Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
История возникновения этой школы в пригороде Екатеринбурга не совсем обычна. В далеком от нас 1901 году архиепископ Екатеринбургский Ириней, проезжая по Исетскому тракту, неожиданно для всех остановился на короткое время здесь, в поселке Малый Исток. Во время встречи с прихожанами, узнав, что они собираются перестраивать свою часовню в церковь, Владыка Ириней посоветовал им открыть здесь прежде всего церковно-приходскую школу.
Вот что пишет об этом газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости» от 16 июня 1901 года: «Его Преосвященство начал убеждать крестьян, что им необходимо осенью же нынешнего года открыть в деревне церковно-приходскую школу, объяснив при этом пользу учения, в особенности пользу обучения девочек, будущих матерей — воспитательниц юного поколения. Преосвященному было доложено, что жители деревни решили свою часовню перестроить в церковь, на что получили уже и разрешение.
Но Владыка объяснил жителям, что им прежде всего необходимо открыть школу и обучить детей… «Если вы ныне же осенью откроете школу, — говорил Владыка, — я сам помогу вам из своих средств: пошлю книги в вашу школу».
…Так, по слову Владыки Иринея, и случилось. И осенью того же 1901 года здесь, в поселке Малый Исток, появилась школа. А в сентябре нынешнего, 2001 года, она отметила свое 100-летие.
…О буднях этого учебного заведения, его славных традициях, вопросах, встающих перед учителем в ходе воспитания и обучения детей, мы беседуем сегодня с директором средней общеобразовательной школы № 60 нравственно-экологического здоровья, отличником просвещения, заслуженным учителем Российской Федерации Марией Васильевной Шепель.
– Мария Васильевна, расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне школы.
– 1 сентября, как и в других средних общеобразовательных учебных заведениях, у нас начался новый учебный год. Нынешнему зданию нашей школы — тридцать два года, оно было построено в 1969 году. А самые-самые первые учебные занятия тогда, в 1901 году, проходили не здесь, этого здания просто не было. Учителя в то время присмотрели две квартиры тут, в поселке, и прямо там начали учить детей. А чуть позже здесь появилась и сама церковно-приходская школа. Поэтому наше сегодняшнее здание — уже четвертое с момента создания школы в нашем поселке.
По проекту она рассчитана на 640 детей, при условии проведения занятий в одну смену. 22 года назад, когда я начинала здесь работать, в ней училось 760 ребят. Сейчас их — 660.
В начале 90-х годов на базе нашей школы мы организовали учебно-консультационную лабораторию и разработали концепцию развития школы. Назвали мы ее — «формирование нравственно-экологического здоровья».
Здоровье населения сейчас становится все хуже — мы видим это по тем ребятам, которые приходят в первые классы. Нередко — это очень больные дети. Причина этого — и врожденные болезни, и плохое питание, и другие факторы. Был период, когда родителям ребят месяцами не платили зарплату, и дети, конечно же, голодали. И мы до сих пор стараемся сделать так, чтобы хотя бы один раз в день их плотно накормить.
Поэтому проблема сохранения здоровья детей, прежде всего психологического и нравственного, стоит сейчас очень остро. И эти направления мы сейчас взяли за основу нашей деятельности.
– Расскажите о педагогическом коллективе вашей школы.
– У нас 56 учителей. По уровню квалификации — 5 человек имеют высшую категорию, еще 5 — вторую, а все остальные — первую категорию. Это — очень высокий уровень для любой школы. Но знаете, вместе с тем порой становится просто обидно за учителя. Ведь это по-своему бескорыстная профессия, с очень низким уровнем оплаты труда. Сейчас ведь только энтузиасты своего дела в школе трудятся. И при такой мизерной зарплате учителя работают, как-то держатся и не уходят из школы. Я считаю, что это — своего рода учительский подвиг. Для этого нужно быть просто подвижником. Хотя, к сожалению, не все это выдерживают.
– Обучение и воспитание — два главных направления в деятельности любого учебного заведения. На что делается упор в вашей школе?
– Я считаю, что воспитание всегда должно быть первичным. Причем, не только в школе, но и в семье. Ведь самое главное — воспитывать ребенка, а образование идет уже как следствие этого процесса. Именно в ходе воспитания и формируется потребность детей в обучении.
В частности, в нашей школе в ходе нравственного воспитания проводятся уроки этики, межличностного общения. Причем, такая работа ведется в течение всех последних 15 лет. Но она заключается не только в этом.
На протяжении всей истории нашего учебного заведения педагогический коллектив школы уделял особое внимание воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к родному краю. Ведь это все взаимосвязано. Трудовое воспитание у нас всегда было поставлено очень хорошо. Ребята наши всегда много трудились. Сейчас в учебном плане школы нет такого специального раздела, как школьная практика. Потому что, начиная с 5 класса, все дети, хотя бы на недельку-полторы, но обязательно приходят летом для работы на пришкольном участке.
– Сейчас широко обсуждается вопрос, можно ли вводить в общеобразовательных школах преподавание религиозных дисциплин, таких, как, например, Закон Божий. Ваше отношение к этому.
– Вы знаете, что по закону у нас в стране Церковь все еще отделена от государства. Но если взять такую форму общения, как встречи и беседы с православными священниками, то они, я считаю, очень полезны. Такую встречу мы проводили недавно с руководителем миссионерского отдела Екатеринбургской епархии отцом Владимиром Зайцевым. Кстати, он учился вместе с нашим учителем истории. Когда он пришел в нашу школу, ребята отнеслись к этому очень хорошо и внимательно его слушали. Чувствуется, что школьникам такие беседы очень интересны.
Вообще же нужно сказать, что ребятам интересна и история религии. Я веду этику семейных отношений в 10–11 классах, и там у нас по программе есть такая тема — «Религии об основах семьи». Там мы разбираем, что говорит каждая религия о семье и браке. Ребята готовятся к этому сами, подыскивают необходимую литературу и выступают перед классом.
– Мария Васильевна, как вы считаете, возможно ли преподавание основ Православной веры в общеобразовательных школах, например, в качестве факультатива?
– Думаю, это было бы возможно. Но здесь обязательно нужно согласование с администрацией и родителями. В принципе, я считаю, это дело хорошее и полезное.
1 сентября, например, к нам приезжал из Екатеринбургской епархии отец Владимир Зязев. Так вы знаете, с каким интересом к нему отнеслись дети и как внимательно они его слушали! Одна мама даже подвела своего сына-первоклассника для благословения. И в этой связи я хочу сказать, что потребность у населения нашего поселка, и прежде всего у родителей, в общении с Церковью, конечно же, есть.
– Ваша школа отметила свой 100-летний юбилей. Как вы считаете, в чем сохранилась ее преемственность с учетом того, что Владыка Ириней благословил в свое время создать здесь церковно-приходскую школу?
– Как я уже говорила, у нас ведется преподавание этики, реализуется программа экологически-нравственного воспитания детей, изучается краеведение. И, конечно, вся духовная атмосфера воспитания детей у нас формируется благодаря общему микроклимату школы. Когда отец Владимир Зязев пришел к нам на праздник 1 сентября, он мне потом сказал: «Вы знаете, у вас в школе прямо какая-то аура особая». Это отмечают и ребята, которые приходят к нам учиться из других школ. Есть у нас что-то сложившееся, что питает саму атмосферу нашей школы.
Когда наши ребята выезжают куда-либо — на соревнования, в поездки за пределы области, они всегда в лучшую сторону отличаются от всех остальных. Чем? Каким-то внутренним спокойствием. Душевной добротой, трудолюбием.
…Когда мы готовились к нашему юбилею, мы тесно сотрудничали с пресс-службой Екатеринбургской епархии. Мне удалось разыскать газету «Епархиальные ведомости» от 16 июня 1901 года, где содержались сведения о том, как здесь, в поселке Малый Исток, побывал Владыка Ириней. Меня больше всего поразило то, что он тогда сказал: прежде чем строить церковь, здесь нужно открыть школу.
Когда я рассказала об этом факте нашему министру общего и профессионального образования области В.В. Нестерову, он тоже согласился с тем, что это было очень мудрое и правильное решение. Кроме того, я обратилась с письмом к Владыке Викентию, чтобы он благословил подготовку и проведение нашего юбилея. Мы издали книгу о 100-летии нашей школы, и она начинается именно с поздравления Владыки Викентия. А когда у нас вышло это издание, мы подарили ему один экземпляр этой юбилейной книги.
– Сегодня существует прямая угроза духовно-нравственному здоровью детей и подростков. Это и тоталитарные секты, и масскультура, и наркомания — всего не перечислить. Может ли, на ваш взгляд, помочь школе Православная Церковь?
– Вы абсолютно правы в том, что угроза эта идет в комплексе. И я считаю, что делается это целенаправленно. Возьмите то же телевидение. Ведь сейчас нет ни единой программы без того, чтобы там не показывались сцены убийств, насилия, рекламы того же пива… Исходя из прогнозов, через 5 — 6 лет подрастающее поколение у нас, начиная с 10 лет, будет хроническими алкоголиками.
Я считаю, что противостоять всему этому просто необходимо. Что касается помощи Церкви, то она, безусловно, нужна. Нужно почаще общаться с ребятами, приходить в школу, беседовать с ними. Ведь мы, учителя, тоже недостаточно знаем о религии, о той социально-нравственной работе, которую ведет Православная Церковь. Быть может, нужно рассказывать о многообразии сект, о том, как не попасть в ту или иную из них. Сейчас, когда наше образование повернулось лицом к Церкви, нужно максимально использовать эту возможность — идти в школу и беседовать с учениками. Это можно делать и в форме бесед, и в форме какой-то разъяснительной работы. Причем, такого рода работа возможна и с родителями. Они ведь тоже с удовольствием послушают. Очень кстати была бы лекция, например, на тему о том, какую работу проводит наша Епархия по той же борьбе с наркоманией, с сектами. Ведь об этом многие, к сожалению, знают мало.
Это тем более возможно, когда подписаны соответствующие соглашения между Екатеринбургской епархией и Министерством образования области и Управлением образования Екатеринбурга. Поэтому, я думаю, православные священники должны почаще приходить в школы. Тем более, что и ребята и их родители относятся к этому очень хорошо.
– Мария Васильевна, наша беседа подходит к концу. От имени всех читателей «Православной газеты» хочу поздравить вас и весь педагогический коллектив со 100-летним юбилеем вашей школы и пожелать здоровья и успехов в вашем нелегком учительском труде.
– Спасибо.
Интервью вел
Ю. Анипченко
(Окончание. Начало в № 27, 28) Познакомимся с «Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Мы упомянули о ней в начале статьи. Как всегда, в таких документах очень много устрашающих цифр, общих слов и обтекаемых фраз. Но если вычленить суть, можно увидеть следующее.
10 декабря 2001 года состоится IV научно-практическая конференция «Екатерининские чтения» на базе Уральского государственного педагогического университета Организаторы конференции: Екатеринбургская епархия;Уральский государственный педагогический университет; Уральский государственный профессионально-педагогический университет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.