Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (179) → «Горе вам, смеющимся ныне…»

«Горе вам, смеющимся ныне…»

№2 (179) / 8 января ‘02

Цветник духовный

Легкое, непринужденное отношение к жизни стало болезнью нашего времени. Беззаботный и самоугождающий «стиль жизни» становится и у нас нормой. Повсюду сегодня наблюдается отсутствие серьезности, особенно в среде избалованных, эгоистичных, пустых молодых людей.

Проявлением этого духа является насмешливость, которая распространена настолько широко и стала настолько привычной, что уже давно не воспринимается как нечто греховное. Сюда можно отнести и дурашливо-развязные высказывания всевозможных ведущих, и изыскания пародистов, бытовые анекдоты т.д. Смех используется и политическими деятелями для того, чтобы облегчить принятие себя слушателями, зрителями, избирателями.

«Анекдотический смех», которым смеются перед телевизором, в театрах, на пирушках и вечеринках, которым «веселые и находчивые» люди легко осмеивают ближних, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это — симптом болезни духа, греховная страсть.

Православный психиатр Н. Гурьев действие смеха на то, по поводу чего он возникает, сравнивает с действием перевернутого бинокля на рассматриваемые предметы: они отдаляются и уменьшаются. Всё, на что направлен смех, делается менее значащим и отношение к нему становится более легким. Смех равно умаляет и добро, и зло. Если посмеяться над чем-нибудь хорошим, то оно вроде перестает быть хорошим, и трудиться ради его обретения не имеет большого смысла. Если же смех обращается на зло, то и оно делается маленьким, безобидным, совсем не страшным, не стоящим не только того, чтобы с ним бороться, но даже и того, чтобы от него отстраняться или просто опасаться. Смотришь в такой перевернутый бинокль, а там довольно далеко от тебя ползает маленькая зеленая ящерка и смешно открывает ротик с трогательно белыми зубками. Отведешь бинокль в сторону — а перед тобой настоящий крокодил…

Что несёт в себе смех? Во-первых, смешливый человек, вольно или невольно, резко обедняет себе жизнь, вычёркивает из неё серьёзные горести и большие радости — всё мелко, всё никчёмно, ничто не стоит серьёзного отношения.

Во-вторых, человек временно облегчает себе жизнь, ибо всё мелкое и незначащее воспринимается и переживается легче. И, наконец, в-третьих, насмешливый человек, умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорное возвеличивается и в собственных глазах. В соединении со снисходительностью насмешливость образует ту ровную и внешне безобидную черту характера, которую принято называть ироничностью, которая не имеет цели умалить окружающее, а скорее констатировать его малость и незначимость по сравнению с мечтательным величием ироничного человека.

Насмешливость (ироничность, смехотворство и юмор) сопровождается ощущением духовной опустошенности. Человек после приступов смеха делается доступнее для любых отрицательных воздействий, делается легко ранимым. Поэтому давно замечено, что за смехом, особенно у детей, следуют слёзы.

Оборотная сторона насмешливости — беспощадность. «Едкий» смех — не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это — пародия на евангельскую соль мудрости. Предел духовной нечистоты смеха: «гомерический хохот» — гоготанье… «Горе вам, смеющимся ныне, ибо восплачете», говорит Господь (Лк.6, 25). Заплачете, потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.

«Есть два смеха: светлый и тёмный, — пишет архиепископ Сан-францисский Иоанн (Шаховской). — Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет лёгкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жёстко и сухо, и улыбка кривится — грязный. Он бывает всегда после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека и это выражается в искривлении черт лица».

Блюдущий себя, благоговенствующий перед тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдает перед Богом. И всё у него будет чисто и ясно.

Иерей Андрей Горбунов,
преподаватель Саранского Духовного училища

 
Цветник духовный

Исцеляющая Святыня

При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется святая вода. Почему именно в этом веществе находим мы очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан.

 
Исцели, Господи, люди Твоя

На «сложные вопросы» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Какие (по названию) противозачаточные средства допускает использовать Церковь христианам? Спрашиваю потому, что Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года не вынес никакого суждения по этому вопросу.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс