Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (198) → Теологическое образование – сознательный выбор абитуриента!

Теологическое образование – сознательный выбор абитуриента!

№21 (198) / 1 июня ‘02

Выбор

Всему свое время! Сейчас для многих молодых людей
и для их родителей пришло время определиться
с выбором учебного заведения, в которое желательно
и должно поступить в этом году.

(Продолжение. Начало в № 20)

Итак, предположим, что я перед выбором, куда пойти учиться? В каком вузе дают необходимое мне знание? Эти вопросы требуют указать место вне меня и требуют, чтобы я пришел в это место. Но надо ли мне туда, есть ли там то, что мне надо? Знаю ли я, что желаю? Вопросы, которые возникли в последнюю очередь, являются по важности первыми. Проблема не в объекте, а в субъекте.

Допустим, что без всяких экзаменов меня принимают в институт, в котором готовят суперменов, академиков и прочих знаменитостей. Я начинаю учиться в этом институте и выясняю, что каждый день мне необходимо прочитывать и понимать огромное количество текстов, выполнять огромную интеллектуальную, психическую и физическую работу, и я с этим не справляюсь. Институт все делает для меня, но я ничего не могу ему дать в ответ.

Проблема оказывается во мне, в моих способностях. Некто говорит, что он способен любить; когда выясняешь, что в его понимании любить – это получать дары любви от того, кто красив, богат, благосклонен к нему, то становится ясно, что у этого человека нет реальной способности любить, и он рассказывает вам сказку о любви. С какой стати богатая, красивая, молодая женщина будет любить кого-то только за то, что он вообразил о себе, что он «супер-пупер»? Люди склонны неверно оценивать себя, а в важном деле важно знать, кто ты в действительности, какова реальная мера твоего желания? Вот первичные вопросы, на которые я должен ответить, прежде чем буду искать ответ на ранее возникшие у меня вопросы.

Человек устроен разумно, вся жизнь его ведома волей разума. Поэтому все беды и все успехи человека связаны с качеством его разума. Горе человеку от ума, если ум его горделив и страсти гордыни ослепляют его ум. Благо человеку от ума, если ум его чуток к движению реальности окружающего мира и готов принять и выполнить волю главной необходимости этого времени.

Человек есть дух, а дух есть свободная воля, которая независимо, самостоятельно выбирает либо необходимость служения Господу, либо «маммоне». Высшая мудрость человека состоит в том, чтобы выбрать истину жизни – бессмертную волю Господа, и, выбрав служение Господу, не мешать этой воле действовать через вас во имя спасения падшего мира. Не мешать, не действовать – означает, на самом деле, высочайшую форму активности, ибо это есть деятельность преданного, самозабвенного служения воле Абсолютной Истины. Такова разумная, духовная суть человека, и с этой сути все начинается и во имя ее все и творится в нашей жизни. И выбор образовательного знания, потребного нам для успешной жизни, начинается с выбора наших желаний, с направленности нашего ума. Сказано просто и мудро: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». О каком сокровище мыслит сердце наше?

Чего же желаю я, и вероятно, желают многие люди? Я желаю достойной, независимой, содержательной и яркой жизни. Возможно ли это, кто может жить так? Думается, что так может жить человек честный, умелый, уважаемый, независимый и самобытный в духе своей свободы. Значит, я хочу быть таким человеком. Что мне надо, чтобы быть таким человеком? Необходимо знание, опираясь на которое, я смогу образовать в себе превосходные человеческие качества. Следовательно, следует учиться там, где учат быть «хорошим человеком».

Однако, быть «хорошим человеком» – это не профессия, и за то, что ты – хороший человек, никто денег не платит. А кушать хочется каждый день, и без денег в этом мире никуда. Деньги – эквивалент богатства. Мерою богатства определяют значимость человека в обществе. Богатство аккумулирует в себе огромную силу социальных связей и делает человека необычайно сильным. Значит, быть богатым и быть сильным, значимым в обществе человеком – это одно и то же. Становясь богатым, я автоматически становлюсь сильным и значимым для общества человеком. Следовательно, надо быть реалистом, прагматиком и учиться тому, что практично и надежно – учиться тому, как стать богатым.

Но известно, что само по себе богатство не делает человека счастливым, а наоборот, весьма сильно осложняет его жизнь. Богатство вызывает зависть бедных и не очень богатых людей, а зависть рождает недругов и врагов. Богатство требует охраны и требует труда по его приумножению. В конечном итоге, может получиться так, что не богатство служит человеку, а человек – богатству. Примеров тому не счесть. «Новый русский» гордо несет на своей груди массивную золотую цепь, и сразу не поймешь: то ли цепь на человеке, то ли человек на цепи. Что более ценно в этом человеке: его золотая цепь – символ его богатства, или он – презренный раб этого богатства, вынужденный выносить ежедневно массивную цепь в люди и демонстрировать всем равнодушное ко всему молчание золотого металла?

В России сейчас богатых – как крыс. Но есть ли благо России от этого крысиного богатства? Ответ очевиден. Следовательно, у нас, в России, богатство правит людьми, а не люди – богатством. А если есть богатые люди, которые управляют силой богатства, и нам нет от этого пользы, то они управляют силой богатства не ради России, не ради нас, а во благо себе и других народов. В любом случае, произошло соединение силы богатства с волей «плохого человека». И от этого соединения плохо в России всем. Поэтому проблема «хорошего человека» остается, богатство само по себе ничего не решает, ибо оно есть молчаливое в своей нейтральности средство. Средство надо соединить с благой, а не со злой целью. Значит, благая цель, благой выбор – это и есть хороший человек. Это и есть проблема всей современной цивилизации. Я же решаю вопрос: куда мне поступить, чтобы мое желание быть богатым и быть хорошим человеком соединились во взаимной гармонии, дополнили бы друг друга, как дополняет надежное средство благую цель.

И в решении этого вопроса приходит такая мысль. Почему быть хорошим человеком – это значит обязательно быть бедным человеком. Это искусственная, противоестественная альтернатива. Как раз наоборот, естественно то, когда умный, честный, достойный и уважаемый человек богат. И противоестественно, когда глупец, негодяй – и богат. Младенец страшновато выглядит с автоматом в руках. Дебил жутковато смотрится на капитанском мостике атомной подводной лодки. Почему же признается естественным, когда великая сила богатства в руках тупицы и негодяя? Ясно, что богатство в руках не глупых людей. А если оно и попадает в руки глупца, то не задерживается там долго. Ясно и другое, что человек не может быть полноценно оценен только с точки зрения наличия в нем прагматического ума. Хитрость и ловкость поведения присуща любому хищнику. Лисицу за ее изворотливость мы называем «хитрой». В этом плане богатство России находится в руках умных людей, но умных умом хищников.

Следовательно, чтобы решить проблему хозяина богатства, надо оценить хозяина богатства не только по критерию ума, но по наличию в нем сердца – по наличию в нем того сосредоточия чувств совестливости, милосердия, стыдливости, благоговения. Сознание человека не сводится к хитрости и смекалке, которую мы являем при решении суетных проблем нашего повседневного существования. Сознание может дорастать до уровня самосознания, до способности человека мысленно встать над плоскостью нашего суетного отношения к миру, и оценивая, посмотреть – со стороны не Я, а со стороны Ты, со стороны интересов народов России, с позиции Истины Бога – на свои действия, мысли, поступки. Посмотреть и ясно увидеть, что ваше счастье создано на несчастьи других, ваше богатство куплено кровью погибших за него героев, заработано неустанным жертвенным трудом многих тружеников. Увидев это и осознав это, устыдиться того, как эгоистично ты распорядился силой этого, не только тобою созданного, богатства. Эта способность и есть способность нравственного самосознания, способность сердца знать ответ на вопрос: во имя чего, ради чего человек живет. Поэтому хозяином богатства должен быть тот, кто имеет развитый, ловкий ум, и служением этого ума руководит нравственно-чуткое сердце.

Таким образом, абстрактное понятие «хороший человек» становится для нас более конкретным понятием, а именно: «Хороший человек» – это умный, нравственно ответственный хозяин жизни и ее богатств. Когда в нас есть качество хозяина жизни, тогда в нас есть все, что необходимо для успешного прохождения пути жизни. Есть в условности, изменчивости, неопределенности, текучести жизни точка безусловной, постоянной, определенной, устойчивой опоры. Этой точкой опоры является мудрость традиции, то знание, на котором держится вся история человечества. Если человек утратит способность быть Хозяином своей жизни на основе ума и нравственности, то тут же волны дикой природы захлестнут искусственный мир цивилизации и история рода людского прекратится. Если это так, то знание этой традиции необходимо мне, и требуется идти в тот университет, в котором помогают познать это спасительное знание традиции.

В нашем городе Екатеринбурге есть два университета, в которых говорят о познании слова Традиции. Это УрГУ и его факультет философии, и это РГППУ и его кафедра теологии. Что выбрать: философию или теологию? Они говорят об одном и том же – о слове мудрости, о приобщении к культурной традиции. Но, говоря о мудрости культурной традиции, они обозначают разный путь познания и понимания ее.

Философия начинала свое развитие с утверждения: Бог есть мудрость, а философ – любитель мудрости. Философия начинала с любви к мудрости, но вскоре любовь с ее жертвенным служением мудрости сменилась ревностью и дерзанием заставить любимую мудрость, истину знания служить прихотям любящего мудрость философа. В философии произошло перерождение любви, падение эроса, силой которого человек поднимался до умозрения идеального.

Когда философ перестал служить любимой истине, а заставил любимую служить его прихотям, тогда погасло очарование от вида любимой. Царица стала служанкой, а ее хозяин, потеряв служение царице, был изгнан из мира высокой интуиции в пошлый мир прагматических идей, где истина отождествляется с полезностью, правильностью суждения, с принуждением соглашения, пресловутого «консенсуса». Та философия, о которой писал Аристотель – «метафизика», то есть такая наука, которая «могла бы быть или только или больше всего у Бога. Таким образом, все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной». Философы, отринув любовь к Богу, предпочли совершенству этой любви полезность от обладания истиной.

Философия стала наукой, идеологией. А философ стал идеологом, создателем идей, которые бы устраивали волю сильных мира сего и убеждали народ, что воля господ – самая разумная и справедливая для данного народа. Философ взял для своего идеологического служения силу аргументации научного знания и сделал свою идеологию по стилю аргументации научной. Философы сейчас востребованы: они повсюду, где есть необходимость соединить идеологию «новых русских» с растерявшейся волей народа. В. Пельш – выпускник философского факультета МГУ на телевидении играет в отвлекающие от серьезных раздумий игры с доверчивыми простаками. Г. Бурбулис – выпускник философского факультета УрГУ помогал бывшему секретарю обкома КПСС Б.Н. Ельцину развалить СССР и быть идеологически зрячим Президентом России. Брат известного приватизатора России А. Б. Чубайса – другой Чубайс является философом и говорит и пишет о том, что либерализация жизни в России по Чубайсу – совершенно верный и правильный ход жизни. Есть философы, которые с утра – против режима, а вечером поют хвалу этому режиму, – таков известный всем доктор философских наук Владимир Жириновский. Доктором философии является известный Геннадий Зюганов. Список философов-идеологов можно продолжить, но и так ясно, какие плоды взращивает идеологическое сознание философов.

Итак, философия, став идеологией, стала поистине полезной наукой. Но, по слову Аристотеля, она утратила качество быть совершенной наукой, ибо она утратила любовь к Богу и веру в Него.

Но то, что потеряли философы в погоне за полезностью, то сохранили теологи. Теология – учение о Боге, богословие – слово о Боге – это два различных имени – латинское (теология), русское (богословие) именуют одно и то же – познавательную любовь человека к Богу, к Его мудрости. Мудрость Божия явлена человеку в Истине Откровения, которая по-разному запечатлена в текстах священных книг. У иудеев – в тексте Ветхого Завета и Талмуде, истолковывающем мифологические истины Библии применительно к историческому положению еврейского народа в окружающем его мире. У христиан – текст Ветхого и Нового Завета, Предание – живой опыт истолкования и понимания Слова Божия. У мусульман – в тексте Корана и в их Предании – культурно-историческом истолковании и понимании Слов Корана. У буддистов – это сутры Будды, его учение о «четырех благородных истинах» и «срединном пути» спасения. Это истолкование и понимание истин Будды применительно к опыту культуры того или иного народа. В Китае – это учение чан-буддизма, в Японии – учение дзен-буддизма, в Монголии, Бурятии – учение ламаизма и т.д. и т.п.

Таким образом, теология конфессионально различна. Исходя из факта существования трех мировых религий, можно говорить о христианской, исламской, буддистской теологии. А исходя из факта доминирования в культурной жизни современной России иудейства, православия, мусульманства, можно говорить о трех доминантных теологических течениях мысли в современной России: иудаизме, православии, исламе. Видимо поэтому в 2001 году стандартом Министерства образования России было утверждено три конфессиональных профиля подготовки теологов по направлению бакалавр теологии – 520200 (иудаизм, христианство и ислам).

В силу конфессиональной принадлежности теолога предмет его мысли различен. Но функциональное задание любой теологии одно и то же для всех конфессиональных течений. Это, во-первых, выработать научный способ истолкования и понимания вечных смыслов Слова Божьего, запечатленного в Св. Писании. Во-вторых, найти такой способ понимания истины Откровения, который был бы понятен современникам и соответствовал бы духу их устремлений. В-третьих, попытаться на основе осовремененной теологической мысли духовно преобразить жизнь людей к лучшему.

Сила теологического знания в том, что оно не рвет с духом традиции. У теолога актуализирована память, способность помнить находится у него всегда в боевой готовности. Современность теолога сопряжена через память прошлого с Вечностью. Эта особенность ума (ментальности) чрезвычайно важна и продуктивна для человека.

Онтологически, то есть бытийно, каждый человек есть смертное существо. Жизнь человека до безумия быстротечна. Помню, что вчера родился, сейчас вроде бы живу, завтра точно умру. И весь этот промежуток между вчера и завтра длится одно мгновение Вечности. Если нить времени моей жизни независимо от меня откуда-то возникает и независимо от меня рвется в небытие, то кто я, рожденный небытием и убитый им? Игрушка в руках смерти, ее забава, способ ее абсолютного господства над силой жизни? Вероятно, так и есть, что смерть является формой утверждения жизни рода, целого, за счет гибели, то есть замены старого человека на молодого, изношенной части на новую. Но замена старого человека на молодого не есть замена человека на инородное существо. Человек меняется не на чудовище, не на кибера, а на человека: бессильный больной меняется на сильного и здорового. Тот и другой – человек. Что их отличает, – так это только телесное состояние. А что их роднит, – так это то, что тот и другой являются представителями одного рода, одного народа. Их родство не только родство по крови, по племени, а является телесно-жизненным свидетельством того, что люди данного народа составляют звенья одной цепи смены поколений, являются представителями одного и того же рода и персонифицируют реально своей настоящей жизнью биологическое бессмертие рода. Но еще, и это особенно важно, они знают, что они одной крови, они потомки великого народа. Без этого знания вряд ли они будут соблюдать свое кровное родство. Без памяти о родителях, о предках, каждый человек может вообразить себя первопредком, основателем рода. Но это не так, мы не первые живем на земле и не должны быть последними. Вот жизненная задача для человека, и решить ее он может только с помощью совершенной памяти. А этой совершенной памятью обладает теология, следовательно, человеку не обойтись без теологии.

Божественный Платон утверждал, что душа человека – это и есть его способность вспоминать мир мыслей Бога – мир идей, что по развитости памяти можно определить духовный и социальный ранг человека. Философ, по мысли Платона, хорошо помнит мир идей, и потому философ должен править государством; воин хорошо помнит идею служения, долга, поэтому он и должен служить, выполнять свой воинский долг; ремесленник помнит искусство работы с вещами, поэтому он должен ремесленничать и творить нужные и прекрасные вещи. И только раб ничего не помнит и не знает своего родства, потому он и должен быть рабом.

(Окончание в следующем номере)

 
Воинство духовное

Депутат палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области передал в дар воинскому храму икону

Екатеринбург, 3 июня, «Православная газета». Вчера за Архиерейском богослужением в воинском храме во имя Святого Благоверного Князя Димитрия Донского

 
Выбор

Екатеринбургские семинаристы станут дипломированными психологами

Екатеринбург, 27 мая, «Православная газета». Сегодня в 10 часов утра в резиденции Правящего Архиерея состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией и Уральским гуманитарным институтом.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс