Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов».
12 февраля 2002 года в здании городской травматологической больницы № 36 священником храма святого великомученика и целителя Пантелеимона отцом Евгением Попиченко впервые был отслужен молебен о здравии. Врачи, медсёстры и больные, присутствующие здесь, были немало удивлены — рядом со священником стояли и молились несколько женщин в необычной одежде — белоснежные фартуки и косынки с красными крестами казались чем-то далёким, забытым, но родным.
Сёстры милосердия… Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. Святое Евангелие открывает христианину истинное понимание — кто есть ближний. Тот, кто создан по образу и подобию Божию — это человек. Это тот, что нуждается в нашей помощи сейчас. И не важно, знаком он нам или нет. Наш родственник или совершенно чужой человек. Христианская любовь к ближнему — это особый дар Божий. Она не чувственна, потому что не от мира сего. Она не ищет выгоды и корысти — она жертвенна.
«Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство… Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни самомнительным посредникам, иначе само деяние, которое апостол назвал «труд любви» (1Сол.1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам сердце. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедняков — созданий Христа» (Из дневника Императрицы Александры Феодоровны Романовой).
Со старых фотографий смотрят на нас Императрица Александра Феодоровна и Великие Княгини Ольга и Татьяна Романовы в одежде сестёр милосердия. Спокойные, одухотворённые лица. Чистота, простота и нравственная высота этих женщин соответствовала их служению. Когда началась Первая Мировая война, Императрица Александра Феодоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. В качестве сестёр милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете. В сохранившихся дневниках Великой Княгини Ольги Николаевны, в письмах её сестёр и матери постоянно упоминается о работе в лазарете, которая вызывала у них интерес и сострадание к людям. Императрица сообщала мужу, что работа в лазарете является для неё утешением. Она писала о перевязках, которые делала, о состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.
Младшая сестра Николая II Великая Княгиня Ольга Александровна представляла собой редкое явление. Одетая как простая сестра милосердия, она занимала с другой сестрой скромную комнату, начиная работать в 7 часов утра, и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Даже раненые с трудом верили, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была дочерью Александра III.
В 1916 году на фронте трудились почти 25 тысяч сестёр милосердия Общества Красного Креста, около 6 тысяч которых были из общин милосердия.
У народов древнего мира уход за больными осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было. В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненых в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объёме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа — апостолы — не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными. При церквах и монастырях стали возникать богадельни, предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался ещё у первых христиан богоугодным делом. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины чаще, чем мужчины, проявляют выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.
Христианская попечительность о больных со времен римского императора Константина Великого, поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид — учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.
В России в XIX веке идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом вдовьего дома принадлежит Императрице Марии Феодоровне. 12 марта 1815 года вдов, прошедших испытательный срок, привели к присяге. Убедившись в пользе нововведения, императрица сделала его постоянным учреждением с пятьюдесятью вдовами, во главе с выборной настоятельницей. После присяги, вместе со свидетельством каждой женщине вручали знак отличия — золотой крест на зелёной ленте с надписью на одной стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие». Клятва вдов включала такие слова: «Желая …подражать сердоболию …Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь …клянусь …что доколе моих сил достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим …что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих … буду, по возможности, стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных…"
Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 года, а затем был упразднён. Он явился прототипом общин сестёр милосердия.
В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой Княгини Александры Николаевны была основана первая в России православная община сестёр милосердия.
Быть великим — значит быть счастливым, — это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым — значит быть счастливым, — вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.
Особое место в деятельности первых общин сестёр милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны 5 ноября 1854 года. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестёр милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.
Судьбы и подвиги многих сестёр милосердия сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие.
«Делай то, ради чего стоит жить и за что стоит умереть; пусть в твоих делах будет виден ум, и сердце, и душа».
«Что нужно для спасения? Немного.
Блажен, кто в этом малом преуспел,
Чтоб ты, душе, не забывала Бога
И к людям относилась, как к себе».
(Иеромонах Роман)
Великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова после трагической смерти горячо любимого мужа — Великого князя Сергея Александровича, сама ещё не осознавая этого, стала готовить себя к полному самоотречению и к самопожертвованию для блага других. Когда и при каких обстоятельствах зародилась у Великой княгини мысль о строительстве Марфо-Мариинской обители — неизвестно. Вероятно, это было в конце 1906 года. Продолжая носить траур, Елизавета Феодоровна ходила по госпиталям и приютам, ею созданным. Собрав все свои драгоценности, принадлежащие ей ценные предметы искусства, она стала всё это распродавать, чтобы собрать больше денег для будущей обители Милосердия. Монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы — вот к чему стремилась Великая княгиня. Обитель святых Марфы и Марии начала свою деятельность 10 февраля 1909 года.
9 апреля 1910 года в обители Милосердия епископ Трифон посвятил в звание крестовых сестёр любви и милосердия 17 насельниц во главе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. В тот памятный день Великая княгиня сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
Работала Великая княгиня Елизавета сверх человеческого предела, и здесь ей, несомненно, помогала благодать Духа Святого, которой Господь щедро наградил её. Трудясь в своей больнице при Марфо-Мариинской обители, Елизавета Феодоровна обычно брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки и с присущей ей мягкостью и интуицией всегда могла найти подходящие слова утешения и подбодрить больных. Сами пациенты свидетельствовали о том, что одно только присутствие Великой княгини оказывало на них успокаивающее влияние и облегчало их страдание. Они говорили, что от Елизаветы Феодоровны исходила целебная сила, которая помогала им безропотно переносить боль и легко идти на операцию. Вероятнее всего, это было от того, что Великая княгиня молилась за страдающих, и Господь по её молитвам укреплял их. Если, несмотря на усилия врачей и сестёр обители, больной умирал, Высокая настоятельница всегда была при его последнем вздохе и молилась за отходящую душу.
Великая княгиня Елизавета организовала вне стен своей обители дом для чахоточных женщин. Этому дому она была особенно предана. Если чахоточная женщина-мать умирала, то нередко она перед смертью передавала Великой княгине своих детей и умирала тогда спокойно, веря, что Высокая матушка о них позаботится.
При обители существовала и столовая для бедных, где ежедневно отпускалось свыше 300 обедов. Работала библиотека в 2000 томов. Великая княгиня заботилась и о духовном воспитании москвичей — каждое воскресенье, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы устраивались беседы для народа с общим пением молитв.
«Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5, 16).
Отслужен молебен. Батюшка вместе с первыми подвижницами — сёстрами милосердия храма целителя Пантелеимона идёт по лестнице к больным, которые ждут, ждут тёплых слов и сострадания, ждут может быть того, чего в их жизни ещё никогда не было — первых слов о Христе, о покаянии, о прощении. Слов о непостижимом милосердии Божием.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем.
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех которых пришёл искупить
Ты Своею Пречистою Кровью -
Бескорыстной, глубокой Любовью
Научи меня, Боже, любить!
К.К. Романов
1886 г.
Екатеринбург, 18 февраля, «Православная газета». При Екатеринбургском филиале Православного Свято-Тихоновского Богословского института действуют катехизаторские курсы для заключенных.
Екатеринбург, 12 февраля, «Православная газета». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с осени прошлого года в городе действует региональный благотворительный фонд «Хоспис».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.