Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (201) → На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Екатеринбургской Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

На вопросы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Екатеринбургской Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

№24 (201) / 22 июня ‘02

Вопрос — ответ

Оппоненты по беседе о личности Николая II часто оперируют тем, что он устроил в 1905 году «кровавое воскресенье».Что можно ответить по этому вопросу?

С уважением, Борис.

Канонизация Царской семьи, состоявшаяся на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, была предварена тщательной работой по исследованию разных вопросов и мнений, возникавших в связи с личностью последнего императора. Я просто приведу цитату из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых: «Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной власти. В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения, определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках».

Подскажите, пожалуйста, где в области можно учиться на церковного художника?

Евгений.

На сегодняшний день в нашей области получить образование по иконописному искусству возможно только поступив в подмастерья к кому-либо из известных и работающих иконописцев. Также на базе Свято-Успенского храма в В.Пышме планируется открытие епархиальных иконописных мастерских. Екатеринбургская семинария пока не имеет достаточной материальной базы для открытия у себя иконописного отделения. Хотя в перспективе расширения наших площадей мы имеем планы, которые имеют уже и некоторые конкретные очертания, чтобы в ближайшем будущем такое отделение открыть.

Как избавить одного очень хорошего человека от зависимости, в которую он попал «благодаря» учению Червоненко. Честно говоря, я его даже «человеком» не могу назвать, не то что, как она его называет, «Учитель». Если вы мне поможете, буду вам очень благодарен.

Вячеслав.

Обратитесь, пожалуйста, за советом в Миссионерский отдел епархии (Екатеринбург, ул.Ленина, 11-а). Можете по телефону (3432) 77–00–14.

Я знаю, что у нас есть отделение Свято-Тихоновского богословского института. Но для мирян — только катехизаторско-педагогическое отделение, а меня интересует иконопись и искусcтвоведческое отделение. Нет ли возможности как-то заочно поучиться по такому профилю? Или для екатеринбуржцев такое невозможно?

Надежда.

Екатеринбургский Центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского богословского института ведет образовательную деятельность только по двум факультетам. Поэтому о возможности заочно учиться в ПСТБИ на отделении иконописи и искусствоведения следует узнавать непосредственно в интституте. Не уверен, но мне кажется на этом факультете нет заочного обучения, поскольку это связано с необходимостью практического освоения навыков иконописания. Но, еще раз повторяю, это мои предположения. Свяжитесь с интересующим Вас факультетом в Москве. Можете сделать это через руководителя ЦДО Шитикову Веру Олеговну (тел: 7 (7) –00–14).

Мне бы хотелось узнать, как можно поступить учиться на теологическое отделение, сколько учиться лицам с высшим образованием, платно это или нет? Кем можно работать после института?

Надежда.

Информация об условиях приема размещена на странице епархиального сайта, посвященной теологическому факультету. Подробную информацию Вам дадут в Миссионерском отделе по телефону: 77–00–14.

Какие дополнительные обеты у великосхимника? Как быстро постригают из малой в великую схиму? Моего знакомого очень жестоко обидели. Это у меня вызывает очень глубокий гнев, переходящий в ярость… Я молюсь об обидевшем – но он не крещенный. Как мне поступить? Мою душу иногда переполняет сильный гнев – и я не перестаю обо всем этом думать… Приходится связывать руки узлом или бить жестоко в грушу.

Дионисий.

Обеты даются при пострижении в малую схиму. Их три: целомудрие (безбрачие), пост, послушание. При пострижении в великую схиму эти три обета произносятся вновь. То есть двукратное их произнесение как бы усугубляет их. Постриженный в великую схиму отрекается от своей воли, предавая себя в полное послушание настоятеля монастыря. Принятие великой схимы не требуется от монаха. Поэтому избравший великий ангельский образ делает этот шаг самостоятельно. В истории Церкви нередки случаи пострижения в великую схиму в болезни или перед смертью. Обида — это тяжелый «камень». Я всегда уподобляю обиду ржавчине, которая способна превратить в труху железо. Так и в духовной жизни — самая железная воля способна не устоять, будучи подвержена точению обидой. Для утешения я могу Вам лишь напомнить слова Христовы: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Не расточайте гнев. Это наше оружие в противостоянии греху и не должно быть обращено против человека — носителя образа Божия. Являющегося таковым даже тогда, когда внешне он вызывает отвращение. Вы правильно делаете, молясь об обидчике, но молитва должна быть искренней, и тогда в ответ любовь Божия превозможет в Вас гнев человеческий.

Как мне следует молиться, если я чувствую, что дьявол совращает меня?

Вася.

Святоотеческий опыт научает нас противостоять совращению дьявольскому призыванием имени Господа, называя молитву Иисусову – мечом, разящим бесовское наваждение. В практической жизни, чувствуя искушение, нужно начать молиться внимательно произнося про себя или вслух, если позволяет обстановка, молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Господь сказал, что род сей лукавый ни чем иным не прогоняется, только постом и молитвой. Пост же особенно удобен в противостоянии плотским искушениям.

Скажите, как мне избавиться от грехов, а то я боюсь, что меня Боженька накажет?

dirx

На этот вопрос Вы должны дать ответ сами. Ведь согрешая, Вы не спрашиваете у соседа: можно ли Вам согрешить? А значит, чтобы избавиться от грехов нужно покаяться, т.е. изменить свое отношение ко греху. Те поступки греховные, что были для нас нормальными, в порядке, так сказать, вещей, должны стать противными нашей природе. Это и значит – принести достойный плод покаяния. Ведь мало прийти в храм и на исповеди согласиться со священником, говорящим, что Вы согрешили в том или другом. Важно, чтобы за осознанием греха последовало отвращение от него. Для преодоления греховной зависимости святые отцы указывают путь стяжания добродетели. Если ты скуп, иди и твори милостыню. Если ты страждешь буйством плоти, стяжи воздержание и пост. Если раздражителен и злобен, обрети мир и любовь к ближним. Вот так противополагая греху добродетель мы стремимся к очищению от греха. А страх Божий, т.е. страх оскорбить любовь Божию, так же как мы дорожим и боимся потерять расположение дорогих нашему сердцу людей, будет нам надежной опорой на пути стяжания благодати Святого Духа.

Мой прадед, Распопов Федор Иванович, служивший при Михаило-Архангельской церкви Туринской Слободы в 1917 — 1918 гг. и являющийся в те годы председателем 4-го Благочинного совета Туринского уезда, был расстрелян представителями Советской власти в Туринске 8 июля 1918 г. Он был похоронен в ограде Крестовоздвиженского собора г. Туринска 15 июля 1918 г. К сожалению, никто из моей семьи не имел возможности посетить Туринск. Поэтому никто не знает — сохранилась ли могила, да и сохранился ли сам собор. Буду Вам очень признателен, если Вы сможете мне помочь в данном вопросе и сообщить что-либо.

С уважением, Илья.

Сообщаю Вам, что, к сожалению, Крестовоздвиженский собор г. Туринска был снесен, на его месте в настоящее время разбит парк. Поэтому могила Вашего прадеда, скорее всего, не сохранилась. Иеромонах Виссарион (Кукушкин), родившийся и выросший в г. Туринске сообщил эти сведения. А также он интересовался относительно сообщенных Вами сведений о Вашем прадеде. Располагаете ли Вы документами и фотоматериалами, подтверждающими означенные сведения? Если Вы заинтересованы в более подробном расследовании жизни Вашего прадеда – Распопова Федора Ивановича, то прошу Вас сообщить все имеющиеся о нем сведения по адресу Семинарии. Это необходимо для облегчения работы с архивами.

Статья матери Марии (Скобцовой) “Типы религиозной жизни” (http://www.stphilaret.ru/types.html). Что Вы думаете по поводу параграфов об аскетизме и евангелизме? Не “перегнула ли она палку” и не отрицает ли Стяжания Духа Святого как смысла жизни? И не превращает ли заповедь о любви к человеку в человекоугодничество?

Мария Поутилова.

Очень трудно оценивать и судить мысли человека, перенесшего в своей жизни то, о чем мы лишь читаем в воспоминаниях поколений уходящих. Я еще раз просмотрел эту статью Марии Скобцовой, чтобы не быть голословным в своих рассуждениях. Несомненно автор обладает острым чувством, замечает то, с чем мы сталкиваемся ежедневно и не замечаем. На самом деле все описанные в статье «типы благочестия» имеют место. И пусть автор резка в некоторых оценках и характеристиках, но яркость и образность их подчеркивает нашу «болезненность» грехом самомнения и эгоизма. Вы спрашиваете: «Не перегнула ли палку?» Пожалуй нет. Не перегнула, но вот в чем казус. Представленная статья — это, своего рода, попытка классифицировать опыт исторической жизни Церкви. Имейте ввиду, что всякая классификация есть условность. И как в жизни невозможно все выправить по одному шаблону, так и в духовном мире, которого мы прикасаемся душой, нет обезличенности, нет линейности. Именно поэтому характеристики «типов благочестия», сформулированные автором, не способны стать мерилом благочестия. Реальная духовная жизнь оказывается сложнее и многограннее. Нельзя не согласиться, что многие действительно прошли эти «формы благочестия» как бы по ступеням, возрастая в духовной жизни, восполняя меру стяжания Духа Святого. Важно понять простую, как кажется, истину: и в уставном богослужении, и в эстетике и драматургии богослужения, и в разного рода аскетических упражнениях приемлемо только то, что обогащает духовно, т.е. приносит реальные плоды возрождения в Духе Святом. Напротив, сделавшись самоцелью, все эти упражнения духовного свойства начинают быть препятствием, тормозом нашего действительного перерождения. А это значит, что мы подменяем смысл жизни, выражаемый евангельскими заповедями о любви к Богу и ближним самым плоским эгоизмом, т.е. становимся фарисеями по духу. Ведь Господь осудил именно дух фарисейства, его закваску. «Что говорят – слушайте, по делам их не поступайте», – предупреждает Господь. Мать Мария в своей статье и хотела, как мне кажется, подчеркнуть именно эту мысль. Заметьте, что ни долгие бдения, ни изнурительные посты, ни даже служение ближним само по себе не приближает нас к Богу, но только если творим добро или упражняемся в благочестии и аскетике ради славы Божией. Вспомните слова Христовы о слепорожденном: «Ни он согрешил, ни родители его, но чтобы явилась на нем слава Божия». Поэтому Господь творил чудеса, предваряя их вопросом: «Имеешь ли веру?» Вера — есть мерило вещей и предметов духовного мира. Если имеешь веру, то «повелишь горе сей сойди с места и сойдет». От веры рождается любовь, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4–8). Итак, только совершаемое по вере, движимой любовью к Богу, обогащает нас, приносит плоды добродетельной жизни. И на этом пути более всего следует оберегаться тщеславия — славы человеческой. Вам же как новоначальной, наверное, лучше начать погружение в духовную жизнь со знакомства со святоотеческим опытом этой жизни. Если Вы до сих пор не прочли «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, то настоятельно рекомендую Вам это чтение. А дальше Бог направит.

Я поссорился со своим соседом-алкоголиком из-за пузыря водяры. Мы всегда были с ним в хороших отношениях, и я не могу спокойно жить, когда близкий мне человек держит на меня злобу. Я чувствую, что мне необходимо исповедаться, но, к сожалению, церковь в нашем поселке давно закрыта, а батюшка уехал жить в Новосибирск. В моей семье люди всегда верили в Бога и регулярно ходили в церковь. Скажите, есть ли возможность исповедоваться по e-mail?

Викернес Варг

Сочувствую Вам, но, к сожалению, исповедь по e-mail невозможна. Но все же следует поступить по-христиански и первым сделать шаг навстречу обретения мира и согласия. Конечно, не следует пытаться восстановить отношения посредством предложения распить «мировую» бутылочку. Это будет лишь продолжением начатого. Но именно по-христиански просить прощения, даже если Вы полагаете себя правой стороной. «Мудрый всегда уступает» — это действительно так. Исповедь тоже нужна, и для этого все же следует предпринять усилие и добраться до ближайшего действующего храма. Желаю Вам по благодати Господа Воскресшего найти силы для мира и любви во Христе.

 
Милосердие

Священник Сергий Вогулкин: «Мы обязаны вывести бывших наркоманов на новый уровень жизни»

Полевской Свердловской области, 20 июня, «Православная газета». Около 15 парней проходят сегодня курс реабилитации в Православной реабилитационной общине в Полевском. По благословению настоятеля храма во имя святых апостолов Петра и Павла

 
Мир сект

«Я вам не верю…» Мормоны искалечили немало судеб.

Женский голос в телефонной трубке слезно просил выслушать. Может быть, полученный горький урок чему-нибудь научит других? С Анной Ефимовной мы встретились у нее дома. Нет смысла пересказывать эту печальную историю, предоставим слово самой пострадавшей.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс