Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святитель Геннадий положил начало своему иноческому житию на Валааме под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого. В 1472 г. он был поставлен архимандритом Чудова монастыря в Москве, где основал церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского; в 1484 г. хиротонисан во архиепископа Новгородского.
Время его святительства в Новгороде совпало с распространением ереси жидовствующих, особая опасность которой состояла в том, что среди еретиков были люди книжные и по наружности благочестивые. Поэтому не удивительно, что проповедуемое ими лжеучение быстро нашло себе сторонников даже в среде духовенства, близкого ко двору Иоанна III.
Святитель Геннадий, по словам преподобного Иосифа Волоцкого, “быв пущен на злодейственные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писаний и с красных гор пророческих и апостольских учений”. Святитель обличал еретиков и требовал суда над ними, если они не покаются. Он много писал по этому поводу и добился созыва Соборов против еретиков 1488 и 1490 гг.
Ведя неутомимую борьбу с врагами Церкви, архиепископ с прискорбием отмечал тот факт, что нередко еретики были более начитаны в Писании, чем православные, и вообще более образованны. В то время на Руси книги Ветхого Завета составляли большую редкость. Случалось, что жидовствующие приводили места из подложных книг, выдавая их за священные. Святитель Геннадий собрал славянские переводы книг Ветхого и Нового Завета и сверил их частью с латинскими, а частью с греческими и еврейскими текстами. Эти труды увенчались изданием первого полного свода Священного Писания на славянском языке, так называемой “Геннадиевской Библии”. Для подготовки священников и диаконов святитель основал в Новгороде школу.
Благодаря своему твердому и непреклонному характеру, святитель имел много врагов и последние годы его жизни были омрачены клеветой. В 1504 г. он был вынужден оставить архипастырское служение и удалиться на покой в Чудов монастырь. 4 декабря 1505 г. святитель мирно отошел ко Господу и был погребен на том самом месте, где покоились до того мощи особо чтимого им святителя Алексия. Он не дожил до окончательного разоблачения жидовствующих, но дело его нашло продолжателя в лице преподобного Иосифа Волоцкого.
В день памяти святителя Геннадия, столь ревностно трудившегося над истинным, правильным текстом Писания, над изданием его на славянском языке на пользу своей пастве, поговорим о Священном Писании, его чтении и слушании. Святой апостол Павел говорит: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности …” (2 Тим. 3, 16). Но из всех книг Священного Писания важнейшей для нас является Евангелие, содержащее учение Господа, описание Его земной жизни, чудес, смерти, Воскресения и Вознесения на небо. Евангелие — это первая книга Нового Завета, в которой есть все, что нужно знать христианину для благоугождения Богу и спасения души.
Чтение и слушание святого Евангелия особенно радостно для нас, потому что это отеческий завет, оставленный Спасителем нам, христианам. Это радостное чувство выражено уже в самом наименовании Евангелия. Это слово, в переводе с греческого, означает “благая, радостная весть”.
Но всегда ли наше сердце исполняется радостью и благоговением, когда мы слышим или читаем Евангелие? Всегда ли запечатлевается оно в нашем уме и памяти, или только скользит по поверхности души, не проникая внутрь? Не слушаем ли мы его невнимательно, рассеянно, легкомысленно, тут же забывая услышанное? Великий грех и погибель для нас чуждаться этого животворного источника. Господь строго осудит тех христиан, которые отвергают или невнимательно, легкомысленно относятся к слову спасения, возвещаемому в Евангелии. “Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день” (Ин. 12, 48). И после того как Евангелие немолчно возвещается в церквях всем христианам, никто не имеет права сказать в свое оправдание: “я не знал, как жить, чтобы спастись”. “Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем” (Ин. 15, 22).
Святая Церковь с особой материнской заботливостью располагает нас быть внимательными к слышанию святого Евангелия. Во время богослужения евангельские чтения сопровождаются такими действиями и возгласами, которые ясно указывают на их чрезвычайную важность.
Так, Евангелие читается только священнослужителями (иерей, диакон), которые в сане священства облечены таинственной властью возвещать слово Божие, так что из их уст, как из уст Самого Христа, мы воспринимаем слухом и сердцем евангельское чтение. При чтении Евангелия всегда держится горящая свеча, в знак того, что Христос Своим учением просветил мир, как Сам Он сказал: “Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме” (Ин. 12, 46). Возгласы: “И о — сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим”, “Премудрость, прости (стойте прямо), услышим святаго Евангелия чтение”, “Мир всем, вонмем”, — все эти возгласы, предшествующие чтению Евангелия, выражают усиленное требование Церкви от нас внимания к этому чтению, — внимания молитвенного, благоговейного, безмолвного, — стояния мирного, ничем не возмущаемого, так, чтобы не только умом и сердцем мы внимали божественной премудрости, но и само тело наше было удерживаемо в положении, чуждом небрежности. Для этого прилично христианам склонять головы при чтении Евангелия, чтобы удобнее было углубиться в смысл чтения и, вместе с тем, этим поклоном выразить готовность к послушанию и исполнению евангельских заповедей.
Перед чтением Евангелия священник молится, чтобы Христос Бог озарил сердца наши невещественным светом Своего Богоразумия и открыл наши мысленные взоры к разумению Его Евангелия. Будем же и мы усердно молиться об этом.
Измученный жизнью суровой, И мир, существующий ныне,
Не раз я себе находил И Бог, управляющий им,
В глаголах Предвечного Слова
Источник покоя и сил. И сущего в мире значенье
Причина, и цель, и конец,
Как дышат святые их звуки И вечного Сына рожденье,
Божественным чувством любви, И крест, и терновый венец.
И сердца тревожного муки
Как скоро смиряют они! Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
Здесь все в чудно-сжатой картине И плакать, и черпать уроки
Представлено Духом Святым: Из них для ума и души!
К. Р.
Екатеринбург, 3 декабря, «Православная газета». Сто лет назад была организована в городе Екатеринбурге Художественно-промышленная школа, претерпевшая за целый век немало реорганизаций и даже официально закрывавшаяся в первый год Великой Отечественной войны, но продолжавшая свою деятельность на общественных началах в военных госпиталях.
Святитель Гурий, в миру Григорий, родился в семье бедных дворян Руготиных. В доме отца он получил благочестивое воспитание. Григорий был умен, кроток и уступчив, честен, любил ходить в храм, молиться и поститься, всегда подавал милостыню нищим.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.