным пейзажем для жителейсела Махнево и окрестных деревень Алапаевского района. Немногие из них сегодняпомнят о том, что на этом месте 70 лет назад возвышался православный храм во имя Преображения Господня, или Спасо-Преображенская церковь Тагильской Слободы.
О священнаяглаво, святый священномучениче Андрониче, архиереев удобрение и молитвенничео земле нашей дивный! Ты, вся красная мира сего ни во что же вменивый, и, по слову Господню, душу твою за други твоя положивый, помози нам, в расслаблениисущим, и теплохладностию сердечной обдержимым! Укрепи расслабленные колена сердецнаших и настави нас на путь покаяния и крестоношения. Напоивый землю нашу Пермскую(Русскую) честною твоею кровию, не остави нас сирых, чад твоих, буди нам заступники ходатай пред Престолом Вседержителевым.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.