Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (205) → Христианство есть жизнь. Священник Александр Ельчанинов

Христианство есть жизнь. Священник Александр Ельчанинов

№28 (205) / 22 июля ‘02

Цветник духовный

О современном человеке

Вот тип человека, часто встречающийся; в нем соединение трех черт:

1. Гордость, вера в свои силы, упоение (у некоторых) своим творчеством.
2. Страстная любовь к жизни земной.
3. Отсутствие чувства греха.

Как такие люди могут подойти к Богу? Таковы, как они есть, — они безнадежно изолированы от Бога, лишены даже потребности в Нем. И этот тип людей культивируется современной жизнью — воспитанием, литературой. Идея Бога вытравлена в его душе, и какие нужны катастрофы, очевидно, личные, чтобы такой человек мог возродиться!

Если уже ты принимаешь мое руководство, то я посоветую тебе вот что.

Молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1–2 минуты, но стараться достигнуть полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постороннего, появления хоть слабой степени сердечной теплоты, чувствуемой и реально в области сердца, так как мы молимся прежде всего сердцем.

Читать, когда сможешь, но каждый день, хоть 1–2 стиха Евангелия, с усилием применить прочтенное к своей жизни, к пониманию окружающего, т. е. с усилием понимать читаемое как живое слово Бога, направленное именно к тебе.

Читать всегда какую-нибудь книгу религиозного содержания, жизнеописание святых, по истории Церкви.

Что касается исповеди — не откладывай ее. Слабая вера и сомнения — не препятствие. Непременно исповедайся, каясь в слабой вере и сомнениях, как в своей немощи и грехе. Так оно и есть: полная вера только у сильных духом и праведных; где уж нам, нечистым и маловерным, иметь их веру. Была бы она — мы были бы святы, сильны, божественны и не нуждались бы в той помощи Церкви, которую она нам предлагает. Не уклоняйся и ты от этой помощи.

Просмотрел с отвращением несколько томиков детективной литературы, которою объедается современная молодежь. Совершенно открытое и явное, постоянно и настойчиво вколачиваемое представление: глупость, скука, бездарность всего, что имеет отношение к порядку, государству, и привлекательность, красота, блестящая талантливость представителей порока, преступления… Это самый настоящий и, я уверен, сознательно приготовляемый яд.

Нужно постоянно читать то, что питает твою душу, указывая цель, единственную цель в жизни. Здесь нужен своего рода аскетизм, самоограничение, самопринуждение. Всякий христианин — подвижник. Запомни это. Человеческая природа так искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, если хочешь выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый день, каждый час; помоги тебе в этом Господь…

Главная ошибка нашей молодежи — в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логически доказуемая и излагаемая, что молодые люди в данном своем состоянии (моральном, религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину и веру. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того чтобы полюбить истину и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею.

Я убедился, что ежедневное чтение святых отцов и житий — в наших условиях – главнейшее и действеннейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, дает нашей вере образы, идеи, чувства, указывает пути, обнадеживает описанием ступеней, этапов внутреннего движения, согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников. Как можно любить то, чего не видишь, от чего не имеешь постоянных впечатлений? Первые христиане оттого и горели такой верой — любовью, “что слышали, видели своими очами, осязали руками” (1 Ин. 1, 1). Эту возможность иметь прямые впечатления от Божественного света дает нам или общение с живыми святыми, или общение с ними же через проникновение, путем чтения, в их внутреннюю жизнь.

Я думаю, в основе твоих душевных недомоганий лежат две причины: 1) чрезмерная занятость собой и как результат — малая занятость окружающими и 2) малая любовь ко Христу. Эта любовь есть основа и корень всякой духовной жизни и силы, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Начни хоть с такой неотразимой мысли, что прекраснее Христа не было никогда ничего во всю человеческую историю. Если ты возьмешь всех Наполеонов, Цезарей, Александров, всех гениев и вождей человечества, — во всех них ты найдешь пятна, нечистоту; и только в кротком Сыне Марии ты увидишь все прекрасное, все желанное, о чем когда-либо грезило человечество. Всматриваться в этот Образ, выяснять и углублять Его в себе, жить мыслью о Нем, отдавать Ему свое сердце — это и есть жизнь христианина. Если это есть, тогда придет и полная тишина сердечная, тот мир, о котором говорил святой Исаак Сирин: “Примирись с собой, и с тобою примирится вся вселенная”.

Твое сокрушение о том, что ты не можешь постигнуть Бога, очень законно, так как именно одно из свойств Бога — Его непостижимость. И если бы полное постижение Его нами, существами ограниченными, стало возможно, оно означило бы ограниченность, конечность Его, т. е. неполноту Божества.

Вообще наши познавательные методы недостаточны в деле Богопознания, и не надо торопиться эту свою ограниченность принимать за ограниченность того, что мы хотели бы постигнуть.

В нас заложена бессмертная Божественная душа, которая и через ограниченность тянется к Богу. Вся ошибка в том, что люди судят о Боге, пребывая вне Бога. Ни в одном человеческом деле недопустима такая недобросовестность. Никто не возьмется лечить людей, не изучив медицину, не начнет строить дома, не имея специальных познаний; отчего же о делах Божественных судят строже всего люди, далеко от этой области отстоящие? И вместе — как смиренны те, кто преуспел в деле Богопознания! Можно сказать, что смелость суждений о Боге обратно пропорциональна близости к Нему.

Наше дело, православных русских людей, — уразуметь свою веру двумя путями: знакомясь с ней и живя ею.

Если ты хочешь основательно понять нашу веру, то для этого читай Евангелие с комментарием в руках и старайся жить церковно. До этого все будет одна игра ума и праздное любопытство. Я понимаю, как это неисполнимо и как, наоборот, легко и занимательно читать теософские фантазии, но ничего другого посоветовать тебе не могу.

Когда считаешь себя вправе осудить какое-нибудь, даже действительно возмутительное, явление, поступок — проверь, нет ли в это время в тебе личной злобы, раздражения, ревности, зависти, враждебности к людям, желания унизить, осмеять: почти всегда найдешь, что есть. Выводы отсюда ясны.

Вы пишете о “религиозном минимализме”. Но ведь никакой другой точки зрения из Евангелия не вычитаешь, кроме как соединения духовного максимализма и житейского минимализма (“будьте совершенны, как Отец ваш Небесный”, “не заботьтесь о том, что вам есть или что пить” и т.д.). К каким бы ухищрениям мы не прибегали в толковании этих ясных слов, обращенных прямо к нам, иного смысла из них не извлечешь. Есть единственный путь сделать для себя необязательными эти слова — это сознательно сделать для себя необязательным Евангелие, т. е. отречься от Христа. Значит ли это, что надо немедленно бросить нашу работу, наши уютные квартиры, детей, семью, наши маленькие ежедневные радости и босыми странниками идти куда глаза глядят? Это было бы неправильное решение вопроса; неправильное, потому что внешнее. Надо начинать не с этого, а с поисков того состояния души, когда внешние решения явятся сами собой, когда постоянная “радость о Господе” и сила благодати сами настойчиво продиктуют нам иной образ жизни взамен того эпикурейски-эгоистического, который мы ведем. А пока — хотя бы томиться и страдать о своей духовной нищете и убожестве, о своем недостоинстве, маловерии и духовной лени, а не возводить их в принцип и правило жизни.

Как сделать, чтобы не сердиться, не обижаться, “когда обижают и оскорбляют”? Терпеть, стиснув зубы? Тренироваться в самообладании, развивать терпение? Само по себе все это неплохо, но все это внешние, не благодатные, не христианские пути. Единственно верный путь — иметь постоянно, ежеминутно перед собой высокую цель, “всегда видеть перед собой Господа”, как говорит псалмопевец — “предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть”… Когда мы унываем от обиды, злимся, то грех наш в том, что в эту минуту мы упустили из сердца нашего веру, любовь ко Христу, высоту нашего призвания; мы в этот момент сузились до того, что помним только о письме, которое нам помешали написать, о книге, которую хотели прочесть, о тысяче мелочей, ранящих нас, а главное — все о себе да о себе. “Предзрех Господа моего выну, яко одесную меня есть” — вот единственный путь — на нем же да утвердит вас Господь.

Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, не важен. Но нет неважного, ничтожного в мире — ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство — важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому все самое малое должно соответствовать самому главному, и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности…

Вы жалуетесь на то, как трудно и даже порой просто скучно чтение святых отцов. Но попробуйте поставить вопрос так, что трудны и скучны не они, а что, может быть, ваша душа не готова еще увидать тот свет, который видят же в них другие. Все же не оставляйте это чтение, пытайтесь согреть свою душу теплом их веры, прикоснуться к их духовному опыту… И, будьте уверены, эти усилия дадут свой плод, и невидимое пока для вас накопление духовных богатств проявится в нужную минуту, может быть, спасет вас в настоящей беде.

Тут же вы пишете о своем одиночестве и покинутости. Конечно, вам нужно живое общение с людьми и их близость. Но подумайте: уже в тех же святых отцах — какое “избранное общество” вы имеете, какие сокровища лучших душ, веками накопленные, даются вам и всем нам в полное владение! В этом и радость церковного общения — что все мы живы и все братья в Церкви, и не может, не должно быть чувства покинутости у живого члена Церкви.

 
Цветник духовный

Единое на Потребу. Игумения Арсения (1834 — 1905)

Мы жестоко ошибаемся, ища на земле вечного блаженства. Полнота души — Господь. Он есть высшее совершенное блаженство, и пока Он не вселился в душе, жизнь ее — томление и скорбь.

 
Мир сект

Традиционные конфессии Урала против тоталитарной секты

Екатеринбург, 18 июля, «Православная газета». Завтра в Екатеринбурге тоталитарная религиозная организация «Свидетели иеговы» намерена провести свой Региональный съезд.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс