Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → Икона это разговор с вечностью

Икона это разговор с вечностью

№29 (206) / 1 августа ‘02

Культура

В этой теме:

Культура
В поисках формы

Одним из событий Фестиваля православной культуры “Царские дни” стала презентация книги преподавателя кафедры черчения Нижнетагильского государственного педагогического института В. Шульгиной “Геометрия искусства”. Незадолго до этого Валерия Валентиновна побывала в нашей редакции.

— Валерия Валентиновна, эту книгу вы посвятили фестивалю…

… А фестиваль посвящен прекрасной праведной Царской Семье. После прославления Царских Мучеников я стала молитвенно обращаться к ним, получала чудесную помощь. У меня начали появляться мысли о том, что созданием истинно православных семей укрепится Россия. Поэтому я посвящаю это книгу еще и своим родным.

— Вы сами – из верующей семьи?

Я с пяти лет стояла на коленях в храме. В доме всегда были иконы, мои бабушки молились, а дедушка, не отступивший от веры, был расстрелян в 1937 году. Сын учится в Екатеринбургской Духовной семинарии, дочь пока в поиске.

— Расскажите о вашей книге, её замысле, идее.

Книга появилась промыслительно. Три года назад я благословилась у старца в Троице-Сергиевой Лавре. Очень интересовалась трудами Павла Флоренского, трижды прочла его “Иконостас”. Мне импонировал его взгляд на культуру. Большое воздействие на меня оказали и труды Григория Паламы: изменилось мировосприятие, все внутри меня пришло в тишину, захотелось отойти от суетного, ложного, душа воскорбела об истине. Я начала работать директором церковно-приходской школы Свято-Троицкого Архиерейского подворья Нижнего Тагила, веду занятия по иконоведению. Здесь мне пришлось открыть для себя: дети знают то, что нам, может быть, еще только предстоит узнать. Как-то на экзамене на вопрос “Чем отличается икона от картины?” один ребенок ответил: “На иконе изображается вечность, а на картине – время”. Работа в этой школе даже повлияла на мой будущий труд. Все стало складываться как-то само собой, не оставляло ощущение благодати. Сбор материала занял год, а написалась книга на одном дыхании.

Суть ее такова. Павел Флоренский предлагал: “Сравните русские иконы с гравюрами Дюрера, и откроется тайна”. Если мы нанесем на “Троицу” Андрея Рублева структурную сетку системы “вавилон”, применяемую в древней Руси зодчими и иконописцами, а затем ее же – на современные копии этой иконы, то увидим нарушение структурной сути. Это вызывает некоторую обеспокоенность. Матушка Марина, ведущая иконописица Дивеевского монастыря, говорила: “Пиши иконы со страхом и трепетом. Бойся неправильно провести линию даже в складках одежды, ответишь перед Богом живым”. Андрей Рублев давал обет молчания на два года, молился и постился, перед работой освящалась доска… В такой иконе мы находим главное – мысль о любви, восстанавливающую целостность мира, радостное утверждение Логоса над Хаосом. Геометрический законопорядок, открытый нам Творцом, исцеляет нас, мы не устаем стоять перед иконами. В гравюрах же Дюрера эпохи Возрождения мы наблюдаем перевернутую структуру, в которой воплощается идея хаоса. Здесь наблюдается распад. Книга “Геометрия искусства” поделена на две части: в первой выявляется геометрический законопорядок пяти икон праздничного ряда: “Сретенье Господне”, “Введение во храм Пресвятой Богородицы”, “Благовещение”, “Вознесение”, “Троица”. Во второй части выявляются композиционные структуры гравюр Дюрера. Их тоже пять: “Рыцарь, смерть и дьявол”, “Битва архангела Михаила”, “Семь светильников”, “Поклонение Господу”, “Меланхолия”.

— Каков ваш вывод?

Строго регламентированная система “вавилона” не случайно является превалирующей в соборном творчестве иконописи. В структурном каноне сокрыта тайна ремесла святой Руси, которая помогала зодчему строить на века, а иконописцу писать в вечность. Икона – это разговор с вечностью. Если же канон нарушен – произведение неизбежно несет зло, отсутствие любви и порядка.

Вы будете представлять единственный экземпляр книги?

Да, пока это единственный экземпляр, изданный как подарочный. Книга снабжена цветными иллюстрациями с накладывающимися на них прозрачными пленками структурных сеток. Намечен тираж в тысячу экземпляров.

— Несколько слов для ваших будущих читателей…

В эти святые Царские дни мы собрались вместе не случайно. Все мы – Православные. Поэтому мы должны не коптить, а светить, как лампады, ведь жизнь светоносна еще в самом зерне. Необходимо лишь вырваться к свету, как это и происходит в истинной культуре, которая не замыкается в себе, а ведет из мира дольнего в мир горний.

 
Цветник духовный

На архипелаге святости

При молитве надо себя держать в большом непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения. Молитва — самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

 
Культура

В поисках формы

Одним из знаковых событий на фестивале православной культуры “Царские дни” можно назвать показ коллекции одежды «Коптские узоры» дизайнера-модельера Ларисы Селяниной.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс