Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (184) → Зелёная луна или из жизни пилигрима

Зелёная луна или из жизни пилигрима

№7 (184) / 15 февраля ‘02

Культура, искусство

Его зовут раб Божий Виктор – так он пожелал представиться. У него нет квартиры, нет даже кровати, — спит на доске, — но в то же время считает свой быт вполне обустроенным. Он оборудовал подвал, преодолев все мыслимые и немыслимые препоны, чинимые в казенных кабинетах, и теперь у него есть защита от дождей и ветров. Есть даже оконца, на которых в ящиках растёт лук и откуда открывается вид на любимые с детства закаты. Но пусть не подумает читатель, что речь идёт о бродяге, мой герой – художник-профессионал, автор восьми персональных выставок, его работы хранятся в частных коллекциях, в том числе и за рубежом.

Противоречивые чувства вызывают встречи с такими людьми. С одной стороны, невольно думается: почему человек, которому самим Богом определено летать, должен прозябать в подобных условиях? С другой стороны – соприкасаешься с какой-то иной правдой, гораздо более высокой, чем наши привычные понятия о комфорте. Такие люди благодарят Бога за то, что имеют, и ни на что не ропщут. Ну как тут не вспомнить булгаковского Мастера, который самые счастливые часы жизни провёл именно в подвале, возле которого рос куст сирени, а за окном сновали ноги прохожих! Художник Виктор утверждает, что он живёт в ином измерении. “Весь день – это подготовка к вечеру, вечернее же состояние – цвет и свет, из этого лепится форма”. Он извлекает из глубины шкафа картины: на них почти нет людей, зато много закатов и храмов.

Более трёхсот этюдов – изображение заходящего солнца, причём увиденное из одной точки, с порога дома! Другая серия – это уже впечатления от поездок по краю.

– Когда пишешь пейзажи, изображаешь всё так, как есть, — делится со мной Виктор. – А вот когда приступаешь к храмам… Тут возникает иное состояние, когда всё видится по-другому. Любая, даже разрушенная церковь оставляет свой образ на небесах. Вот это – Крестовоздвиженский храм, что в Верхотурье… Когда едешь на машине, он вырастает, вырастает навстречу, — прочитывается в городе сразу. А этот вид – с Троицкого камня: река, поворот, и вдруг, с поворота, — такая лепота открывается, такая благодать! Видишь, как кресты отражаются в солнце…

Любовь к солнцу, особенно вечернему, пришла из далёкого детства. Жил в Казахстане, в степях, где в силу особенностей той жизни события происходят именно вечером. Собираются люди, собираются табуны… Двери барака открывались в сторону заката, было хорошо наблюдать за красками неба, резвиться в этом свете с мальчишками. Темнота в степи создаёт ощущение тревоги, заходящее солнце – наоборот. Ещё с той поры запомнился летящий в бесконечности снег… Приехать в Екатеринбург Виктора уговорили одноклассники после службы в армии. Надо было определиться в большом городе, найти себе занятие по душе. В 36 лет он поступил в вечерний художественный колледж и уже после первого курса его этюд был отобран на выставку.

Потом – вступление в творческий Союз и как неизбежное – богемная жизнь, застолья, бурные споры…

– Сейчас я и слова не могу вспомнить из тех бесед, — задумчиво произносит художник. – А ведь было время, когда всё казалось таким значительным…

Что-то вдруг стало отзывать его из той жизни: захотелось тишины, уединения, лесных звуков. Неожиданно для друзей Виктор уехал под Златоуст и два года прожил лесником на кордоне. Условия были суровые: пришлось научиться всему, о чём не имел прежде понятия – косить, запрягать коня, доить коз. Именно там, в одну из самых сложных минут, впервые пришло желание перекреститься. Как и многие другие, вспоминает он теперь, пришёл к вере через тяготы, несчастья, стеснения. Когда исчерпаны все возможные пути и ждать помощи неоткуда, душа начинает взывать к Богу.

Теперь его путь лежал в Верхотурье, к духовным святыням Урала. Но хотелось быть не путешественником и даже не паломником, — а именно пожить в тех краях, суметь прикоснуться к ним сердцем. В Верхотурье устроился работать в детдом педагогом внеклассного образования. Писал с детьми на природе этюды, готовили выставку. Но впечатления о той поре остались неровные: с одной стороны – духовный град, с другой – дошедший из советских времён дух “угробления души”. Отношения воспитателей и детей в детдоме – один сплошной крик… Когда Виктор предложил повесить в трапезной икону, директор ответила назидательно: “Нельзя детям насильно прививать православие”. А ведь сама-то – крещёная…

Через несколько месяцев стал ощущаться вакуум, — было нечем дышать.

… А в 1999 году из Иерусалима, Владивостока, других городов вышел Крестный ход, посвящённый 2000-летию Рождества Христова, которому суждено было многое изменить в жизни Виктора.

Художник в то время находился в живописном посёлке Кунгурка – приехал писать храм на берегу пруда. Случилось ему вернуться на день-другой в Екатеринбург, взять что-то необходимое. И вот здесь благословил его отец Александр Ураков на Крестный ход…

Это – особое воспоминание. Из Кунгурки шли в Ревду, Первоуральск, Пермь… Мелькали храмы. Места открывались вокруг интересные, древние. Вот например, город Чердынь с его странными легендами, или посёлок Орда. Казалось бы, что может быть в таком посёлке? А там храм – огромный, до небес, выше Вознесенского…

– Удивляет, что не было с нами ни съёмочной группы, ни журналистов, — рассказывает Виктор. – Мой друг Николай Воронов, заместитель руководителя Отдела культуры Екатеринбургской епархии, делал снимки на свои личные деньги. И какие снимки! А ещё запомнилось, что в деревнях нас разбирали по домам лишь нищие старушки, но ни один обеспеченный житель не вышел навстречу, не пригласил никого к себе.

Послушание у Виктора было только одно – нести фонарь. (А всем так хотелось нести распятие, которое сделал скульптор из Горного Щита!)

Но и это послушание было нелёгким, ведь идти нужно безостановочно, а фонарь весил несколько килограммов. Но разве Господь не дает силы в таком походе?

Два раза посетили тюрьму в Пермской области. Никогда не забыть худобу заключённых и сам дух, обратный намоленному. Когда заключённых выстроили на плацу, — получился один сплошной чёрный прямоугольник, — бесцветные глаза, мрачная одинаковая одежда. Такое вот грустное впечатление…

Зато какие чудеса происходили во время Крестного хода! Обновилась икона Николая Чудотворца. Ещё в Новосибирске была она тёмная, и вдруг появился на лике румянец, живой, человеческий!

– Затем привелось пожить несколько дней в Пермской губернии, в деревне Гаревки, — продолжает свой рассказ Виктор. – Там детский дом совсем другой, православный. Есть свой небольшой храм, хозяйство, сад, трапезная. Отец Борис собрал в этот детдом беспризорных детишек, все девочки, за ними присматривают монахини. Ни одного окрика! И все трудятся. Была, например, там девочка лет шестнадцати – такая безотказная! Сама красота, — русская, исконная, деревенская, а скажут грузить навоз – и это сделает. Сам помогал им прокладывать деревянные тротуары, потом вместе трапезничали, придумал даже детям салат – назвал “дядя Виктор”.

Когда вернулся домой, понял, насколько необратимо изменились все прежние взгляды.

Отправился в картинную галерею – сплошная бездуховность. Попробовал читать мирскую литературу – отложил в сторону. Со временем и вовсе унёс её из дома. Сейчас попались в руки рассказы и труды Нилуса – вот это наслаждение.

…За окнами смеркается, синеет в палисаднике снег, а мы сидим в подвале мастера среди картин и пьём чай. Много чего может рассказать “дядя Виктор” — одного вечера не хватит. Например, о том, что когда работал лесником, видел зелёную луну, а в тундре она совсем другая. Ещё о том, что теперь каждый год он едет куда-то, и хотя денег нет, Господь ведёт, значит нужно это для судьбы, для духовного роста.

Тридцать лет прожил в столице Урала мой собеседник, — странствуя и возвращаясь. И вот теперь опять слышит зов, — влекут его места, где кажется, мог бы ещё пригодиться. Где именно? Конечно же, в деревне Гаревки, в том самом детском доме, который оставил такие светлые воспоминания. Хочется поехать весной, помочь в хозяйстве, а то и остаться совсем, — набрать глины, поставить гончарный круг… Однако завтрашний день определён Богом. Куда Он на этот раз выведет?…

Людмила
Косовская

 

В других номерах:

 

Культура, искусство

«Любовь святая»

 

Культура, искусство

Нужно возродить традиции

 
Культура, искусство

15 февраля – международный День православной молодежи

Екатеринбург, 15 февраля. Для молодых прихожан уральских храмов Сретение Господне можно назвать двойным праздником. Конечно же, в первую очередь это церковное торжество, которое православная молодежь встречала так же, как и старшие братья и сестры.

 
Сестрам нашим, в узах заточенным

Совесть. Рассказ

Впервые она посетила меня два года назад. Однажды, глубокой ночью, я не слухом, но каким-то внутренним чувством услышала едва уловимый шорох. Почувствовала легкое движение и дуновение. Почувствовала чье-то присутствие рядом. Открыв глаза, я вздрогнула. Вострепетала в страхе и ужасе.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс