Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Среди Отцов Православной Церкви в борьбе с пьянством особенно потрудились учителя церкви IV века Василий Великий и Иоанн Златоуст.
То, что они уделяли этому пороку столько внимания, говорит о его актуальности в те времена. Не менее значима эта тема и сегодня.
Из творений Василия Великого: «Горе восстающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжется. С гуслями бо и певницами, и тимпаны, и свирели вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют» (Исайя 5, 11, 12).
У евреев в обычае — называть сикером всякий напиток, который может произвести опьянение. Посему пророк оплакивает тех, которые тотчас с наступлением дня, по слову притчи, на чаши и стекляницы вдают очи свои, назирающе где пирове бывают (Притч. 23, 31), заглядывая в места винопродажи и корчмы, принимая друг друга на вечеринки, и на заботы о подобных истощая все душевное попечение. Они не уделяют себе ни малого времени на размышление о чудесах Божиих, не дают очам досуга воззреть на небо и красоты его, чтобы по украшению всего этого заключить о Рододателе (Прем. 13, 5). Но украшая свою вечеринку испещренными коврами и цветными завесами, выказывают излишнюю рачительность и тщательность в устройстве сосудов для питья… Потом, начиная пить друг за друга и вступая в состязание, кто больше выпьет, удерживаются ли от каких-либо излишеств, к стыду своему? И побежденные и побеждающие — все упиваются. Бывают же при этом какие-то князья вечеринок, главные виночерпии и учредители пира: в беспорядке виден порядок и в неблагочинном деле устройство! Упиваются начальствующие, упиваются слуги: все полно смеющихся и пьяных. Жалкое зрелище для очей христианских! Потом, как мирским властям придает могущество важность оруженосцев, так и пьянство, подобно царице, окружая служителями, избытком усердия закрывают позор его. Сверх всего венки и цветы, рассыпаемые во время вечеринок, благовонные масла и курения и тысячи придуманных посторонних увеселений доставляют большое развлечение гибнущим, уготовляя им вечное наказание, равномерное настоящим веселиям. (Газета «Трезвение» № 4 2000 г., г. Абакан)
1600 лет назад Иоанн Златоуст говорил: «Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения. Опьянение происходит и от вина, происходит от похоти, происходит и от испорченных соков, и от других различных причин, а страдание и болезнь — одни и те же.
Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка; пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которой издеваются, произвольное беснование, — оно хуже умопомешательства.
Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее всяких бессловесных (животных). Животные ограничиваются потребностями. А пьяный свое желание простирает далее потребности и становится безрассуднее животных». (Листок трезвения № 2 (14) 2000 г., Санкт-Петербург)
Чтобы не заразиться гибельным пороком, святитель Иоанн Златоуст убеждает удаляться от худого пьяного общества: «Как тела часто погибают от заразы испорченного воздуха; так точно и душа терпит вред от общения с людьми порочными. Обыкновенно не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди; те явно производят свои губительные действия, а эти не чувствительно и не слышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу добродетели. «Аще некий брат именуем будет пьяница, с таковым ниже ясти» (1 Кор. 5, 11). Вот какая строгость! А мы не только не убегаем от пьяниц, но сами идем к ним, чтобы участвовать в делах их. Посему у нас все низвратилось, все смешалось, разстроилось и погибло. Безчестная дружба хуже всякой вражды: ибо от врагов, когда захотим, получаем пользу; а от таких друзей ничего не бывает, кроме нужды и всякого вреда. Не имей друзьями учителей вреда; не имей таких друзей, которые больше любят сытый стол, нежели дружбу. Ибо все такие друзья, как скоро прекратишь пиры, прекратят и дружбу. Кто соединен с тобою добродетелию, тот неотлучно при тебе пребывает, перенося всякий недостаток. А эти тунеядцы такого свойства, что часто тебе мстят и навлекают на тебя худую славу…»
Но в то же время зарождались и трезвенические движения: «Многие составляют товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству, вопреки тому пагубному обычаю, по которому для пьянства, пирования и гуляния мы теперь делаем все – и общественные собрания, и общее вино, и общие издержки».
Весьма сильным и действительнейшим средством для предохранения себя от порока пьянства св. Иоанн Златоуст признает чтение Священного Писания:
«Пусть каждый из нас извлекает из Писания приличное для себя врачевство. Посему-то оно и предлагается всем безпрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с благопризнательностью…Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение (Писания) для души; оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо.
Вино производит бурю, а слова — тишину; то причиняет шум, а это прекращает смятения; то помрачает ум, а это просвещает и помраченный; то привлекает скорби, которых не было, а это прогоняет и те, которые были».
В борьбе против пьянства св. Иоанн Златоуст признает одним из действительных средств церковную проповедь, и дает наставление пастырям церкви, как действовать против порока. Вопреки мнению тех, которые отрицали пользу и необходимость проповеднического слова против пьянства, святой отец говорит так: «Пусть никто не убедился нашими словами, хотя невозможно, чтобы безплодно было слово, посеваемое в столь многие слухи, — но пусть это будет так: однакож и в сем случае слово полезно нам. Ибо, если они и вошли в корчемницу, то вошли уже не с таким безстыдством; да и за столами часто вспоминали о наших словах, укоризне, обличении, — и, вспомнив, устыдились, покраснели мысленно; они сделали обычное не с такою уже наглостью. А почувствовать вполне стыд, сознать вполне свои дела, это – начало спасения и прекрасной перемены. Сверх сего, произошла от этого и другая не меньшая польза. Какая же? Та, что трезвых мы сделали степеннее, и словами своими убедили в том, что лучше всех разсуждают те, кои не увлекаются толпою. Я не возстановил болящих: зато здоровых сделал более благонадежными.
Слово не отвело некоторых от порока, зато живущих добродетельно сделало внимательнейшими…»
(Газета «Трезвение» № 4, 2000 г., г. Абакан)
«По долгом времени, приходит господин рабов техи требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них» (Мф. 25 — 19, 20).Как быстро мы привыкаем к хорошему.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.