Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (170) → Ограждение христианской семьи от разрушительного влияния окружающего мира и его соблазнов

Ограждение христианской семьи от разрушительного влияния окружающего мира и его соблазнов

№29 (170) / 15 октября ‘01

Православное воспитание и образование

В этой теме:

Православное воспитание и образование
С юбилеем, школа
Православное воспитание и образование
Приглашаем на Екатерининские чтения

Семья — это первоначальная ячейка христианской общины — это «домашняя церковь», как называет ее в своих посланиях апостол Павел (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15).

А слово «церковь» говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол. 1, 24).

Из посланий апостола Павла видно, что первоначальные христианские семьи проявляли не только высоту христианских добродетелей (веры, любви, милосердия и т.д.), но и полноту служения. В семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол. 1, 24).

Из посланий апостола Павла видно, что первоначальные христианские семьи проявляли не только высоту христианских добродетелей (веры, любви, милосердия и т.д.), но и полноту служения.

Апостол Павел так характеризует одну из христианских семей: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 3–4).

Пусть труден и тернист путь тех, кто решился на полноту служения Богу и ближним путем семейной жизни; пусть приходится им жить в миру, в обстановке полной соблазнов, все же этот путь своим подвигом прекрасен в своей гармоничной законченности.

Можно думать, что он особенно угоден Господу, если проходится в полноте исполнения Его заповедей. Вспомним, как один из величайших подвижников и преподобных отцов — Макарий Великий был послан учиться добродетели к двум скромным замужним мирянкам из Александрии. То же повторилось и с другим великим египетским подвижником 4-го века аввой Пафнутием, который был послан для той же цели к флейтисту, старшине селения и к александрийскому купцу.

Таким образом, жизнь в миру при всей ее суете и соблазнах, не лишает христианина возможности угождения Богу.

Обычно в миру христианин живет в семье; основой последней являются муж и жена, связанные перед Богом для вечности обетами взаимной любви и общности всей жизни в служении Богу.

Вместе с детьми и всеми домочадцами они образуют, по словам о. Алексия Мечева, домашнюю церковь Христову, посвященную тем святым, имена которых носят члены семьи.

Основной задачей, христианской семьи является не только просто вырастить детей, но непременно воспитать их как истинных чад Церкви Христовой — подготовить для Господа благоговейных Его служителей.

Благо, если из семьи выйдут достойные священнослужители или иноки — молитвенники за мир. Ведь упадок качества духовенства происходит исключительно из-за того, что мир оскудевает истинно христианскими семьями. И чем более в таких семьях детей, тем более эти семьи могут послужить Господу.

В таких семьях все члены семьи служат Богу, каждый выполняет свои обязанности как по отношению к другим членам семьи, так и в отношении внешнего мира — всех ближних и посетителей семьи.

Глава семьи — отец. В семье жена должна повиноваться мужу. Апостол Павел пишет по этому поводу: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, 12) и «жена да боится мужа своего» (Еф. 5, 33). При этом муж должен «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33), и «дети повиноваться своим родителям» (Еф. 6, 1).

У семьи — как в Церкви — должна быть (по возможности) общая молитва. Все заповеди Христовы о любви и взаимном служении должны прежде всего и полнее всего выполняться в семье. У семьи должен быть один общий духовный отец.

В некоторых древнехристианских и старорусских семьях при доме были свои домашние церкви. Если их не было, то были особые молельни, комнаты, убранные иконами, как часовни.

Общий дух веры, любви и благочестия связывал всех членов христианской семьи в одно неделимое целое; такие семьи действительно были как особые «домашние церкви». как самого себя» (Еф. 5, 33), и «дети повиноваться своим родителям» (Еф. 6, 1). У семьи — как в Церкви — должна быть (по возможности) общая молитва. Все заповеди Христовы о любви и взаимном служении должны прежде всего и полнее всего выполняться в семье. У семьи должен быть один общий духовный отец. В некоторых древнехристианских и старорусских семьях при доме были свои домашние церкви. Если их не было, то были особые молельни, комнаты, убранные иконами, как часовни. Общий дух веры, любви и благочестия связывал всех членов христианской семьи в одно неделимое целое; такие семьи действительно были как особые «домашние церкви».

Беречь себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан святые апостолы. Так, апостол Павел в послании к коринфянам пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33), и далее: «…какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго…» (2 Кор. б, 14–17).

Так же пишет в послании апостол Иоанн:

«Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т.е. исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10–11).

И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев, то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть закрыты и для тех, которые, называя себя христианами, на деле распинают Христа, не гнушаясь смертными грехами. Про это так пишет апостол Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым… или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 11–13). При этом апостол допускает поверхностное общение с окружающим нехристианским миром, «иначе, — пишет он там же, — надлежало бы вам выйти из мира сего» (5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при подборе для детей товарищей по играм, при принятии в семью родственников, при общении с соседями и т.д.

Оправданием же общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь. Мы знаем, что Господь родство считает не но плоти, а по духу: «Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк. 3, 35). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и мирного уклада семьи близкими по плоти, но далекими по духу людьми.

Единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения по заповедям Спасителя (Мф. 5, 42–48; Лк. 10, 36–37). Однако в этом случае мы не должны приближать к себе таких родных, и общение с ними следует ограничить необходимостью.

Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме прп. Амвросий Оптинский («Письма к мирянам»): «В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанинские, т.е. пагубные вражия возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?»

Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима как ради нас самих, так еще в большей мере наших детей.

Проблема взаимоотношений с родственниками

Среди разнообразнейших проблем современного брака одной из самых существенных и острых является проблема взаимоотношений с родственниками. Ее нельзя обойти, так как, к сожалению, слишком много семей разрушается родителями супругов. И чаще всего это матери.

Психологи, консультирующие разводящихся супругов, признают, что в таких случаях они испытывают бессилие: случай, казалось бы, простой, конфликт можно было бы разрешить без особых усилий — если бы за ним не стояла властная воля матери, гипноз ее воздействия на своего «ребенка». Успех этого воздействия предрешен многими слагаемыми.

Властная женщина видит в своем «ребенке» собственность и, затаив вражду к своей сопернице (сопернику), ждет удобного случая, чтобы взять реванш. Удобные случаи не заставляют себя ждать: трудности совместной жизни у молодых неизбежны. Им можно было бы помочь, но властная женщина торжествует, когда у молодых что-то не ладится: «Ну, что я тебе говорила!…» И если раньше ее слова проходили мимо ушей, то теперь они падают на готовую почву и рано или поздно приводят к выводу: «Да, мать была права…». Когда с женой трудно, сыну есть кому пожаловаться, и мать становится его главной опорой и первой советчицей. И советы ее идут, как правило, не в пользу невестки: «Неумеха, грязнуля» лентяйка… И что ты в ней нашел?» Семейная жизнь, особенно после рождения ребенка, совсем не сладкая: бессонные ночи, неухоженность, недовольство жены, ссоры. А дома у матери — покой, забота, сытая, ухоженная жизнь. Любой скандал для оскорбленного главы семейства становится поводом и оправданием для развода. И тогда ни слезы, ни раскаяние жены не могут растопить ожесточившееся сердце, которым теперь владеет воля матери.

Универсальным советом всем молодым супругам (и это мнение разделяют сейчас многие духовники) является следующий: постараться вообще избежать совместного проживания с родителями. Иначе не избежать многих острых и очень болезненных конфликтов, способных привести к распаду молодую семью. Но если уж так случилось, и молодые живут под одной крышей с кем-либо из родителей, то проблему взаимоотношений свекрови и невестки может решить только мужчина и только одним способом: завоевав у женщин авторитет. В этом случае женщины будут прислушиваться к его мнению, и глава семьи станет способен гасить возможные конфликты между ними.

Решить проблему с тещей бывает куда сложнее в силу многих причин. Во-первых, теща — это, как правило, другая семья. Во-вторых, связь женщины со своей матерью всегда носит более тесный, чем у мужчины, характер. Бывает, что для того, чтобы угодить матери, иной дочери ничего не стоит разрушить собственную семью; бывают случаи, когда взрослые женщины находятся в самом настоящем рабстве у матерей, не смея даже подумать о замужестве.

Тут существует общая проблема взаимоотношений родителей и детей. Хотя родители и продолжают любить своих детей во всю силу своей природной, естественной любви, но сила эта с возрастом убывает; соответственно убывает и любовь. Любовь естественная, не возвышенная до любви Христовой, иссякает. Скрытые же эгоистические мотивы, заложенные в ней, все более обостряются. Возникает явление, называемое «родительским эгоизмом». Причем родительский эгоизм уже не есть состояние, сопутствующее родительской любви, — это явление, замещающее родительскую любовь при ее отсутствии. Сами родители уверены, что они любят своего ребенка, как и двадцать лет назад. Также и ребенок, став взрослым, помнит, как его любили в детстве родители, и думает, что они его и сейчас так же сильно любят, и доверяет им свою жизнь.

Мужчина часто малодушно считает, что мать его любит больше, чем жена, и в ссорах занимает сторону матери. Он не понимает, что он с женой теперь — одно целое. И мать не может Одновременно любить сына и ненавидеть его жену, тем более если сам он жену любит.

Женщины доверяют своим матерям еще сильнее, чем мужчины, в силу того, что они гораздо больше, чем мужчины, имеют потребность быть любимыми. Женщина тоже, помня, как любила ее мама в детстве, нередко доверяет ей больше, чем мужу. Впечатления детства часто бывают более крепки в ней, чем впечатления текущей жизни, а так как мужа в детстве она не знала, то его любовь не находит у нее такого доверия, как любовь матери.

Уберечь семью от влияния тещи, если такая проблема возникла, крайне трудно. В спорах за влияние на жену теща имеет явное преимущество, так как мужу приходится уповать на благородные чувства супруги, то есть на чувство долга перед семьей, перед детьми. Теща же, со своей стороны, воздействует на низменные страсти своей дочери: «где твоя гордость?», «как ты можешь это терпеть?!», «найдешь другого!» и т.д. Проблему тещи лучше поднять еще до свадьбы. Народная мудрость советует: прежде, чем жениться, посмотреть на мать невесты; но не только потому, что жена станет на нее похожа не через двадцать, как думают многие, а уже лет через пять, но и потому, чтобы оценить ее взаимоотношения с дочерью. Если привязанность матери не направлена еще на кого-нибудь, кроме дочери, есть смысл отказаться от женитьбы. Но если свадьба все-таки состоялась, то мужу следует с самого начала потихоньку внушать жене, что он ее любит не меньше, чем мама.

Но самый лучший способ уберечь жену от тлетворного влияния окружения — это создавать для нее собственное «общественное мнение», некоторую социальную среду, в которой должна жить супруга.

Вред для семьи бывает далеко не только от тещи: есть еще подруги, газеты, телевидение, общественное мнение. И весь этот объединенный мир говорит замужней женщине одно и то же: «где твоя гордость», «надо жить для себя», «посмотри на других». Поэтому мужу надо окружить жену таким кругом общения, в котором ее благочестие и верность семье воспринималось бы как похвальное качество.

Общественное мнение

Вступающим в брак христианам следует с самого начала уяснить себе, что в нынешнем обществе в принципе не существует правильных семейных устоев. Все современные семейные устои в России и устоями-то назвать нельзя. Неправильные семейные устои существовали и при советской власти, когда, например, за религиозное воспитание детей родителей могли лишить родительских прав. Но то были «устои» хоть и неправильные, но по ним какой-никакой брак создать было можно, потому что те советские устои имели механизм для защиты брака как он ими трактовался. Теперь все изменилось. Но по инерции современные женатые люди оглядываются на нынешние псевдоустои, пытаются построить по ним жизнь и не понимают, что этих устоев просто не существует и, соответственно, создать по ним брак в принципе невозможно. Более того, современные «устои» в обществе очевидно направлены на разрушение семьи. Разводы и измены приветствуются современным обществом как явление вполне допустимое и нормальное. Когда общество начинает всерьез обсуждать идею существования полигамных браков (а это высказывалось на страницах печати) — т.е. когда одна жена готовит, другая стирает, третья ведет интеллектуальные беседы, с четвертой не стыдно показаться в обществе и т.д., — то чего хорошего ждать семье от такого общества?! Его мнению надо решительно противостоять.

Средства массовой информации

Страшным орудием, разрушающим семейный мир, являются ныне средства массовой информации. Очень многие мирятся с влиянием телевизора и не считают нужным бороться с ним. Между тем с его экрана денно и нощно льются на нас широким потоком пошлость и разврат, растлевающие наши души и души наших детей. На счет телевизора не следует ошибаться. Телевизор — враг, с которым нельзя договориться. Телевидение — это наркотик, и наркотик массовый, — и в этой своей массовости и всеохватности, может быть, самый страшный и пагубный из всех — не щадящий ни стариков, ни женщин, ни детей. Супругам надо самим общаться друг с другом.

Надо знать внутренний мир другого и серьезно относиться к его проблемам. Для любой женщины, например, живое общение всегда предпочтительнее общения с телевизором или книгами. «Ты — учитель всего дома, и тебе Бог непрестанно предоставляет и жену и детей, — обращается к мужьям св. Иоанн Златоуст. — Так, Павел то говорит о женах: если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (Кор. 14, 35)». Счастлива жена, которая знает, что по любому вопросу она может обратиться к мужу. Но если этого не происходит, она вынуждена искать авторитета на стороне. Что касается телевизора, то его отсутствие в доме является весьма благоприятным фактором сохранения семейного мира.

Соседи

Уже упоминалось об опасности для семьи со стороны неблагочестивых знакомых, сослуживцев, друзей или подруг, зараженных разрушительным духом времени и необдуманно допускаемых нами в семью. Не меньшая, если не большая, опасность угрожает семье от подобных людей, связанных с нами территориально. Как часто недооценивают влияние соседей! Входя в доверие к семье, иные соседи могут расстроить даже самый прочный и, кажется, незыблемый семейный мир. Сплетни, намеренно искаженная истина постоянно сеют недоразумения и раздоры между супругами. Отрицательное влияние соседей может затронуть и детей. Так детей в одной благочестивой семье священника, где, естественно, никогда не было телевизора, соседка по дому стала приглашать к себе на просмотр «мультиков». Ну а где мультики, там по телевизору можно увидеть и все остальное, что детям (да и взрослым) смотреть не подобает. Дети стали капризными, неуправляемыми — матушка не знала, что и делать. Общим правилом контактов с соседями должно быть строгое соблюдение дистанции в общении. Посторонние люди не должны иметь доступа в семью.

Профессия

Неблагоприятным фактором для семьи может явиться и профессия супругов. В обществе существуют такие виды деятельности, которые совершенно неприемлемы для христианина. Как, например, могут быть совместимы с нормальными семейными отношениями профессии манекенщицы или актрисы, сопряженные с культом тщеславия и вредными привычками? Полезнее для души (и для семьи) христианина, наверное, если он будет отворять и затворять ворота, чем заниматься подобной деятельностью. Считая несовместимым ремесло актера со званием христианина, в первые века Церковь подвергала актеров отлучению. А св. Иоанн Златоуст даже запрещал христианам общение с ними или вкушение вместе пищи. 18-е апостольское правило запрещает клирикам иметь жену «позорищницу», т.е. актрису. Такую работу всякому ревнующему о своем спасении христианину (христианке) необходимо оставить. То же касается и работы, если она связана с постоянным соблазном выпивки.

В связи с этим следует особо остановиться на проблеме влияния на семью вредных привычек.

Вредные привычки

О разрушительной роли пьянства известно всем. К сожалению, слишком много семей охвачено сейчас этой болезнью. Увы, редко какой праздник или день рождения обходится в нашем народе без традиционных обильных возлияний. Подобные «традиции» многих привели к тому, что пьянство стало для них уже постоянной привычкой.

Пьянство есть добровольное беснование. «С чревообъедением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека — это каждый внимательный может ощущать», — писал св. прав. Иоанн Кронштадтский. Враг рода человеческого, овладевая сердцем человека, делает его своим орудием и направляет свой удар прежде всего на его семью, близких, стараясь разрушить любовь, разжечь ненависть и вражду. Скольких трудов, терпения и любви требуется тогда от ближних, чтобы покрыть ими всю ту ненависть, которую выплескивает на них враг рода человеческого через любимого человека! Слова, убеждения и даже слезы чаще всего не помогают, и душа близкого пребывает духовно мертвой. Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем. Но многие ли способны на такой подвиг любви? Многие ли сейчас вообще знают, где искать утешения в своем горе? Ведь, в основном, обращаются к колдунам, экстрасенсам, «кодировщикам» — к кому угодно, — на это ориентирует реклама и общественное мнение — но только не к Тому, Кто один силен дать исцеление — Господу Иисусу Христу, «Врачу душ и телес наших»!

В нынешнее лишенное нравственных устоев время сохраниться может только та семья, в которой муж твердо держит власть в своих руках. Человек, подверженный пьянству, конечно же, ответственности за свою семью нести не в состоянии. И жены с мужьями разводятся чаще всего именно из-за этого разрушительного для семьи последствия пьянства.

Другой пагубной страстью, значение которой мало кто по-настоящему понимает, является курение. Казалось бы, какое отношение эта такая обычная привычка имеет к оккультизму и магии? Но знаете ли вы, откуда пришел этот обычай? Он произошел от ритуальных, магических действий североамериканских индейцев. Когда им нужно было решить какие-либо сложные проблемы, они призывали духов: садились в круг, как делают это спириты, брали трубку и, произнося магические заклинания, курили из нее, затем передавали ее соседу и так курили по очереди, затем сидели в молчании, пока кто-нибудь из них не «ощутит» ответ духа, которого они призывали, и поведает им его волю. Итак, даже такой широко вошедший в нашу жизнь обычай, как курение, имеет свои оккультные, свои колдовские, свои демонские связи и истоки. Недаром люди, жившие прежде, не зная этого, тем не менее угадывали, видели в курении какой-то скрытый, очень темный и гнусный смысл.

В Библии говорится, что когда Господь заповедал Аарону исполнять обязанности первосвященника, то особенно строго Он указал порядок совершения каждения — как зажигать кадило и как класть в него ладан (Исх. 30, 7–10). О других приношениях не было так строго сказано, как об этом великом священнодействии. Даже сыновья Аарона были поражены Богом и умерли за то, что вложили в кадило перед священнодействием чужой огонь, взятый не от жертвенника, а вне святилища. И обычное курение тоже является видом каждения, каждения темным духам, хотя, конечно, люди не знают, не понимают того. И этот распространенный обычай еще более сгущает сатанинскую атмосферу, тучи сатанинской мглы, которые все плотнее нависают над каждой семьей и над всем миром.

Курение — дверь для очень многих страстей, это приглашение другим бесам в дом нашей души. И один из таких страшных бесов — бес наркомании. Наркомания также имеет глубокие оккультные корни. Греческие жрецы храмов Аполлона, шаманы северных народов, идолопоклонники африканских пустынь, предсказатели судеб — все они доводили себя до состояния, в котором могли реально общаться с темной силой, вдыхая курения трав, подобных гашишу, или пользуясь другими наркотиками. Иными словами, наркотики являлись одним из средств к общению с демоническим миром. И сегодня распространение наркомании — это тоже наступление оккультного сатанинского мира на человечество, это создание страшного черного фона над землей. Цель Диавола, захватившего душу человека через наркоманию, — довести ее скорейшим образом до погибели: и как правило, наркоманы кончают жизнь самоубийством.

Что же происходит с теми, кто жаждет и ищет с помощью наркотиков ярчайших, приятнейших ощущений, новых необычных переживаний, видений, «откровений»? Такой человек вскоре попадает под всецелое влияние злых духов, становится их рабом — и телом и душою. Эти бесы будут его развлекать до тех пор, пока человек совсем не погрязнет в страсти наркомании, когда он станет уже как бы не самостоятельной личностью, а жалким придатком наркотического вещества, когда в центре его жизни будет только одно желание — опять войти в то «царствие», которое открывается через наркотик. Такой человек начинает жить в несуществующем мире, состоящем из «розового тумана», но затем демоны лишают несчастного и этого утешения, потребность же принять «вещество» усиливается, дозировки растут, без него все труднее жить, а ощущения теряют свою первую «прелесть», угасают, и постепенно из этого «розового облака» все яснее просматривается жуткая ухмыляющаяся рожа дьявола. Тогда он начинает грубо насмехаться над своей жертвой, более не льстит и не ласкает ее, а безжалостно топчет и начинает навязывать мысль о самоубийстве, ведь его конечная цель — окончательно заполучить душу. Самоубийство есть самая любимая ядовитая снедь, которую дьявол предлагает напоследок своим жертвам.

Состояние в семье, один из членов которой поражен тяжелейшим недугом наркомании, можно охарактеризовать одним словом — безысходность. Самое страшное, что у наркомана моментально изменяется сознание. И родители детей своих уже не узнают. Перед ними стоит падший, лживый человек, который может обмануть, продать все из дому, совершить такие поступки, которых и ожидать от него нельзя было раньше. Но и другие члены семьи становятся больными — созависимыми, — у них происходят колоссальные духовные, психологические, физические изменения. Излечиваемость наркомании минимальна. Рассчитывать приходится только на чудо и на особую милость Божию. Наркоманы, которые исцелились, сами говорят, что их отмолили. Кто-то за них молился.

Влияние страстей

Другая опасность для семьи — страсти. Из страстей, обычно угрожающих семье, наиболее сильной и распространенной является сребролюбие. Это страсть, основанная на склонности сердца к материальным благам и ценностям. Несмотря на то, что современное общество всячески оправдывает и извиняет сребролюбие, оно на самом деле грех чрезвычайной важности. В нем одновременно фактически отвержение веры в Бога и любви к людям и пристрастие к низшим стихиям. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость. «Корень всех зол — сребролюбие», — предупреждал святой апостол Павел (1 Тим. 6, 10). К сожалению, сейчас, когда спутаны очень многие нравственные понятия, грех сребролюбия выдается едва ли не за добродетель, во всяком случае умение любой ценой зарабатывать деньги считается весьма похвальным качеством. А между тем чем оборачивается для семьи эта страсть? В семье, зараженной ею, нарастают холодность и отчуждение ее членов, здесь нет места любви, материальные притязания нередко становятся поводом ненависти к своим ближним, супруги в этой семье напоминают деловых партнеров, безжалостных друг к другу и к окружающим, здесь отступает даже материнская любовь и — что самое страшное — в жертву идолу сребролюбия приносятся дети.

Вот что писал об одном обычном оправдании сребролюбцев святитель Василий Великий: «Богатство необходимо для детей — вот благовидный предлог любостяжательных. Неужели, когда ты желал стать отцом детей, то присовокуплял в молитвах: «Дай мне детей, чтобы преступать заповеди Твои, дай мне детей, чтобы мне не достигнуть Небесного Царствия?» Помни также, что богатство для многих послужило к распутству; смотри же, чтобы, тяжелыми трудами собрав богатство, ты не приготовил бы для детей удобства ко грехам и потому не понес двойного наказания — за то, что сам делал неправду, и за то, что других снабдил средствами к этому».

Одним из проявлений сребролюбия в наше время является страсть к путешествиям. И сами по себе путешествия — как один из видов суеты житейской, как один из способов удовлетворения тщеславия и праздного любопытства, а для многих и как повод уклониться от исполнения своих повседневных семейных обязанностей — не могут быть целью жизни православного христианина. И, тем более, потому, что они обычно сопряжены с необходимостью затраты большого количества сил и времени на добывание немалых материальных средств для себя, что может явиться оправданием накопительства и скрытой формой сребролюбия.

От светских путешествий следует отличать паломнические поездки, связанные с посещением различных монастырей и святынь и приносящие пользу душе. Но и здесь духовные отцы не всегда дают благословение на такие поездки, считая, что иногда лучше для христианина оставаться дома и молиться у себя в храме. «В душе надо Афон устроить», — писал святитель Феофан Затворник одному из таких любителей путешествий. А в письме к другому, жителю г. Пензы, развивает эту мысль. Святитель отговаривает его от поездки в Иерусалим: «Вам представляется больше Иерусалим покойным местом. Нет, он более шумен и мало удобств дает по делу спасения. Туда надо явиться с крепким духом. Господь же не ближе к тем, кои в Иерусалиме, чем к тем, кои в Пензе». Иногда полезнее христианину не возмущать поездками своей тихой семейной жизни, экономя силы для исполнения своих прямых семейных обязанностей.

Итак, вот те основные моменты, на которые должен особо обратить свое внимание всякий православный христианин, старающийся оградить свою семью от разрушительного влияния современного окружения.

 

В других номерах:

№27 (168) / 1 октября ‘01

Православное воспитание и образование

Взращивая плоды добрые

№26 (167) / 15 сентября ‘01

Православное воспитание и образование

Воспитание искусством

 

Православное воспитание и образование

Церковно-приходские школы Екатеринбурга

 
Православное воспитание и образование

Таинство брака

Брак — это просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в новой полноте. Это познание делает нас богаче, мудрее, приносит чувство завершенной полноты. Жизнь в браке имеет три стороны — биологическую, социальную и духовную

 
Что несет нам глобализация?

Человек прозрачный

В Америке появился новый подвид Ноmо sарiеns — человек прозрачный. В информационный век он оставляет на своем пути столько следов, что понятие «частная жизнь» отходит в область преданий. Подобное будущее ждет и нас с вами. В последнее время понятие «прозрачность», то есть информационная открытость всего и вся, становится модным.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс