Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«…Монашествунет иного пути, кроме крестного, нет оружия и защиты иного, кроме молчания на все изветы, и строгого исполнения каждым из монахов тех обетов, которые он возложилна себя свободным изволением».
Сергей Нилус
СТАРЕЦ ЗОСИМА
АрхимандритЗосима, в миру Дмитрий Рашин, родился в 1840 г.
24 октября (ст. стиля). Он признавался,что тайну о своем происхождении он мог открыть только Государю Императору НиколаюII.
“Что жемоего рождения, то сие, как тайна великая, и должна остаться навсегда тайною…”
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК СТАРЦА
1. ДмитрийРашин состоял на царской службе по военному ведомству, в чине штаб-ротмистра,тогда же и был тайно пострижен “в ангельский образ” по благословению епископаФеофана Тамбовского (затворника Вышенской Пустыни) (1860–1867 гг.).
2. Послеувольнения со службы, согласно прошению, поступил в Киево-Михайловский Златоверхиймонастырь (1869 г.). По резолюции управляющего монастырем Преосвященного епископаПорфирия Дмитрий был определен на должность письмоводителя в обители, а вскоре– послушником.
3. Затемон был приглашен архиепископом Полтавским и Переяславским Иоанном в Полтавскуюепархию (состоял в числе братии Полтавского архиерейского дома, исполняя послушаниев канцелярии архиепископа). 24.10.1870 г., в день своего рождения, был “облаченв монашество”, а 1 ноября того же года рукоположен в иеродиаконы.
4. По распоряжениюархиепископа Иркутского Парфения переведен для миссионерской деятельности в Иркутскую епархию, куда прибыл 2 июня 1872 г. на собственные средства, а 24июня был рукоположен в сан иеромонаха; 9/VII распоряжением архиепископа Парфенияназначен экономом архиерейского дома с предоставлением права проявлять и миссионерскуюдеятельность. 29 сентября 1873 г. умер архиепископ Парфений, принимавший доброеучастие в судьбе Зосимы, он подает прошение об освобождении его от должностиэконома с предоставлением ему возможности совершить паломническую поездку “в Россию Европейскую и за границу”.
5. При проездечерез Красноярск получил приглашение епископа Красноярского и Енисейского Антония,где служил крестовым иеромонахом архиерейского дома, затем экономом, после чегов качестве благочинного для обревизирования монастырей (1873/74 гг.). Награжденнабедренником 17 апреля 1874 года и наперсным крестом 16 апреля 1878 года. Заведовалпостройками и устроением Успенского мужского монастыря в 6 верстах от Красноярска,на берегу реки Енисей, и организацией в нем монашеского общежития и развитияв монастыре благотворительных учреждений (1879 г.) Устраивая монастырь, о.Зосимане чурался никакой работы, сам таскал тяжести, показывая пример.
ОпределениемСвятейшего Синода от 21 марта и 9 апреля 1883 № 837 – возведен в сан игуменас вручением жезла. Из доклада о. Зосимы министру юстиции: “За время служениямоего в Восточной Сибири пережито мною безмерно много скорбей и радостей…”
6. Выехализ епархии “по климатическим условиям”. Согласно прошению переведен в Таврическуюепархию – в Херсонесский Владимирский первоклассный монастырь для временногоотдыха.
7. УказомСвященного Синода от 30 ноября 1883 г. № 3362 назначен настоятелем КраснослободскогоСпасо-Преображенского монастыря Пензенской епархии, где также распоряжениемепископа был определен благочинным монастырей Краснослободского уезда, а 8 февраля1884 г. – духовником учеников Краснослободского духовного училища.
17 апреля-1886 г. возведен в сан архимандрита епископом Пензенским и Саранским.
8. Из показаниясамого старца: “По прослужении в Пензенской епархии около пяти лет, перемещеня был, распоряжением Св. Синода, в 1888 году в ставропигиальный Соловецкий монастырь,в число братии онаго, откуда вследствие секретных кляузных действий бывшегонастоятеля Соловецкого монастыря архим. Мелетия, бывшего Архангельского губернаторакн. Голицына, через 3 месяца и 6 дней пребывания в Соловецком монастыре, телеграфическимраспоряжением из Петербурга, в том же 1888 году, перемещен был, для пользы службы,в братство Николаево-Прилуцкого монастыря Велико-Устюжского уезда Вологодскойепархии, в 43 верстах от Верхнего Устюга, в монастырь, почти без братии. И в то же время, в следствие расследования, произведенного ревизорами Св. Синодав Архангельской епархии в Соловецком монастыре, настоятель последнего был удаленот управления монастырем, а Преосвященный Нафанаил уволен на покой; бывший жегубернатор кн. Голицын отозван из Архангельска”. В 1888 году перемещен в ставропигиальныйСоловецкий монастырь, где обращал в христианство лопарей.
9. В том же году переведен в число братии Николаево-Прилуцкого (Устюжского) монастыряВологодской епархии. “…К архимандриту стекалось много народу, а в городе в церквахникого не было; везде было пусто. Весь народ бросился к нему в Прилуки”.
В 1892 г.жители г. Устюга в числе 120 человек, “руководствуясь чувством глубокого уваженияи преданности к отцу Зосиме, отзывчивое сердце которого исполнено истинно-христианскойлюбви к ближнему и понимания духовных нужд, обращающихся к нему за советамилиц, считающих за особое удовольствие получить от него благословения”, просилиепископа Вологодского Израиля разрешить о. Зосиме выезд в Устюг “… для отправленияБогослужения, проповедания слова Божья и использования высоко-назидательнымии необходимыми речами для спасения души”.
10. Когдана Вологодскую кафедру был вскоре назначен епископ Варсонофий, то он заметил,что на архиерейские богослужения в В. Устюге жителей приходило мало, а на богослужениястарца – много. Это вызывало негодование епископа. Он направил два письма в Св. Синод. Распоряжением Св. Синода 16. XI. 1892 г. № 4614 архимандрит Зосимаперемещен в Суздальский Спасо-Евфимиев первоклассный монастырь, под строгийнадзор настоятеля. Сам епископ Варсонофий, из-за протеста жителей города В.Устюг на несправедливое обвинение и удаление Зосимы, был перемещен на другуюкафедру.
11. 24.XI.1895 год архимандрит Зосима (по приглашению епископа Пермского Петра) прибываетв Пермь, где получает указ о назначении его противораскольническим и инородческиммиссионером по Красноуфимскому уезду. 4 декабря 1895 года старец прибывает в Красноуфимск.
НА КРАСНОУФИМСКОЙ ЗЕМЛЕ
Высоконравственноежитие его начало привлекать народ, при этом архимандрит еще и лечил, причемочень удачно, был прозорлив. И потекли к нему люди за поучением, ибо он простымисловами разъяснял Учение Христово. Сердечность, доступность и благотворительностьсобирали у него народ. Тысячами шли не только жители Красноуфимского и Златоустовскогоуездов, но и из других мест, что стало причиной зависти со стороны некоторойчасти духовенства. Многие выказывали неудовольствие из-за записки отца Зосимы“Мой первый объезд Красноуфимского уезда с миссионерско-проповеднической целью(1896 год) ”, в которой многое не понравилось чиновному духовенству. Но одиниз немногих – протоиерей Красноуфимского Свято-Троицкого собора Иаков Братчиков– духовно поддерживал архимандрита, сохраняя с ним дружеские отношения. ОтецЗосима принимает решение уехать в Сарсы Вторые Красноуфимского уезда.
ОСНОВАНИЕ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В САРСАХ
Из воспоминанийСигова Павла Сергеевича, члена Государственной Думы II созыва – (1907 г.), проживавшегов г. Красноуфимске до 1910 г. Материал любезно предоставлен Казберовой МарианнойВениаминовной – внучкой В.С. Сигова.
“Место под постройку монастыря архимандрит Зосима выбрал не сразу: сначала объехал весьуезд, ко всему присматриваясь и все взвешивая. В конце концов, им было куплено10 десятин земли вблизи двух черемисских деревень (Сарсы I и Сарсы II) у наследниковдавно умершего чиновника Бориса Савича Кунгурцева, служившего в дореформенныевремена секретарем уездного суда. Землю он купил у чемисов, которые поставилина документах свои “тамги”, и засвидетельствовал у старосты.
В течение10 лет черемисы пахали землю, не обращая внимания на колышки, обходя их. Но по прошествии 10 лет, ссылаясь на давность владения узаконенной земли, Б. Кунгурцевподал в уездный суд о вводе его во владение землей в количестве 1000 десятин,в доказательство выставил свидетелей. Дело он выиграл, и вскоре в Сарсы II приехализемлемеры и полиция. Измерили землю, поставили столбы с выжженными на них орлами,вырыли межевые ямы.
Черемисыприняли приехавших с дрекольями, т.к. считали, что земли их были приобретеныпутем обмана: во время сделки они были изрядно пьяны. За вооруженное сопротивлениевластям были арестованы и осуждены на разные сроки, зачинщики сосланы в Сибирь.
Борис Савичв деревне не жил, т.к. конфликт мог иметь последствия: его не раз пытались убить.Приобретенную землю он стал сдавать в аренду русским крестьянам. Между арендаторамии черемисами происходили постоянные ссоры, нередко оканчивающиеся убийствами”.
Миссионерскоеслужение в Красноуфимском уезде отца Зосимы, по его же выражению, проходило“среди тьмы язычества. По собственному проекту весной 1896 года он начал строитьБоголюбский православный монастырь, став его учредителем, а затем – настоятелем.
“Сам составлялпланы и сметы, производил рулеткой обмеры. Строился хозяйственным способом,без подрядчиков. Заготовлял камень, кирпич, известь, песок, алебастр, лес, железо.Нанимал плотников и других рабочих. За ведением строительных работ наблюдалсам, проявляя во всем необыкновенно кипучую деятельность” (Из воспоминаний П.С.Сигова).
Вначалеотец Зосима выстроил церковь. В возведении последующих 19-ти монастырских построек,жилых и не жилых, он вложил 200 000 рублей собственных средств. В строительствеобители участвовали и монахини, таская бревна, выполняя тяжелые работы в каменоломне.Богатые купцы, благодетели продолжали жертвовать монастырю земли – иные продавали,но не дорого, по 20 рублей.
Монастырьсуществовал на добровольные пожертвования, на доходы от рукодельных работ, чтенияПсалтири, поминовения усопших, кружечного сбора, хлебопашества и продажи заготовленногосена.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ ОБИТЕЛИ
Монастырскоехозяйство было устроено весьма разумно. Пахотные земли монахини обрабатывалисами с помощью плуга и бороны, затем засеивали семенами вручную. Земель у обителибыло предостаточно, которые и за Таврой простирались и уходили за Иигус до рекиАй, что в Уфу впадает возле селения Чебак (у монастыря было свое подворье и в Красноуфимске).
На сельхозработахиспользовали своеобразную машину самосброску, которая жала, в валки складывала,затем снопы вязала и делала суслоны.
Покосы монастырьимел в Усть-Бугалыше. При обители была пасека, сад, в котором были высаженыкусты смородины, крыжовника, росли яблони с некрупными плодами. За малиной жеездили в более отдаленные места – за Башлыкуль. Растительность, которая покрывалаМонастырскую гору, отличалась разнообразием: на ней цвели и благоухали мята,зверобой, ромашка, колокольчики сиреневые и белые. Ветер разносил по склонамзапах каменной полыни, рядом с которой уживался чабер, и среди этого разнотравьядушистого в свой срок вызревала клубника.
На севернойстороне холма имелась ферма для коров, в березняке пасли стадо – ухоженное и сытое.
При монастыребыл погреб-ледник, чеботарня, столярная и золотошвейная мастерские, в последнейтрудолюбивые и терпеливые монахини вышивали крестиком и гладью полотенца и расшивалиоблачения для священников.
Жили монашенкикаждая в своей небольшой келье, вход в которую находился в общем коридоре. В келейке размещалась лишь деревянная кровать, узкая и низенькая, на ней лежалсоломенный матрац, покрытый черным покрывалом. Над прямоугольной (черного цвета)кроватной спинкой на побеленной стенке висел крест-распятие Господа Иисуса Христа,выточенный из дерева, и икона, перед которой мерцала лампадка. Рядом с кроватьюна крашеном, ничем не покрытом полу, у окошечка стоял аналой, где лежало Евангелиеили келейное Правило. Небольшие окна келий были обращены в сторону горы, котораяобозревалась сквозь ветви раскидистых яблонь, по весне – в белоснежной кисеетрепещущего цвета, осенью – сквозь ветви с редеющей листвой, склоненные от красно-желтыхплодов.
Облачениямонахини имели, как полагается по Уставу – рясу, сшитую из плотной черной ткани– камлота, белый подрясник. Некоторые носили ботинки, иные – лапти.
Отступаяот бытописания, нужно сказать, что монастырь привлекал к себе людское внимание.В неделю в обители бывало до 600 человек. Шли все: и бедный, и богатый. Всехкормили, не спрашивая денег. Вкладов и пожертвований было до 30 000 рублей в год. Издержки тоже громадные: до 100 рублей в неделю, иногда на помощь инородцам.
“…Отец Зосимавсех встречал приветливо, но говорил загадочно, притчами, и всегда начинал с того, что когда-то он был превознесен высоко, но “украл копеечку” и в наказаниеза этот грех Бог послал его сюда в “Сарсис” (Сарсы II он называл каким-то библейскимименем) просветить “самарян” светом Божественной истины. После обедни приезжиегости приглашались на трапезу. Все сидели за большим столом, кушали… толькоодин о. Зосима ничего не ел, кроме бисквитного печенья с постным чаем.
При обителибыла резиденция для инородческого миссионера, богадельня для престарелых и приютдля детей (включая крещеных детей-инородцев), в котором девочек обучали швейномуделу, мальчиков – столярному мастерству. Строилось при монастыре здание для училища.
Дети осваивалиуже азы ремесел: плели из лыка лапотки, из ивы – корзинки, из бересты мастерилитуески, бурачки. Лучшие из произведений, искусно выполненных, отец Зосима посылалв Петербург в дар кн. Мещерскому, Богдановичу, Победоносцеву, а также Их ИмператорскимВеличествам. Видимо, старания ребятишек не остались без внимания. П.С. Сиговв своих воспоминаниях пишет, что отцу Зосиме приходили пакеты с Императорскимгербом, денежные переводы. Он, отец Зосима, по слухам, вел переписку с ИмператрицейАлександрой Федоровной.
Дети выполнялидежурства, целью которых было приучить молодежь к услугам, закалять ее в послушании,привлекать и к “грязной” работе. Дежурные должны были прислуживать по разнымспешным поручениям. Перед отходом ко сну они под руководством архимандрита читалиПсалтирь. Дети любили о. Зосиму и ласково называли “папочка”, он же любил даритьим сласти.
АРХИМАНДРИТ ЗОСИМА КАК ЛИЧНОСТЬ И ВЕРОИСПОВЕДНИК
Обитель,находясь под покровительством отца Зосимы, не знала бед. Жилье старца было устроенов незначительном удалении от прочих построек. Окна его комнаты выходили на террасу.Молельня, в которой хранились частицы мощей святых угодников, келия, где жилстарец, и спальня отличались монашеской простотой, даже убогостью. При квартиреего находилось помещение для приезжих – странноприимная. Современники об отцеЗосиме говорили, что он был невысок, красив, обладал приятным голосом, былоему присуще и обаяние. Личность его рисуется ими в выражениях: святой, чистыйв монашеско-подвижнической жизни, беззаветно преданный делу служения ближнему.
Духовно-нравственныеназидания архимандрита некоторыми насельницами заносились в келейные тетрадочки;высоко назидательные изречения отца Зосимы старшими сестрами ткались на поясках,младшими приютянками пастырские наставления вышивались на платочках. В своихвоспоминаниях Гребнева Анастасия Степановна (1910 года рождения) упоминала об игумении, которая предложила ей продать пояски “с вышитыми молитвами”. Просьбавыполнена была, деньги вырученные отданы. Случай этот происходил в начале 30-хгодов возле Иннокентьевской церкви города Красноуфимска.
В письмебывший эконом Боголюбской обители Яков Александрович Иванов пишет: “…ПредставляюВашу жизнь, исполненную христианских добродетелей, каждый день с раннего утрадо позднего вечера, с массой приходящих и приезжающих с различными недугами– телесными, душевными, а также с материальными нуждами, – которые стремилиськ Вам, как к родному отцу, любящему всех одинаковой, искренней, сердечной любовью…Для каждого из приходящих находилось слово привета, увещевания, назидания, мудрогосовета… Каждое Ваше слово… дышало любовью, простотой, искренностью… Все уходилиобвеселенные и утешенные, благословляя Вас в устах своих и запечатлевая дорогоеимя Ваше в сердце своем на долгое-долгое время”.
За пламенноекрасноречие, которое принесло отцу Зосиме громкую славу в Пермской епархии,его называли “Златоуст”. Проповедническое слово архимандрита, звучавшее в продолжениешести с половиной лет со дня основания монастыря, обращало много людей из язычестваи мусульманства в лоно Церкви Христовой. Многие возвратились в нее из раскола,тысячи христиан стали усерднее посещать оную.
ПростолюдинКочетков пишет отцу Зосиме (от 5 ноября 1905 года): “Я у Вас в Сарсах был лишьдва раза в 1897 г. и почерпнул миро от Вас, которое не иссякло и по сие время”.
ГребневаАнастасия Степановна (1910 года рождения) рассказывала, что ее дед 4 года не ходил, и в Великий пост его привезли в обитель. Отец Зосима вышел, ocенил недвижимогокрестом, после чего удалился в келью, через некоторое время вернулся с бутыльюводы в руках, водой же велел поить больного, сказав: “На первую траву пойдет”.Больной поднялся, как только зазеленела трава. Прожил 102 года.
“Слава о подвижнике, великом постнике, целителе одержимых росла с быстротой молнии. Ужеприезжали к нему из самых дальних уголков России; целовали не только руки, но и края одежды и сапоги. Богатые дары слали, подаяния натурой, деньгами. ЕвдокияДмитриевна Трубецкова (будущая монахиня Екатерина) внесла залог около 5000 рублей”.
ГордиловаЕлизавета Ивановна вспоминала, что архимандрит не терпел людских пороков и всегдаобличал их. Характер о. Зосима имел твердый и независимый — без елейности.
Задолго до появления в Сарсах архимандрит Зосима уже был истомленным воздержанием, постами,трудами и заботами, совершенно больным, худым, слабым телесно, только и поддерживающимсвои физические силы внутренним огнем монашеского аскетизма и непрестаннымимолитвами, которые неугасимо горели в его душе.
Отец Зосиманосил металлический параман, соединенный цепочками со звездицей и крестом, никогдане снимал его. Все вместе взятое весило полпуда (8 кг.) и заключало в себе около20 частичек мощей святых угодников.
Житель деревниСарсы Федор Соловьев, будучи уже престарелым, рассказывал (возможно со словкелейника архимандрита Ивана Позднеева (1896 г. по 1902 г.), что параман частичноврос в кожу старца, а соединенные крестом проволочки были впереди закрыты на маленький замочек, а ключик – по выражению игумена – выброшен в море. В прямомили переносном смысле звучала фраза, кто знает? Слышал он шум Черногоморя (Таврическая епархия) и видел прибой Белого моря (Соловецкий монастырь).
Тяжесть параманане позволяла старцу свободно кланяться, менять положение тела, долго спать.
Злейший врагархимандрита Дарья Плотникова говорила, что крестьяне из Сарсов Вторых считалиего святым и почитали, как Иоанна Кронштадтского. Даже по свидетельствам враждебнонастроенных к нему, о. Зосима был великим постником, доходившим до обмороков,имевшим от долгих служб отеки ног и т.д.
ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ
Не всемпришелся по душе этот удивительный, огромной духовной силы монах. Нашлись клеветники,его шантажировали…Начались интриги общественного характера. К несчастью, враждебнонастроенными оказались и священники Боголюбской обители: отец Никодим (Удюрминский) и отец Василий (Корватовский), которые хотели иметь все доходы, а не получатьопределенное жалование.
Сам же отецЗосима говорил, что дьявол восстал на него за то, что он поселился среди язычников(им было крещено 170 человек).
Нашлись мнимопотерпевшие Анна и Марфа Горожениновы и Екатерина Кусакина, игнорирующие монашескийУстав, самовольно бегавшие из монастыря в деревню в поисках развлечений. И архимандритаподвергли следствию, которое началось в декабре 1902 года.
Пока былжив Владыка Петр (Лосев) – (1892–1902 г.г.) бывший епископ Великоустюжский,викарий Вологодской епархии, лично знавший архимандрита, все молчали, так как он посылал на месте проверять доносы (дьякон Никодим Удюрминский до 1902 годапытался оклеветать отца Зосиму, но неудачно).
Позже, в январе 1903 года, Пермский Преосвященный Иоанн поручил особой комиссии, в составенастоятеля Белогорского монастыря отца Варлаама, (назначенного 25 июля 1905года благочинным всех женских монастырей Пермской епархии), благочинного Николая(Чечулина), протоиерея Красноуфимского Свято-Троицкого собора Евгения Коровина,провести подробное расследование в Боголюбской обители. Уезжая из монастыря,о. Варлаам вынес хорошие чувства, убедившись во лжи клеветниц, что обещал передатьВладыке Иоанну.
После ревизииблагочинным Николаем (Чечулиным) был написан Указ об увольнении клеветниц из монастыря и переводе в Кунгурский монастырь Агафоники, Марфы и Анны Горожениновых.
По благословению настоятеля
Свято-Троицкого собора
города Красноуфимска
иерея Андрея Рыжакова,
материал подготовили
Наталия Брагина,
Мария Дербушева,
Любовь Крохалева,
Тамара Пяткова
(Окончание в следующем номере)
Екатеринбург, 30 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В сентябре 2004 года исполнилось 180 лет со дня знаменательного исторического события.
Екатеринбург,8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В последние десятилетия 19-го века наступил экономический подъем Богословскогогорного округа Урала, связанный с развернувшимся строительством железных дорогв России, и огромным спросом в связи с этим на металл.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.