Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (354) → История старинной рукописи

История старинной рукописи

№33 (354) / 1 сентября ‘05

История

 Обширныйпустырь напротив сельского кладбища давно уже стал привычным пейзажем для жителейсела Махнево и окрестных деревень Алапаевского района. Немногие из них сегодняпомнят о том, что на этом месте 70 лет назад возвышался православный храм во имя Преображения Господня, или Спасо-Преображенская церковь Тагильской Слободы.

 История основанияэтого храма уходит корнями в далекий XVII век, когда начался активный процессколонизации Урала и Сибири. Событиям тех времен, связанных с историей ТагильскойСлободы и Спасо-Преображенской церкви, уделили немало внимания ученые-историкиXIX-XX веков И.Токмаков, А. Дмитриев, И.Кривощеков, Забелин и другие. Тем не менее, автор этих строк берет на себя смелость вновь вернуться к этому вопросу.
 Поводом для написания этой статьи послужила встреча с земляком А.Д. Богдановым, приехавшимв сентябре 2004 года из Москвы в село Махнево навестить своих родственников.При посещении краеведческого музея местной школы гость рассказал, что в егосемейном архиве хранится старинная рукопись «Выписки из летописи храма ТагильскойСлободы». По возвращении в Москву А.Д. Богданов выслал в Махнево ксерокопию рукописи.
 Этот документпредставляет собой свиток плотной белой бумаги, на которой каллиграфическимпочерком, слегка выцветшими чернилами, написан довольно большой по объему текст.Из его содержания становится ясно, что к нам в руки попала не вся летопись Спасо-Преображенскойцеркви, а только ее большая часть. Вот ее дословное содержание.
 «Тагильскаяслобода, находящаяся в Алапаевском благочинии, отстоит от губернского городаПерми на 590 верст, а от уездного города Верхотурья на 75 верст. Издревле Тагильскаяслобода находится в казенном владении и расположена на правом берегу реки Тагила,впадающей в реку Туру. Хотя Тагильская слобода и находится на возвышенном правомберегу реки Тагила, но окружающая местность и особенно вниз по течению рекиТагила болотистая на 10 и даже на 100 верст, почему и климат здешней местностинездоровый как для человека, так и для скота. Способствуют еще развитию болезнейв здешнем краю и скверные ветры, пронизывающие живое существо во все четыревремени года. Круглый год в Тагильском приходе существуют различные эпидемическиеболезни, горячки, лихорадки, воспаление легких, различные горловые болезни,и многие другие.
 До имеющегосянастоящего времени храма в Тагильской слободе был храм, по преданию, деревянный,построенный в начале XVII столетия во имя Святого Преподобного Михаила Малеина,в честь и память тезоименитства Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича Романова(12 июля). На том месте, где был храм, сохранились большие металлические кресты,которые существуют и до сего времени.
 Построившихрам во имя Святого Преподобного Михаила Малеина — в честь ангела Царя и Великогокнязя Михаила Фёдоровича, — духовенство — «поп Иванище, дьячок Терешка да пономарьАнтипка» — подали просьбу в 1629 году блаженная памяти, в Бозе почившему Царюи Великому Князю Михаилу Фёдоровичу о пожаловании им земли на украшение храма,созданного им в честь Его, Государева ангела — Преподобного Михаила Малеина,в которой они просят покос из его царских «Государевых займищ, против церкви,за рекой Тагилом пустого луга и дубравы». В 1629 году Царем и Великим КняземМихаилом Фёдоровичем местному духовенству дана была писцовая грамота на длинномсвитке, в котором между прочим сказано: «Церковную Преображенскую землю, пашнюпаханную и сенные покосы, и всякие угодья по прежним дачам и по старым межам,как напреть сего дано и урочища писаны и от порожней земли отмежевать и на межахвсякие межевые признаки учинить, чтобы у попа Ивана да у дьячка Терешки, да у пономаря Антипки впредь в их церковных землях с окольным лесом спору не былои дать книгу в предотвращении всяких споров».
 (Этот длинныйсвиток — писцовая грамота отослана вследствие указа Пермской Духовной Консисторииот 3 ноября 1883 года за № 11 в означенную Консисторию при заявлении от 24 февраля1884 года за № 26).
 Существующийныне храм в Тагильской слободе, построенный в 1780 году усердием прихожан, стоитна возвышенном каменистом берегу реки Тагил, вне селения. Этот храм каменныйдвухэтажный. В нижнем этаже устроен храм во имя Преподобного Михаила Малеина,а в верхнем — храм Преображения Господня. На колокольне этого храма, также каменнойодноярусной и соединенной с церковью, в числе семи колоколов есть замечательныйколокол, четвертый, по своей древности и польской или латинской надписи, весьпозеленевший, формы продолговатой. Вылит он в 1618 году; на одной стороне егоизображен крест выпуклыми точками, а на другой выпуклое изображение человекав одежде католического священника со сложенными к груди руками. Надпись вокругколокола: LAYDATE DEYM IN CIMBA. LIS ВЕNЕ SO NАNТI В. 9 1618. (Перевод: ХвалитеБога в кимвалах добро гласных).

 …К сожалению,на этом рукопись обрывается. Вероятнее всего, в заключительной ее части давалосьописание церковного иконостаса. В частности, особо почитаемой верующими иконыТихвинской Божьей Матери и иконы Спасителя, украшенных драгоценными камнями.Сегодня, с большей степенью вероятности, можно предположить, что автором вышеприводимого документа был один из приходских священников, а время составлениярукописи относится к концу XIX века.
 Храм Тагильскойслободы постигла та же участь, что и тысячи других церквей России. Внушительноекаменное здание, выстроенное в XIX веке «стараниями прихожан», в середине XX-гостолетия было до основания разрушено их потомками. Примечательно, что в 1940-хгодах местные власти распорядились взорвать пустующий храм, для того, чтобыв последующем разобрать его на кирпичи для кладки печей в селе Махнево. Однакоиз этой затеи ничего не вышло, так как строители храма трудились на совесть.После нескольких мощных взрывов кирпичные стены превратились в крошку. Старинныеколокола увезли на переплавку. Ценные храмовые иконы воинствующие атеисты выбросилина свалку. Лишь малую часть святых образов удалось спасти местным жителям. И по сей день остается тайной существование подземной галереи, которая вела из церкви к реке Тагил.
 История Спасо-Преображенскойцеркви не закончена. В августе 2004 года в село Махнево приехал иеромонах Георгийс послушниками, возглавивший приход во имя Святой Великомученицы Варвары. Сейчасв поселке восстанавливается и обустраивается под храм деревянное здание Свято-Варваринскойчасовни.
 2 ноября2004 года отец Георгий и прихожане установили на месте разрушенной Спасо-Преображенскойцеркви Поклонный Крест. И это можно расценивать как первые шаги на пути нашегодуховного возрождения.

Владимир Кислых
Село Махнево
Алапаевского района

 
По святым местам

Паломники, приезжая в Меркушино, обязательно поклоняются могилам священнослужителей

 Екатеринбург,2 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Несколько лет назад в селе Меркушино началось восстановление храмового комплексаСвято-Симеоновского подворья.

 
История

«Огнем пылающий архипастырь». К 135-летию со дня рождения священномученика Андроника, Архиепископа Пермского и Кунгурского (Екатеринбургского) (14 августа 2005 г.)

К 135-летию со дня рождения священномученика Андроника, АрхиепископаПермского и Кунгурского (Екатеринбургского) (14 августа 2005 г.) «Бдите, и молитеся, да не внидите в напасть» (Мк.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс