Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сприходом на Русь христианства появились и первые иконографические школы, творчество которых напрямую связано с именами таких талантливых русских иконописцев, как Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. С течением времени искусство это в России продолжало расцветать и умножаться. Росло количество иконописных школ, и несколько из них существовало и у нас, на Урале. В годы атеистических гонений на церковь искусство написания икон пришло в упадок. Нарушилась преемственность, в результате чего многие его традиции и секреты были утрачены. Однако в наши дни находятся энтузиасты, которые пытаются все это возродить. И сейчас в Екатеринбурге этим занимается художественная школа имени П.П. Хожателева. Здесь искусством иконописи овладевают самые благодарные ученики — дети. О том, какие задачи ставят перед собой педагоги, и как возник замысел возродить этот древнейший вид церковного творчества, сегодня рассказывает завуч художественной школы им. П.П. Хожателева Людмила Валентиновна Львова.
– Людмила Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о традициях вашей школы, а также о том, почему она получила имя П.П. Хожателева.
– Школы, подобные нашей, существовали в России еще в дореволюционные времена. Тогда они назывались народными художественными школами. Создано такое учебное заведение было и у нас, в Екатеринбурге. Только называлось оно немного по-другому — художественно-промышленная школа. Ведь стремление заниматься какими-то видами искусства, народными промыслами в целом характерно для всего населения Урала. Наверное, это кроется в самом духе русского народа — стремление что-то творить и созидать.
Всего в России существовало пять таких художественно-промышленных школ. Помимо Екатеринбурга, было подобное учебное заведение и в Казани. Именно такую школу с отличием и закончил в свое время Павел Петрович Хожателев. В 1916 году он без экзаменов поступает в Петербургскую Академию художеств. После революции, в годы гражданской войны, его посылают на фронт, и он попадает сюда, на Урал. Где-то в 20-е годы Хожателев окончательно переезжает в эти края.
Здесь он столкнулся с тем, что никаких художественных школ в Екатеринбурге уже не было. Существовавшая ранее народно-промышленная школа была эвакуирована в Читу, и П.П. Хожателев сделал все, чтобы в Екатеринбурге вновь началось обучение художественному творчеству. Вскоре он стал директором художественного училища, и начал хлопотать о строительстве нового здания для него. То, что такое здание было построено, целиком его заслуга. Однако в 1941 году оно было передано под госпиталь. Но нужно отдать должное Павлу Петровичу Хожателеву — художественное училище, тем не менее занималось обучением всю войну и не прерывало своих занятий.
Директором училища, которое носит сегодня имя И.Д. Шадра, он был до 1959 года. Именно благодаря его трудам оно сегодня имеет твердую академическую базу и готовит всесторонне развитых выпускников для поступления в Академию художеств.
Ну, а в 1959 году, когда Павлу Петровичу было уже за 60, он создал вечернее отделение художественного училища. Позже оно было преобразовано в вечернюю художественную школу. Школа была его любимым детищем, и бессменным директором в ней он проработал целых тридцать лет. Умер Павел Петрович, когда ему было 92 года, в 1987 году.
Был он человеком очень неординарным. Воспитав сотни, если не тысячи, художественно одаренных людей, не имел никаких званий и почетных регалий. И при этом никогда не скрывал, что открыто верит в Бога. Поэтому нет ничего удивительного в том, что имя этого замечательного человека, педагога и бессменного руководителя носит теперь школа, которую он в свое время создал.
– Какие дисциплины в ней сегодня преподаются?
– Прежде всего, это предметы основного цикла обучения — рисунок, живопись, композиция и история искусств. Что касается детей младшего школьного возраста, то они обучаются у нас декоративно-прикладному искусству. Сюда входит все, что развивает всякую пальчиковую пластику. Они у нас лепят из глины, пластилина, клеят различные поделки из разнообразных материалов.
Педагогический коллектив нашей школы старается делать все, чтобы в будущем наши воспитанники могли найти в мире художественных профессий свое призвание.
– Как возник замысел обучения детей иконописи?
– Это имеет свою предысторию. Еще лет десять назад некоторые наши преподаватели посещали богословские курсы при Екатеринбургской епархии. У некоторых из них возникло желание заняться православным искусством и сделать идеальный интерьер храма вместе с иконостасом. К сожалению, их предложения не нашли в свое время отклика.
Однако то, что не удалось сделать им, удалось воплотить в жизнь их ученикам. Ребята начали с воодушевлением работать при Иоанно-Предтеченской церкви. Они часто приходили к преподавателям нашей школы и спрашивали о том, где можно найти описание и технологию иконной живописи. Знания эти собирались по крупицам. Я помню, что кое-что нам приходилось искать даже у Н. Лескова, в его повести «Запечатленный ангел». Ведь со специальной литературой по церковной живописи в то время было очень плохо. Ребят это все чрезвычайно увлекло — они сами растирали краски, делали различные составы, словом, очень старались.
Так состоялось первое знакомство нашей школы с церковной живописью. Позже, в 1996 году, возник замысел создать при нашей художественной школе мастерскую по копированию икон для нужд храмов. Тогда эту идею не удалось воплотить в жизнь. Однако в прошлом году мы вплотную начали работать с молодежным отделом Екатеринбургской епархии и его руководителем, настоятелем храма Вознесения Господня отцом Александром Ураковым.
Выяснилось, что у нас много общего. Перед нами тоже стоит задача — как помочь реализовать те творческие способности, которые есть у детей и подростков. Ведь не секрет, что если маленькие дети занимаются какими-либо видами художественного творчества — бисероплетением, вышиванием, рисованием, то эта мелкая пальчиковая пластика, напрямую связанная с соответствующими отделами головного мозга, помогает развивать и эмоциональную, и логическую сферу мышления ребенка. Искусство в этом отношении универсально. А если дети будут развиваться именно как творческие личности, их не потянет ни к наркотикам, ни на дискотеку.
– Значит, в создании иконописной школы вам помог молодежный отдел епархии?
– Когда мы поближе познакомились, у нас начались совместные творческие проекты. Перед самым новым годом мы успели подготовить вертепный театр, разработали сценарий, причем в этом участвовали дети воскресной школы Вознесенского храма. Когда новогодние праздники закончились, мы как-то сразу поняли, что этих детей от нас отпускать нельзя. Слишком уж многое нас сблизило, и нужно было продолжать наши творческие взаимоотношения.
Как раз в это время мы очень удачно нашли преподавателя, который идеально подошел для работы с детьми, и подготовили учебную программу.
Сейчас у нас — две группы детей. Одна из них — подготовительная, где занимаются ребята без какой-либо серьезной художественной подготовки. Это — мальчики. Они учатся расписывать несложные поделки, ангелочков. Эта подготовительная группа, овладев азами творчества, потом переходит к следующему этапу обучения.
В прошлом году в обеих группах у нас занималось 16 человек. Кроме этого, у нас работает студия семейного творческого досуга. Здесь также очень много способных ребят, которые приходят на занятия вместе с мамами. Поэтому в целом количество детей, с которыми мы занимаемся, все время растет.
– Кто ведет занятия в иконописной школе?
– С детьми у нас занимаются опытные, талантливые преподаватели. Здесь нельзя не назвать Вячеслава Александровича Другова, одного из самых опытных методистов и художников-педагогов. Именно он сейчас разрабатывает учебную программу для нашей иконописной школы.
Те из ребят, кто учился в прошлом году в подготовительном классе, практически все переходят для продолжения занятий в старшую группу. В ней четыре года будет продолжаться общая художественная подготовка, а затем, еще два года, будут преподаваться специальные предметы. После этого пройдет стажировка в иконописных мастерских.
Если говорить о будущем, то мы предполагаем готовить наиболее способных наших ребят для дальнейшего обучения в Архитектурной академии, где будет создаваться кафедра религиозного искусства.
– Людмила Валентиновна, с какими проблемами вам приходится сталкиваться и какие из них необходимо решить в первую очередь?
– Уже сейчас необходимо думать о том, куда переедет наша иконописная школа после того, как она развернет свою деятельность. Основная проблема здесь — с площадями для учебных занятий, и я думаю, что проблема эта встанет уже в ближайшее время. Если в текущем году мы еще как-то разместим наших учеников, то через год, когда у нас будет уже два основных класса иконописной школы, сделать это будет чрезвычайно трудно. Ведь даже в прошлом учебном году мы вынуждены были заниматься и в рекреациях, и в коридорах, а в одной учебной комнате порой обучалось 2–3 группы детей.
Другая проблема — коммунальные платежи, обеспечение теплом. Были периоды, когда нас просто отключали, и нам приходилось буквально выкручиваться из такой непростой ситуации, лишь бы не прерывать занятия.
Мы очень благодарны Владыке Викентию за то, что он приехал к нам и согласился быть нашим попечителем. Думаем, это поможет решить хотя бы часть проблем. Ощутимую помощь нам сейчас оказывает и Вознесенский храм, без этого нам работать было бы чрезвычайно трудно.
Однако для решения всех существующих проблем, и прежде всего, проблем с площадями для учебных классов иконописной школы, думаю, необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон.
Каждое воскресное утро перед Литургией стоит эта женщина поодаль от храма у дороги, возле поворота, и видно, что погружена она целиком в молитву. Постоит, постоит, и идет в храм на службу. Внешности неприметной, росту невысокого, одета во все темное, а лица и не разглядишь — всегда опущено вниз.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Детская школа: начало занятий — 16 сентября.Предметы: Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, уроки благочестия.Молодежная группа (16–35 лет): начало занятий — конец сентября.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.