Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (179) → Слово в день Богоявления Господня. Архиепископ Черниговский Филарет

Слово в день Богоявления Господня. Архиепископ Черниговский Филарет

№2 (179) / 8 января ‘02

Цветник духовный

В этой теме:

Цветник духовный
Иоанн Предтеча. Епископ Виссарион (Нечаев)
Цветник духовный
Исцеляющая Святыня

Бог вездеприсущ. Он Дух и все наполняет Собою. В этом согласны и вера и разум. Что же такое значит, что вера так часто говорит нам о Богоявлениях? Что такое значит, что Церковь христианская назвала нынешний день преимущественно днем Богоявления?

Бог вездеприсущ. Тем не менее Он может являть особенную Свою силу в известном месте, для известных людей. Он есть Дух; дышет, идеже хощет, и так, как хощет, дышет: то в громах и молниях — в грозном могуществе силы; то в громком веянии ветра — в силе благости Своей. На небе престол Его град Eгo — Иерусалим небесный; на небе обители многие многих слуг,— говорит нам откровение. Это значит, что нам указывается на то положение, в котором яснее, нежели нам, земным зрителям, является Бог и творит блаженными святых слуг Своих; это значит, что Дух, ревнитель святыни, наполняя все Собою, особенно близок к духам чистым. И на земле открывается Он с особенною Своею благостью для благих и с грозным величием для грешников; на земле Он являет крепость Свою великую и дивную там, где может по премудрому и благому хотению Своему. Бог наш есть Бог самосущий, всевластный,— Он не покорен неизбежной неподвижности или неподвижной необходимости. И дух сотворенный, властвуя над соединенным с ним телом, обнаруживает особенное свое присутствие, то в том, то в другом члене, повелевает то тою, то другою частью вверенного ему состава телесного. Тем болеe Дух всевластный и высше-свободный может выполнять мысль Свою там, где восхощет и как восхощет.

Бог есть Дух; но Он действует в мире видимом, вещественном. Дух сотворенный тонок, невещественен, а действует в теле грубом, многосложном. Явление Бога-Духа в образах вещественных так же доступны для разумения, как несомненны действия того же Духа на мир вещественный. То и другое явление есть явление силы Божией в веществе ином.

Бог — Дух вездеприсущий. Но потому-то дух ограниченный и обнимает Eгo не иначе, как в явлениях, не иначе, как в образах ограниченных. Как необъятного обнимает тварь? Только по частям, только в той мере, в какой Он сам благоволит открывать Себя, познает Его человек.

Бог благ. Он являл Свою волю благую в постигаемых знаках во все времена; история времени тому доказательство. Человек грешник! Когда Господь не являл тебе особенную любовь Свою в образах видимых? Ты пал в первый раз — Бог искал и нашел тебя. Ты не преставал и после того отдалять себя от Него преступлениями повседневными — но любовь вечная преследовала тебя на всех твоих стезях, удерживала от путей заблуждения, возвращала к пути спасительному. Как многочастно, как многообразно показывал Бог Teбе силу благости Своей: то в слове спасительном, то в образах таинственных! Что значит история народа Божия, как не история Богоявлений, как не внятная для души и слуха беседа Божия с человеком грешником? Тот только, для кого непонятен голос истории в верной, тот только может представить себе непонятною мысль о Богоявлениях.

Когда человек мог сказать, что не имеет он нужды в беседе с Богом, в явлениях Божества благого? Даже и тогда, когда он не был еще грешником, даже и тогда он жаждал откровения высшего, как создание немощное, как ограниченное существо. Тем более тогда, как он стал грешником, благословлять должен благость Божию, являющуюся ему в знаках видимых. До чего бы дошли люди в грехопадениях своих, если бы Премудрый и Всеблагой не просвещал омраченных грехом очей их и не подкреплял слабой для добра воли Своими явлениями?

Христианин! Никогда Бог не являл Себя на земле в таком обильном свете, в таких высоких образах, как Он явился тебе во Христе. Христианство есть полное откровение Божества — столько полное, сколько может оно быть полным на земле; оно есть самое духовное, самое чистое откровение Божества, сколько может быть духовным откровение, назначаемое для сынов земли. Было время, когда Бог беседовал с людьми, как детьми. Во Христе Он открыл то, что надлежало открыть для мужей. Для людей-детей Он являлся и являл истину Свою в осязаемо-чувственных образах, открывал истины первоначальные на языке, понятном для воображения и чувства. Как обилен и как чист Бoжий свет, пролитый на тебя, христианин! Представь себе, что ты живешь язычником; представь все, что ты мог думать, что ты мог делать, оставаясь с языческими мыслями, с языческою душой. Ты ужаснуться должен тех грубых суеверий, тех отвратительных пороков, которые бы обременяли тебя как язычника. Оставаясь иудеем, ты вдыхал бы под немощными и слабыми стихиями мира, под обрядами вещественными. Высокая, духовная истина явилась для тебя в Иисусе в своем духовном виде. Как высока участь твоя, устроенная во Христе! К несчастью, порча растлила умы и сердца наши — и мы слишком мало чувствуем достоинство Богоявления христианского. Чем заняты мысли, чем заняты сердца большей части из нас? Истина ли Христова, самая высокая, самая чистая, истина Божия наполняет собою души? О, нет! У людей часто изливаются сердца в веселии и радости, в восторгах самых сладких, но только не свет Христов услаждает их. Земным, часто ничтожным, часто вредным заняты их мысли и сердца: любят тьму паче света. То, что дано знать человеку для жизни земной, дознают со всею ревностью; а то, что открыто для жизни вечной, признают за ненужное или за излишнее.

Заботы о земле подавили деятельность христианина, того самого христианина, который должен жить преимущественно для одного неба, которого Отец небесный столько благоволил и благоволит искать для Себя одного, может исполнить Собою одним, в котором может открыть славу Свою.

Тайна, самая высокая тайна открыта для христианина при крещении Христа Иисуса. По единогласному свидетельству святых евангелистов, крестився Иисус взыде aбиe от воды, и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща, яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Отец небесный свидетельствует о Себе гласом с неба, что Он есть Отец возлюбленного Сына. Благоговей, христианин, и поклоняйся Богу Отцу! Сын погружается в воду крещения, и глас с неба наименовывает Его Сыном Отца небесного. Креститель Сына свидетельствует, что до того времени не знал он Сына, но в крещении познал, что Он есть Сын Божий; что Он есть Тот, Который, родившись после него, предшествовал ему, так как был прежде него, так как есть первый из всех — вечный. Благоговей, христианин, и покланяйся крещающемуся Богу Сыну! Дух Святый — не дух человеческий, не дух сотворенный, а Дух самого Божества, Дух с славою и силою Божества. Но Он является отдельный и от Отца, и от Сына, в телесном виде. Благоговей, христианин, и поклоняйся Богу Духу Святому! Таки свято поет Церковь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, поклонение Троице явилось нам».

Если представим себе, что тайна Св. Троицы не была открыта с такою ясностью и определенностью самим патриархам, самим пророкам, всем ветхозаветным праведникам; если представим, что она в полном свете в первый раз открыта только при крещении Христа Иисуса, то каким глубоким благоговением должны наполниться сердца наши к сей тайне! Это самая глубокая, самая внутренняя тайна существа Божия, которой человек сам по себе никогда дознать не мог и не может. Потому-то верно именует Церковь день сей днем Богоявления: ибо непостижимый Бог явился ныне людям.

Христиане братья! Понимаем ли, чувствуем ли мы богатство благости Божией, озаряющей нас столь чудным светом своим? Мысль о Троичном Божестве составляет отличительную принадлежность откровения христианского; но составляет ли она для наших мыслей мысль необходимую? Или так много у нас мыслей в душе, что и столь высокая мысль едва ли когда находит в нас себе место? Многие ли размышляют, кто для нас сей Сын, крещающийся в Иopдане? Кто для нас Дух Святый, сошедший на крестившегося Иисуса? Вступая в истинную веру, мы крестились во имя Отца и Сына, и Духа Святого; это значит, что, по вере Церкви и Слова Божия, без веры в Св. Троицу нельзя быть истинной христианской вере, нельзя и считаться истинно верующим в Бога — но так ли мы думаем теперь о тайне сей?

Возлюбленный брат! Ужели нет у нас с тобой и столько любви к правде, чтобы вспомнить об имени, которое я и ты носим на себе, — об имени христианина, и об обязанности, возложенной на нас сим именем при крещении нашем?

Отче, Сыне и Душе Святый! Просвети нас светом Твоим, омрачаемым нерадением о своем спасении и о Твоих тайнах. Аминь.

 
Цветник духовный

Иоанн Предтеча. Епископ Виссарион (Нечаев)

Прошло 30 лет по рождении Христа Спасителя. Настало время вступить Ему в открытое служение всемирного искупления. Надлежало, по плану домостроительства спасения, приготовить людей к принятию Христа. К сему приготовляли ветхозаветные пророки. Но голос их замолк за 400 лет до Рождества Христова.

 
Цветник духовный

Исцеляющая Святыня

При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется святая вода. Почему именно в этом веществе находим мы очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс