Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (199) → Теологическое образование – сознательный выбор абитуриента

Теологическое образование – сознательный выбор абитуриента

№22 (199) / 8 июня ‘02

Выбор

Всему свое время! Сейчас для многих молодых людей
и для их родителей пришло время определиться
с выбором учебного заведения, в которое желательно
и должно поступить в этом году.

(Окончание)

Мысль о том, что Иван, не помнящий своего родства, есть раб – очень верная мысль. Теология нам необходима, чтобы мы не были Иванами, не помнящими своего родства, чтобы мы знали, что сила каждого из нас в силе нашего народа и что мы вне связи со своим народом есть абсолютное ничто. Пришел человек, что-то прокричал о своем. Люди смотрели на крикуна вначале удивленно, потом раздраженно, пока не выгнали его вон. Умер человек, не оставив после себя ни ребенка, ни стоящего дела, а только свой крик. Но крик умер еще раньше, чем человек, и даже эхо этого крика давно забыли люди. Если не помнится даже эхо, то был ли крик? Неизвестно, был он или нет, но известно точно, что в памяти людей он не живет. Нынешнее бытие людей, лишенное памяти, есть бытие смерти. А теология призвана утвердить бытие жизни, которое есть не только идеальное бытие памяти, а благодаря этой памяти – биологическое бессмертие народа, рода человеческого, а в конечном итоге – душевное единение в духе с вечной жизнью Бога. Как она может это сделать?

Во-первых, благодаря вере, которая есть по своему действию утешение жаждущих, обличение вещей невидимых как видимых. Вера превращает теоретическое бытие Бога в реальное, живое Его бытие. Истинно верующий реально встречается с живым Богом. В этом таинство и мистика веры. Благодаря вере невозможное становится возможным. Благодаря вере мертвые воскресают, ибо вера есть жизненная сила для нашей памяти, есть та энергия подвига, благодаря которой мы во мраке безнадежности находим искру надежды и начинаем путь не только возможного, но и действительного возрождения из бытия смерти и вражды к бытию жизни и любви.

Во-вторых, благодаря культивированию особых чувств, состояний духа, таких как: трезвление, сосредоточение, собранность, ясность, решительная устремленность разумной воли человека. В условиях всеобщей алкоголизации, эйфории потребительского духа нам необходимо спасительное трезвление. В условиях произвольного, бегающего, или тупого, или суетного внимания нам необходимо сосредоточение. В условиях беспрестанной переоценки ценностей, опошления святынь, низвержения идеалов нам необходима воля к совершенству. Именно, теологическая мысль, религиозная аскеза дала непревзойденные образцы отрешенного, трезвого и ясного, как Божий Свет, сознания. “Свет невечерний”, что это такое? Это и есть состояние высочайшего умозрения, при котором мы интуитивно прозреваем бытие объемлющего, целостного, универсального бытия, имя которому Бог. Свет невечерний – это свет смысла, льющийся от целесообразности Абсолютного бытия. Можем мы видеть этот свет, не находясь в состоянии отрешенности, трезвления, высочайшего сосредоточения? Нет, конечно же, не можем. Если мы не видим этого света, то чем мы отличаемся от свиньи, которая не поднимает своего рыла и не отвлекается на такие глупости как свет неба и сосредоточенно ищет свои желуди в корнях дуба.

Мы отличаемся от свиньи в худшую сторону. Свинья не знает о ценности света неба, ей никто об этом не сказал, и сказать не может, ибо у свиньи нет человеческого разумения. И поэтому ее по критериям разума нельзя судить, а человека следует, прежде всего, судить именно по мере разумности его поступков. Человеку с детства талдычат, что есть Бог, и мир не сводится к жизни его мамы и дяди, а есть история народа, есть разумным образом устроенная жизнь природы, есть системная, целостная целесообразность объемлющего нас бытия. И есть, наконец, живое бытие Бога, наличие которого означает, что за все, что человек делает, он понесет воздаяние. Действие Бога – не шалость и “прикол” игры, его действие неотвратимо, результативно. Поэтому Бога не только любят, но и боятся. И если люди, несмотря на все это, горделиво утверждают: вера — это сказки для неграмотных людей, то мы не будем спорить с этими рабами разума, они еще не готовы к восприятию свободного полета верующей мысли, они любят не то, что достойно любви, боятся не того, кого действительно следует бояться.

Жизнь человека определяется не только потребностями желудка, но еще и зовами неба, зовами идеала, образцами совершенства. Поэтому человека иногда символически изображают в виде дерева, корнями растущего из тверди небесной. Трудно переоценить роль идеала, образца совершенного в духовной жизни человека. Поистине, мы есть то, к чему стремимся. И линия нашей судьбы определяется образом того, с кого мы делаем жизнь, кому мы подражаем в мыслях и действиях. Теология дает нашему духу высший образец для подражания – житие святых, подвиг праведных и справедливых, творчество гениев, вдохновленных Богом. Христианская теология дает нам для подражания мысль и подвиг Христа и символически приоткрывает тайну богочеловеческой природы истинного человека. Христианская теология дает не только историческую, культурную перспективу подражания Христу, но и глубинный по психологической трансформации и, одновременно, высочайший по духовному видению уровень уподобления Христу, а через Христа – и бытию Бога. Уподобление Троице, говорит христианская теология, возможно, так как Отец открывает Себя через Сына в Духе Святом и дает человеку путь к Своему бытию с истины Духа Святого, через путь Христа к полноте бытия Святой Троицы.

Выбор в пользу христианской теологии продиктован еще очень важным ее качеством. Теологическое знание – это не только знание, дающее нам развитие фундаментальных основ нашего сознания: способность души помнить, верить, надеяться, любить, способность духа устремляться к совершенству, творчески действовать и преображать к жизни умирающее тело человека. Но знание теологии еще исторически, культурно жизненно – оно есть не абстрактное упоминание об опыте всеобщей истории, о духовном опыте мировой культуры, а живое актуализирование опыта отечественной истории и культуры. Быть может, самое ценное в теологии то, что она в памяти своей хранит язык минувшего, чаянья и надежды народа, совершившего великий подвиг во имя всего человечества. В теологии обретает реальность мысль космиста Н. Ф. Федорова, который поставил перед человечеством задачу воскресить мертвых отцов, чтобы их сыны могли отблагодарить своих отцов за подвиг перед человечеством. Мысль Н.Ф. Федорова утопична, но в этой утопии есть абсолютная правда, и она в утверждении, что без памяти отечественной истории и культуры России нам России не возродить.

Русь в 988 году приняла веру Христову, взяв за образец ума византийское понимание истин Христа. Религиозная традиция России, пройдя через страсти и сомнения двоеверия, оформилась в духовном опыте русской истории как русская версия православия. Это не значит, что все богатое содержание языческой культуры народа и западную образованность дворян мы укладываем в прокрустово ложе православного вероучения. Нет, это означает лишь то, что Православие представляло, выносило на суд мира все богатство культуры России. Но представлять, быть носителем, выполнять эту работу основания, субстанции – это значит быть той связующей нитью, которая многообразие превращает в единство, различные устремления многих – в единую устремленность целого. Величие России 19 века в том, что она была единым, целостным по своему смысловому единству государством. Роль этого смыслового единства, роль оформления частей в целостность живого организма выполнило православие.

Не случайно все богатство и многообразие успешно развивающейся России в конце 19 века выражалось в символически значимом триединстве — Народность, Православие, Самодержавие. Единством этого триединства было православие. Судите сами. Справедливость, легитимность монархии принималась народом благодаря православной вере в то, что царь есть помазанник Божий и его власть от Бога. Вспомните в связи с этим известный факт последней выборной компании в Свердловской области. Из 100%, имеющих право голосовать, голосует 30%, из этих 30% десять процентов голосуют против всех. Однако выбранные к власти люди, получившие в лучшем случае 20% голосовавших, в худшем 5%, говорят, что они являются представителями легитимной власти.

В России самодержавной и православной власти хаос народной жизни упорядочивался на основе православного ритуала, где каждый день года осмысливался и понимался в связи со священной историей жизни Христа. Церковный календарь четко расписывал, когда – дни поста, когда – дни праздника. (В сегодняшней России, где действуют календари различных ценностей, каждый день – праздник: то презентация продукции фирмы “Самсунг”, то какой-то “новый русский” решился на открытие казино. Идет череда бесконечных праздников, презентаций, шоу – идет пир во время чумы. А ценность старых праздников искажается. К примеру, 1 Мая – праздник солидарности всех трудящихся называют праздником труда и весны; праздник Великой Октябрьской социалистической революции, то есть праздник победы большевистской, красной России называют праздником “согласия”; во время Великого поста показывают чуть ли не каждый день фильмы, прославляющие сатану. Возможен ли при таком помешательстве ценностного сознания духовный лад в народном сознании? – Ясно, что нет).

Труд и страдания людей в православной России, их социальные устремления к справедливой и совершенной форме общества получали свое оправдание и понимание в христианском понимании любви. Православный принцип соборности, согласно которому идеальной формой социального единения людей является их свободное единение в истине любви, то есть соборное единение. Истина этого принципа дала духовное освещение практике общинного, артельного труда русских крестьян, солдат, мастеровых. Истина православной соборности дала народу такую силу социальности, опираясь на которую Россия была самой огромной страной в мире, страной величайшей культуры, непобедимой никем и желанной, как идеал для всех, кто мыслит и кто честен.

А что сейчас? Кто может гордиться современной Россией, кто ее уважает за рубежом? Если по-честному, то никто. Предприимчивые люди потирают руки и, предвкушая наживу, везут сюда сбывать залежалый товар, отравленные сальмонеллой “ножки буша” и прочую дешевку. Торговец наркотиками везет тоннами в Россию героин, торговцы проститутками вывозят тысячи российских женщин для продажи их в сексуальное рабство на Западе. Миссионеры – служители тоталитарных сект едут в Россию целым легионом бесов, чтобы учить людей Святой Руси, как им правильно верить в Бога. Продолжать дальше нет смысла. Каждый, если у него глаза не залиты алкоголем или наркотическим дурманом, видит воочию, что Россия в бездне и ее падение продолжается, так как у бездны нет дна. Но не каждый видит причину этого падения. А причина давно известна. Ее по философски грамотно назвал замечательный философ, патриот России И.А. Ильин. Причина кризиса современного мира в кризисе безбожия. Причина наших бед в том, что мы уверовали в истину слов, что в Бога верить глупо и бесполезно. Нет, истина состоит в обратном по смыслу суждении: верить в Бога умно и полезно. В России 19 века верили в Бога, строили свою жизнь согласно канону православной веры, и тогда Россия была великой державой. В первые дни Великой Отечественной войны Сталин обратился к народу по-православному – “братья и сестры”, вспомнил о ратном подвиге православных полководцев и ввел ордена, наименования имени Дмитрия Донского, Ушакова, Суворова, Нахимова, дал послабление Церкви, заручился в борьбе с Гитлером поддержкой Церкви, верующих. Духовность советской России, о которой мы сейчас, потеряв ее, плачем, питалась духом православного творчества гениев русской литературы – духом творчества Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого; исторической правдой, патриотизмом историков Карамзина, Соловьева, Ключевского. Когда осознаешь все это, тогда понимаешь, без знания христианской теологии нам не возродить Россию. А без России мы в лучшем случае — никто, а в худшем случае — белые рабы на земле наших отцов, которая будет принадлежать не нам.

Вот почему я бы выбрал знание христианской теологии и стал бы ее изучать, вне зависимости от того, поступлю я в университет или нет.

 
Против темного наступления

Екатеринбург бойкотирует визит в город Вадима Тунеева, называющего себя «главным кришнаитом России»

Екатеринбург, 31 мая, «Православная газета». Сегодня в 14 часов в УрГУ должно было состояться заседание кафедры истории и философии религии, на котором собирался выступить председатель Общества «Сознание Кришны»

 
Судьбы

«В России для меня все духовно родное». Разговор с православной русской японкой

Может показаться удивительным, но к Православной вере Ирина Леонидовна Такамацу, русская по происхождению, пришла в Японии, где живет уже около тридцати лет. Но, посещая Россию, она каждый раз убеждается, что вся полнота Православия – здесь, на родной земле.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс