Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (172) → Православная молодежь должна и может показать пример солидарности. Из Приветственного слова А.В. Чуева — Председателя Политического Совета Российской Христианско–Демократической партии

Православная молодежь должна и может показать пример солидарности. Из Приветственного слова А.В. Чуева — Председателя Политического Совета Российской Христианско–Демократической партии

№31 (172) / 8 ноября ‘01

Наша гостиная

Из Приветственного слова А.В. Чуева — Председателя Политического Совета Российской Христианско–Демократической партии, заместителя Председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации к Съезду православной молодежи Урала

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, братья и сестры!

Я благодарю вас за предоставленную мне возможность выступить на Съезде православной молодежи Урала. Я, профессиональный политик, постараюсь в своем докладе остановиться на проблемах нашего общества, в разрешении которых могут и должны принять деятельное участие члены православного молодежного движения.

В настоящее время в активную жизнь вступает поколение молодежи, которое может и не помнить времени противоцерковных репрессий, принудительной атеистической пропаганды и подавления всякого свободного порыва верующих. Хорошо, что с этой эпохой покончено. Однако новая эпоха ставит перед нами и новые проблемы. С одной стороны, хорошо, что Россия стала более свободной страной, что за исповедание своих убеждений людям уже не грозят тюрьма или репрессии. Хорошо и то, что Россия понемногу возвращается на тот путь, с которого она в 1917 году свернула, на путь опоры на самостоятельные хозяйственные навыки человека, его умения и творческие способности.

С другой стороны, возвращение это происходит в крайне болезненных для нашего народа и, не побоюсь этого слова, иногда извращенных формах. Конечно, свобода есть необходимое условие исповедания христианином своей веры. Как пишет Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода».

С другой стороны, понимание свободы христианством не имеет ничего общего с тем разнузданием животных сил в человеке, пропагандой аморализма или прямого порока, с которым так часто приходится сталкиваться в наши дни. Это серьезнейшее общественное зло, с которым необходимо бороться.

Однако сегодня я хочу остановиться на другой проблеме, подобно язве поразившей наше общество. Я имею в виду глубокую разобщенность наших сограждан, отсутствие в обществе минимального необходимого уровня солидарности, прямое равнодушие наших сограждан к проблемам своих ближних и желание отгородиться от мира некоей непроницаемой стеной.

Конечно, у этого явления есть свои предпосылки. Относительно недавно, когда человек находился под плотным контролем со стороны атеистического государства, единственным способом жить в нем было «не высовываться», замкнуться в своей скорлупе с тем, чтобы хотя бы такой ценой сохранить от вторжения извне свой внутренний мир.

Однако в настоящее время плоды такого разобщения настолько горьки, что угрожают самим основам жизни нашего народа. Однако и при этой разобщенности в обществе необычно развился не только индивидуальный, но и групповой эгоизм. Бедные ненавидят богатых, а богатые — бедных, пожилые люди недовольны молодежью, а молодежь не может найти общего языка со старшими и так далее. Каждая социальная группа стремится настаивать на своих правах, забывая при этом о своих обязанностях. В обществе устойчивое место заняли обидные и даже оскорбительные клички, которыми одни наши сограждане награждают других.

В этих условиях расцвел столь простой ораторский прием, которым пользуются некоторые наши общественные деятели: поняв, что хочет услышать от них зал, похвалить присутствующих, наобещав им с три короба, поругать других и сорвать аплодисменты зала.

Не хочется давать присутствующим несбыточных обещаний, на которые столь богаты некоторые политики, и говорить о правах молодежи. Вместо этого хочется поговорить о ее обязанностях, и в первую очередь об обязанностях, вытекающих из исповедания Веры. Обращение к христианам не случайно, ведь единственным местом, где еще могут встретиться наши сограждане, принадлежащие к разным слоям общества, осталась Церковь, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного. Церковь обладает такими средствами целения душевных ран, которыми не обладает ни одна другая, даже сама милосердная организация в мире. Если бы это единство осознавалось нашими членами Церкви не только тогда, когда они пребывают в Храме Божием, но и тогда, когда они выходят из него во внешний мир, многие проблемы снялись сами собой. К сожалению, это не всегда так, более того, в нашем обществе есть силы, которые хотели бы посеять рознь даже между членами нашей Церкви.

И первым делом, хотя понимаю, что могу вызвать неодобрение и даже смех в зале, я хотел бы заступиться за молодых людей и девушек из обеспеченных семей, за тех, кого в нашем обществе презрительно именуют «новыми русскими». Нет такого презрительного слова и такого анекдота, которые не рассказывали бы о новых русских. Более того, нередко приходится слушать в среде христиан известные слова Спасителя о верблюде и игольном ушке. При этом часто забывают о продолжении этих слов Спасителя, говорящих о том, как трудно вообще спасение любого человека, но невозможное для людей возможно для Господа.

Обратимся к наследию, оставленному нам св. Григорием Паламой (Омилия 15): «Поэтому трудно спастись находящимся у власти и богатому войти в Царство Небесное. «Како вы можете веровати в Мене, славу от людей приемлюще, и славы яже от единого Бога не ищуще» — говорит Господь (Ин. 5, 44).

Отсюда мы видим, что святитель осуждает не само богатство по себе, не саму принадлежность к правящей элите, говоря своевременными словами, а неправедное использование этого богатства и этой власти, обращение ее против Бога и во вред людям. А ведь кому много дано, с того много и спросится. Во многих странах именно молодые люди и девушки из богатых и знатных семей берут на себя инициативу в помощи больным, сирым и убогим, а, видя такой пример, к ним присоединяются юноши и девушки из средних и бедных семей. Престижно помогать нуждающимся в помощи, а не хвастаться своим богатством, «продвинутым» считается тот, кто работает в больнице, а не тот, кто ездит на богатой машине. Вот о чем следует задуматься тем молодым людям, кому судьба дала больше возможностей, чем другим.

Однако это вовсе не значит, что надо отчаиваться тем, кто не располагает такими возможностями: ведь для христианина важен не размер дела, а то, с какими чувствами, с какой ответственностью подходит к нему человек. А возможность быть примером есть везде, так много в нашей стране больных точек, так много человеческого горя, что на его исчерпания потребуются все усилия, которые у нас есть.

Каждый из нас обладает такими возможностями: молодой сотрудник правоохранительных органов или военнослужащий — на своем месте, рабочий или учитель — на своем. И то, что молодые люди столь разные — не минус, а плюс, ведь каждый из них обладает своими, особенными дарами, каждый может внести свою лепту в общее христианское дело. Именно то, что мы такие разные, и делает нас необходимыми друг для друга, солидарность есть необходимость, а не каприз.

 
Наша гостиная

О Хэллоуине и исламском фундаментализме. Интервью Андрея Кураева, гостя I Съезда православной молодежи Урала, в программе Евгения Красникова «Три четверти» на телеканале «АТН»

Интервью Андрея Кураева, гостя I Съезда православной молодежи Урала

 
Церковный календарь

22 ноября. Празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница»

Чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница» был написан предположительно в X веке. С середины XVII века он находился в нише наружной стены, перед входом в трапезную афонского монастыря Дохиар.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс