Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → На архипелаге святости

На архипелаге святости

№29 (206) / 1 августа ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Познать свою немощь
Цветник духовный
Путь ко спасению

При молитве надо себя держать в большом непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения. Молитва — самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы. Все же Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы он не ослабевал. Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и избежать торопливости.

Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но насколько она высока, настолько и труда большого требует. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т. е. иметь память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — их читай, если время есть. О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа — такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирин, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись — она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись.

Не трепещи и не унывай; когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

Благодатное ощущение Господь дает человеку, если у него сердце очищено от страстей; в таком устроении были святые отцы, а нам, грешным, должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В «Отечнике» сказано: «Ученик сказал старцу: такой-то «видит ангелов». Старец ответил: «Это неудивительно, что он видит ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого.

Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись; но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей.

Черта детей — простота, откровенность и естественность; вот Господь и повелел нам быть такими, такая черта была у всех подвижников. Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит тебе.

Великое для нас счастье, что мы имеем книги святых отцов, ибо у них подробно говорится о духовной жизни. Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но “оскуде преподобный”, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами: все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмем отравляющие. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение, и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.

Пока наш душевный кораблик плавает в житейском море, всегда он будет подвергаться переменной погоде: то дождь, то вёдро, а иногда сильная буря подымается, того и гляди, что выбросит на подводный камень или на берег. Иначе и быть не может в сей юдоли плачевной, только в будущей жизни будет без перемен. Когда мы подвержены страстям (говорю о душевных: самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости), то под влиянием этих страстей думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми. Однако не унывай, во время неприятностей углубись в Священное Писание и труды святых отцов и в молитву, тогда опытом почувствуешь мир и тишину в душе своей; своим рассудком, как ни рассуждай, без Божией помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить.

Какая страсть посетит, с той и борись, однако знай, что ты своими силами не можешь победить их; вот тут-то и надо призывать Господа на помощь. А осуждение — великое зло, осуждающие восхищают Суд Божий, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи. Причина осуждения — от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце — сколько там найдется разной гнили.

Вот что я заметил: большая ошибка и немощь — много заботиться, чтобы продлить нашу жизнь. Жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам”. Вот наша забота и стремление должны быть, чтобы жить по заповедям Его и очистить сердце от страстей.

Не было бы скорбей, не было бы и спасения — сказали святые отцы; от скорбей две пользы: первая — усердие к Богу и благодарность от всей души; вторая — избавление от суетных попечений и забот. Конечно, Господь попускает быть скорбям соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Они (скорби) нас смиряют: у нас есть какая-то самонадеянность, мы своими силами хотим преуспевать в духовной жизни, а в скорбях-то и научаемся смирению, тому, что наши усилия без Божией помощи не достигают цели. Наш должен быть труд к добродетели, а успех в добродетели зависит уже от благодати, и благодать дается от Бога только смиренным, а без смирительных случаев не смиришься.

Мудрую духовную жизнь святые отцы до тонкости объяснили в своих писаниях; а их писания больше познаются жизнью. Если сам будешь работать, очищать сердце от страстей — тогда будет все яснее и понятнее. Преподобные отцы, молите Бога о нас, грешных, и откройте наш умишко, чтобы уразуметь ваше писание.

Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию, она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе Господи. Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению, в духовной жизни так и есть, по закону духовного ведения: чем больше человек приближается к Богу, тем видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя праведным.

Духовная жизнь сложна, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается она только опытом и только теми, кто старается жить по совету святых отцов. Если кто спросит у тебя совета, отвечай, что знаешь, но предварительно помолись внутренне и расположись на волю Божию; говори просто, не мудрствуй, не старайся повлиять, так как, если на пользу, то благодать Божия это сделает… Каждый человек сам за себя даст ответ Богу; пусть люди сами разбираются в своих делах. Такой заповеди нет, чтобы требовать от других любви и исправной жизни. Пусть позаботятся о других те, кто поставлен на это промыслом Божиим.

Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовозношении. В Православии авторитет — вселенские соборы и учение святых отцов. Господь сказал: “Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят”. Вот святые отцы с Божией помощью очистили сердца от страстей, они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании, а не очистившие сердце от страстей не могут правильно понимать Священное Писание, и такие люди претыкаются на Священном Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать, сошли с большого парохода, сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море — и погибают в волнах суетных мудрований.

Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву… Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и “молитва до последней минуты жизни требует борьбы”, как сказал авва Агафон. Однако должно знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру — вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает — кайся Господу. А куда ты стремишься — это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего — глубокого смирения: без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в Евангелии несколько, и апостольского послания, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя, Господи.

Преподобный Агафон сказал: “Ничего нет труднее, как молиться Богу, и молитва до последней минуты жизни требует борьбы”. А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: иметь чистою совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять евангельские заповеди, к людям — чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам — пользоваться непристрастно.

Теперь сообщу о смирении. Богомудрые святые отцы вот что говорят о смирении. От него происходят: кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людских похвал. Как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнут на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды, так и смиренный убегает человеческой славы. Свойство смирения — видеть свои грехи, а в других — добрые качества; гордости же свойственно видеть в себе только хорошее, а в других — только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если не научится сему из опыта.

 
Цветник духовный

Познать свою немощь

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” (Пс. 118, 1). Слово «непорочность» означает, что человек стоит перед Богом в покаянии, смирении, ничтожестве, и Господь начинает его вести по пути заповедей, и человек ощущает начало прощения Богом его грехов, а далее предстоит путь с Богом по ступеням добродетелей (человек в сердце чувствует начало оправдания перед Богом).

 
Культура

Икона это разговор с вечностью

Одним из событий Фестиваля православной культуры “Царские дни” стала презентация книги преподавателя кафедры черчения Нижнетагильского государственного педагогического института В. Шульгиной “Геометрия искусства”.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс