Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Память оживляет лица, события, голоса.
На страницах синодика, бережно хранимого отцом Валерием Малаховым, более двух тысяч имен. Этот синодик когда-то передал ему священник в Средней Азии, чтобы молился за упокой душ.
Святейшие Патриархи… преосвященные митрополиты… архиепископы… епископы… священнический, монашествующий и иноческий чин… За каждым именем – неповторимая судьба. «Великим постом всегда молюсь, – говорит отец Валерий, – а службой всегда поминаю всех Архипастырей и пастырей, верных сыновей и дочерей Русской Православной Церкви, в годину лютых гонений за веру безвинно убиенных».
Прикосновение к трагедии
Так сложилось по Промыслу Божьему, что во время службы в армии мне пришлось бывать в той самой комнате, — полуподвальном помещении, где приняла свою мученическую кончину Царская Семья. В то время в печально известном доме располагалась бухгалтерия отдела культуры, а в этой страшной комнате был репетиторский класс. Солдаты время от времени меняли то пианино, то рояль, не понимая, почему не звучит инструмент. Не звучал там и человеческий голос. Из всех нас, армейцев, только один знал, что в этой комнате произошло цареубийство. Когда он поделился со мной, я своим мальчишеским умом стал понимать, что к чему… Стены видели ужас. В этой комнате нужно было читать Псалтырь об упокоении безвинно убиенных и служить панихиду, а не исполнять праздные гимны.
Наша семья всегда почитала Царя Николая II.
В день его рождения, 19 мая, мы всегда радовались, и, надо сказать, радовалась вся страна, — в то время это был праздник – День пионерии. Многие люди не понимали смысла общей радости, но в нашей семье все знали: день рождения Государя. С 17-го же на 18 июля, хотя это и день памяти преподобного Сергия Радонежского, у нас было траурное настроение…
Когда, уже будучи священником, служил в Тобольске, сразу же отыскал дом генерала Корнилова, где после отречения от Престола размещалась Царская Семья. Об этом доме я знал с детства. Это двухэтажное серое здание, там до сих пор есть памятный знак – чугунная литая плита на стене, где можно прочесть о пребывании в этом особняке августейшей Семьи. Стоя перед этим обычным с виду домом, испытываешь трепет…
Люди, судьбы
…Когда вспоминаю своего ныне покойного родственника по деду протоиерея Николая Зеленина, рядом в памяти неизменно встает его ровесник – протодиакон Георгий Пешков. Вместе они вернулись из Китая, из эмиграции, только отец Николай уехал в Свердловск, а отец Георгий Пешков остался в Челябинске. Это был веселый, эрудированный, живой человек с прекрасным баритоном. Был крайне тактичен при общении с людьми. Мог указывать на ошибки, никого не обидев. Умел шутить и все обращать в шутку, – это был настоящий его дар. Многие завидовали его красноречию, так как любую беседу он мог украсить живым благодатным словом. На протяжении нескольких десятилетий отец Георгий был секретарем челябинской епархии, назначенный Владыкой Климентом, и все это время умел сконцентрировать, сплотить священников и, вместе с тем, держать жесткую дисциплину. Надо заметить, что рядом не было правящего архиерея, — он находился в Свердловске, но всюду был порядок, все храмы функционировали, все относились к порученному делу со страхом Божиим, с верой.
Хотелось бы, чтобы и нынешние священники воспитывали себя сами, так как должны осознавать, на какую стезю встали. Считаю, что удел настоящего мужчины – служить Родине, Отечеству, народу.
Что касается отца Николая Зеленина, то он был очень человеколюбивым, и к нему всегда тянулись люди. Многие знаменитости и ученые мужи хотели исповедоваться именно у него, а также крестить своих детей и внуков. Он делал все искренне, добросовестно и правдиво. Отца Николая считала за своего армянская диаспора. Долгое время он переписывался с певцом – эмигрантом Борисом Рубашкиным, который, как и известная певица Любовь Успенская, помогал осуществлять связь между рассеянными по лицу земли эмигрантами. В 1987 году Любовь Успенская привезла сообщение о кончине вдали от родины епископа Никандра (Падерина), с которым отец Николай когда-то учился в Харбинской Семинарии. Будучи уже взрослой и знаменитой, она крестилась у отца Николая вместе с мужем – актером Борисом Щербаковым и праздновала крещение в доме батюшки.
…Отпевание отца Николая Зеленина возглавил Владыка Никон (Миронов) и служил более трех часов без перерыва, не отлучаясь ни на минуту. Его любовь к отцу Николаю была сыновней. До сих пор вспоминаю их дружбу, их трогательное отношение друг к другу.
После того, как я отслужил в армии, меня венчал отец Анатолий Мухин, тоже возвращенец из Китая, который долгое время был настоятелем храма в г. Коркино Челябинской области. Это был высокообразованный человек, кандидат богословия. Вся жизнь его прошла между Челябинском и Коркино: будучи в Челябинске «провинится» – покрестит кого-нибудь тайно – и сразу же попадет в опалу — в Коркино.
Доходило до того, что приходилось работать таксистом. В 80-х годах я приехал из Иркутска в г. Коркино в отпуск. Туда же для знакомства с приходом приехал Владыка Илиан (Востриков), которого я знал еще по Лавре. Я был приглашен на прием к Владыке. Архиерея сопровождал отец Георгий Пешков, который со своими очень тактичными шутками талантливо рассказывал о приходе. Говоря о Владыках, нельзя не вспомнить о правящем архиерее Платоне, при котором в начале 80-х годов произошло потепление по отношению государства к Церкви. (Сняли обременительную таксу за электроэнергию: помнится, Церковь платила по 25 коп., в то время как государственные предприятия тратили 2 коп., а частники – 4 коп. С 1982 г. Церковь стала платить 4 коп.). Понемногу стали строиться и ремонтироваться храмы, организовываться новые приходы. Священники начали заниматься благоукрашением храмов. Во время Великого входа я услышал от Владыки Платона, как он поминал всех жертвователей, жертводателей, благоукрасителей святого храма. При нем началось строительство первого здания на территории Иоанно-Предтеченского Кафедрального собора. Он стал организовывать возложение венков, гирлянд и цветов к Вечному огню, к памятникам тем воинам, которые положили жизнь за веру, Отечество, народ.
С его благословенной архиерейской руки возродили мемориал репрессированным, безвинно расстрелянным на 12-м километре Московского тракта. Некоторые сектантские движения и злые языки укоряли, что священники кланяются огню, камню. Но ведь мы кланяемся душам человеческим, воплощенным в этот огонь и камень творением рук человеческих. При Владыке Платоне заметно оживились епархии – Курганская, Челябинская, Свердловская, люди повернулись лицом к Церкви, потянулись к храму, к добру, к вере.
Пик всего этого достался Владыке Мелхиседеку – прекрасному богослову, проповеднику, человеку. Ему выпало проведение 1000-летия Крещения Руси. Так же и протодиакон Георгий Пешков смог достойно, торжественно, благолепно организовывать духовенство и верующих к этой знаменательной дате. На торжественных днях на его груди сияли церковные награды. Владыка Мелхиседек, ныне находящийся на покое, часто представлял священников к наградам, всегда старался расположить к себе собеседника, был доступен в общении. К отцу Николаю Зеленину, рядовому священнику, приходил домой на чаепитие, общался с его семьей. При нем открылись вновь построенные храмы, организовалось много новых приходов. Когда он уезжал из Епархии, то вся служба (служил он Литургию в храме на Елизавете) при ее торжественности была пронизана каким-то минором: со слезами на глазах он прощался с любимой паствой, городом и духовенством.
Мне везло на встречи со знаменитостями
Больше всего это касается актеров. В Тюменской области в поселке городского типа Тарко-Сале я с верующими открывал храм. Позднее на творческой встрече узнал, что известный актер Георгий Семенович Жженов – почетный гражданин Тарко-Сале. Там в сталинские времена он отбывал «наказание», был в числе строителей этого поселка. Это был его ГУЛАГ. Я написал ему небольшое письмо, упомянул о храме и передал через своего хорошего друга, врача-психиатра В. Попова. По свидетельству этого человека, Георгий Жженов, получив письмецо во время одной из творческих встреч, был растроган до слез: ведь это была мечта как его, так и сотен других заключенных – мечта о храме…
Когда я жил в Средней Азии, часто встречал певца Александра Серова, тогда еще мало кому известного. Я понимал, что ему многое дано, что это очень талантливый человек. Однажды при встрече так и сказал ему, пожал руку и, представившись, пригласил в храм. А. Серов пришел на службу и, когда подходил ко кресту, сказал мне: «Спасибо и вам, у вас тоже хорошие вокальные данные…»
Многие из тех, с кем приходилось встречаться, стали в народе легендой: Алла Ларионова, Николай Крючков, Николай Рыбников, Клавдия Шульженко…
Однажды, находясь по долгу епархиальных нужд в Иркутске (исполнял послушание эконома епархии), в стеклянных дверях гостиницы «Ангара» увидел… живой памятник. Это была величественная Людмила Зыкина, которая шла в темно-синем, богато расшитом концертном платье, а за ней – почти никому тогда не известные Людмила Ненашева и Алла Пугачева. У них был концерт на стадионе. Растерявшись от неожиданности, я произнес только: «Здравствуйте!» «Здравствуйте, молодой человек!» – дружелюбно ответила Л. Зыкина. Недавно эта легендарная женщина по приглашению архиепископа Викентия выступала в нашем городе.
А скольких уже давно нет…
Невест надо искать в церкви
Мою матушку я нашел в церкви, – были знакомы с детских лет, вместе пели в церковном хоре. Позднее она училась в музыкальном училище в городе Ош в Киргизии, пела там в храме, затем уехала на родину в Челябинскую область. По Промыслу Божиему через несколько лет меня назначили настоятелем того же храма в городе Ош. Приехали мы туда вместе – мужем и женой. Ее там хорошо помнили, стали расспрашивать о жизни, о замужестве. Все были приятно удивлены, когда узнали, что она не просто «устроила судьбу», а стала матушкой, женой их священника. С тех пор мы вместе.
Молодым рекомендую искать невест в церкви, а не на дискотеках.
Пути неисповедимые
…И вновь возвращаюсь к прошлому.
С отцом Николаем Зелениным у меня удивительно перекликается судьба. Сюда я приехал из Белорецка (Башкирия), где был настоятелем, благочинным. Отец Николай в 70-х годах тоже служил в Белорецке. В Челябинской епархии я служил во многих храмах, где до этого нес службу отец Николай. По Промыслу Божиему его перемещения по службе часто совпадают с моими. Иной раз кажется, что я иду по его следам… Так и сейчас: служу в Иоанно-Предтеченском соборе, и – тоже в паре с отцом Иоанном Осиповичем. Это было последнее место службы отца Николая. Возле стен этого храма он и упокоился…
Может показаться удивительным, но к Православной вере Ирина Леонидовна Такамацу, русская по происхождению, пришла в Японии, где живет уже около тридцати лет. Но, посещая Россию, она каждый раз убеждается, что вся полнота Православия – здесь, на родной земле.
Духовный человек «огнь поядаяй есть» — Геронда, как можно сегодня жить в обществе правильно, по-христиански, не соблазняясь людьми, живущими вдали от Бога?— А что соблазняться теми, кто не живет близ Бога? Если в семье из шестерых или восьмерых братьев и сестер одного или двоих увлек бы сатана
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.