Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (206) → Познать свою немощь

Познать свою немощь

№29 (206) / 1 августа ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
На архипелаге святости
Цветник духовный
Путь ко спасению

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем” (Пс. 118, 1). Слово «непорочность» означает, что человек стоит перед Богом в покаянии, смирении, ничтожестве, и Господь начинает его вести по пути заповедей, и человек ощущает начало прощения Богом его грехов, а далее предстоит путь с Богом по ступеням добродетелей (человек в сердце чувствует начало оправдания перед Богом).

Человек может иметь множество понятий духовных, хороших, высоких. Но сущность его не соответствует им. Надо просить у Господа помощи и, прежде всего, ведения своего реального устроения, того, что на самом деле, по пророку Давиду, “всяк человек есть ложь” (Пс. 115, 2).

Основа человеческого спасения есть познание своей немощи, которое продолжается в течение всей жизни, открывается в частых падениях словом, делом, помышлением и во многом другом, и в Божией помощи.

Должно твердо верить: с кем соприкасаешься и с кем живешь — все это дано тебе по Божиему промыслу. В тебе живут все страсти — обстановка, в которой живешь, обличает их и показывает. Вот и надо развивать терпение и смирение, учиться терпеть и быть снисходительной к ближним. “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов” (Гал. 6, 2).

Надо определить главную цель в духовной жизни: просить ежедневно и неотступно у Господа, чтобы Он показал глубокую нашу немощь, глубочайшее поражение всего состава человека: пораженность ума — рассеянность его и прохождение через него верениц различных плотских и бесовских помыслов, даже во время молитвы; расслабление воли, леность к духовному труду и нежелание отсечения страстей и греховных привычек. Сердце наше поражено до глубочайших тайников страстями, которыми мы часто наслаждаемся незаметно; эти страсти суть тонкая гордость, тщеславие, самохвальство, почитание себя за нечто, в то время как всяк человек, по Священному Писанию, ложь и мрак.

Всего этого мы не видим и почти не чувствуем; по словам Симеона Нового Богослова, на духовных очах наших — непроницаемая мрачная пелена. Вот и надо усердно молить Бога, чтобы этот мрак рассеялся и пелена спала, и мы начали бы постепенно различать свой грех и поражение души. Вот труд, которого хватит до конца наших дней: видеть свои грехи с помощью благодати Божией, оплакивать их и смириться пред Богом. А уж духовного утешения не домогаться, разве Сам Господь пошлет.

Надо избрать одну какую-нибудь добродетель и в ней укрепиться, тогда и все добродетели постепенно будут усовершенствоваться.

Ненавидим мы грех поверхностно, или совсем нет в нас покаянного чувства: истина заучена, как слова, но не усвоена опытом, сердцем. Обычно мы более склонны видеть страсти ближнего и ненавидим их. Когда же по Божиему попущению ближний наносит нам словом или делом удары, мы от этого смущаемся; предаемся гневу, злопамятству, самооправданию, во всем обвиняя его всем своим возмущенным естеством (умом, сердцем). Эти испытания посылаются Богом прежде всего для того, чтобы мы увидели свои страсти, познали свою немощь и прибегли к Богу за исцелением. За это надо благодарить Бога и ближнего.

Основная масса христиан, активно стремящаяся к спасению в своих мыслях и стремлениях, в образе жизни своей часто не исполняет воли Божией. Стремимся мы к духовным добродетелям и высокой жизни, которых Господь не дает нам, хотя все это и прекрасно. Стремимся устроить свой образ жизни как внешне, так и внутренне, например, ежедневно ходить в храм Божий, беспрепятственно исполнять молитвенные правила, стремимся к полному покою, отсутствию искушений, получению дара неразвлекаемой молитвы и покаяния, но не усматриваем воли Божией в трудных обстоятельствах своей жизни. Например, посылается болезнь — нужно научиться переносить ее с терпением и смирением. Или совместное жительство с родственниками или чужими, где часто бывают как малые, так и большие неприятности. Или неподходящая тяжелая работа, или целый ряд мучащих душевных и телесных страстей. В такой реальной обстановке, данной Богом, необходимо научиться терпеть, укорять себя за то, что не можешь понести, как должно и как требует Бог.

Посмотреть в глубину души — отчего там бывает мрак, пустота и тяжесть? Нужно думать, что это происходит от принятия и усвоения душой порока и глубокого соединения с ним.

Как это преодолеть? Постараться на молитве с глубокой верой в Господа как Единого нашего Целителя и Спасителя принести покаяние, вспомнив при этом все свои, даже самые малейшие, греховные помыслы и чувства, в которых еще глубоко не каялись. После этого, если Господь подаст умиротворение ума, сердца и совести, нужно впредь стараться сохранять память о Боге и внимательно наблюдать за движениями помыслов и чувств сердца, и тогда будет видно, какие грехи более всего борют нас, омрачая и оскверняя, главным образом через помыслы, зрение, слух: раздражительность, злопамятство, презрение к людям, бессердечность, зависть, маловерие, отчаяние, гордость, упрямство, непослушание, нечистые помыслы, смех, многоречие, забвение Бога и т. д.

Без самоукорения спасение невозможно.

Через молитву открывает Господь сердцу непостижимую глубину премудрости Божией и влагает в сердце любить Крест Господень — не только знамение креста, но жизненный крест, посылаемый Богом; не нести его, как иго тяжелое, которого боится естество человеческое, а любить той любовью, которую открыл Бог через заповеди — Бог Духом Своим оживотворил Крест и передал его человечеству по Своему неизреченному милосердию. Такая любовь рождается через сердечную молитву.

 
Цветник духовный

Путь ко спасению

О покаянии Прислушивайся к голосу своей совести и не вступай с ней в рассуждение. Сравнивай свою жизнь и свои поступки с жизнью и поступками лиц, которых считаешь нравственно выше себя.Кого чем обидел, того утешь, у кого что отнял, то же верни.Порви знакомство с людьми, соблазняющими тебя или плохо влияющими на тебя.Каждой своей страсти развивай в своем сердце противоположную ей добродетель и при всем этом кайся, кайся, кайся.

 
Цветник духовный

На архипелаге святости

При молитве надо себя держать в большом непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения. Молитва — самый трудный подвиг, и она до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс