Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Америке появился новый подвид Ноmо sарiеns — человек прозрачный. В информационный век он оставляет на своем пути столько следов, что понятие «частная жизнь» отходит в область преданий. Подобное будущее ждет и нас с вами.
В последнее время понятие «прозрачность», то есть информационная открытость всего и вся, становится модным. О прозрачности говорят все — от мелкого бизнесмена до самого высокопоставленного чиновника. Этакий тест на демократичность: призвал к прозрачности — считай себя демократом. Только вот должны ли сведения о частной жизни граждан быть столь легко доступны? Этот вопрос не на шутку волнует американцев, самую разнообразную информацию о которых собирают все кому не лень.
Пальма первенства в этом деле принадлежит, конечно, государству. Первую перепись США провели в 1790 году, насчитав 3, 9 миллиона жителей. С тех пор раз в десятилетие нация пересчитывает себя. Последняя всеамериканская перепись прошла в минувшем году и зафиксировала население сша в количестве 281 миллиона человек, включая иностранцев. Перепись обошлась в 6, 5 миллиарда долларов, и в ней помимо 10 тысяч штатных сотрудников Бюро переписи США участвовали 860 тысяч переписчиков, которым платили от 8, 25 до 18, 50 доллара в час. На основе данных переписи распределяются 2 триллиона долларов, которые предстоит потратить на социальные программы.
С точки зрения государства перепись — дело нужное и выгодное. Но обычных американцев беспокоит вопрос: куда деваются исходные материалы переписи? В Бюро переписи корреспондента «Итогов» успокоили: каждый ответ в опроснике является строго конфиденциальным. По закону, напомнила одна из старших менеджеров Бюро переписи Сьюзан Мискура, никто — ни переписчики, ни служащие бюро — не имеет права сообщать кому бы то ни было сведения об отдельном человеке, доме или бизнесе. То есть частная информация никогда не попадет в руки посторонних? Ничего подобного. Ведь помимо Бюро переписи информацию о частной жизни американцев собирает множество других заинтересованных лиц и организаций, деятельность которых проконтролировать невозможно.
Возьмем обычный трудовой день рядового американца и посмотрим, что сумел зафиксировать про нашего героя некий невидимый наблюдатель.
В 7.50 утра этот американец получил два письма по электронной почте. Одно уничтожил, другое сохранил. Это засечет любой компьютер, через который вы пользуетесь электронной почтой. В 7.55 наш герой поинтересовался погодой на вечер. Компьютер, на котором метеослужба размещает прогнозы, зафиксировал, в какое время и как долго ваш компьютер был с ним соединен. В 8.30 наш герой находился на пересечении двадцать пятого хайвея с Десятой улицей, заплатив за данный отрезок дороги 75 центов. Оплату произвел кредитной карточкой, на которой осталось восемь долларов.В 8.45 указанный гражданин, находясь в районе хайвея и Двадцатой улицы, две минуты беседовал по сотовому телефону. Личности обоих собеседников и точное время их беседы зафиксированы телефонной компанией, зарегистрировавшей оба телефона. В офис наш герой вошел в 9.03 — электронный замок время отслеживает безошибочно. 9.10 — отправлен ответ на первое электронное послание, содержание которого сугубо рабочее. Программа, установленная на всех компьютерах офиса, анекдотов в переписке не обнаружила. Первый посетитель появился в 10.05. Имя свое оставил у секретаря, но даже если оно и вымышленное, то камеры в коридорах и на входе в кабинет зафиксировали, что это мужчина средних лет, лысый, с портфелем светло-коричневого цвета. За обед наш герой заплатил по кредитной карточке: 2, 50 — за гамбургер, 1, 25 — за кофе и 3, 50 — за пачку сигарет, которые, согласно его предыдущим счетам, хранящимся в данной торговой точке, в последний раз покупал 7 месяцев назад. При желании по этим же счетам еще можно установить и то, купил ли товарищ сигареты той же марки, что и всегда, но мы лучше заглянем в аптеку. Там по реестру всех лекарств, купленных за интересующий нас день, мы узнаем, что в 12.35 наш герой приобрел средство для понижения холестерола в крови и что он покупает это лекарство уже в течение полутора лет ежемесячно.
В Америке, которую давно называют прозрачным обществом, сегодня можно добыть практически любую информацию. Благодаря доступности компьютеров и интернетовской анархии к информации самого разного свойства оказались допущены все кому не лень.
Проведем эксперимент и посмотрим, сколько времени уйдет на то, чтобы выяснить, скажем, жилищные условия исполнителей главных ролей знаменитого телесериала «Друзья». 10 минут в Интернете — и мы узнаем, что Кортни Кокс купила в апреле за 10 миллионов долларов дом в Малибу в стиле радикальный модерн. Ее партнер Дэвид Швиммер поселился в новом доме в Лос-Анджелесе. Ему это обошлось в пять с половиной миллионов долларов, в доме девять спален, бассейн, теннисный корт и два камина. И уж совсем несложным оказалось выяснить попутно, что Дженнифер Энистон и Брэд Питт, купившие себе гнездышко за 13, 5 миллиона долларов, в ноябре планируют закончить в нем строительство гигантского кинозала.
Информация, говорят, — деньги будущего, и судя по стремительности, с которой развиваются информационные технологии, умельцам, способным по-умному ими распорядиться, безденежье не грозит. Спрос на информацию сегодня высок как никогда. Фармацевтическим гигантам нужно знать, какие лекарства покупают чаще всего, и они охотно платят за такую информацию. В Национальную информационную корпорацию (National Data Corporation) ежедневно стекаются сведения из более чем 30 тысяч американских аптек с подробным перечнем клиентов и списком купленных ими лекарств. Если спрос на аспирин вдруг повысился — дилеры поднимают на него цену. Если его перестали покупать по причине дороговизны — пора начинать разработку более дешевого заменителя.
Дорожные службы изучают все передвижения по платным автотрассам, отслеживая не только количество машин, но и засекая при помощи телекамер их номера. Проскочил водитель, не заплатив, на платный кусок дороги — компьютер моментально распознает по номеру машины личность ее владельца, и скоро тот получит извещение о штрафе по почте.
Супермаркеты хранят копии чеков с полным перечнем закупаемых продуктов. Скажем, любовь к про-хладительным напиткам владельцев магазинов беспокоит мало, но, зная о ней, они часто используют ее в своих целях. Когда в одном из супермаркетов Лос-Анджелеса покупатель поскользнулся на мокром полу и сломал ногу, он решил подать в суд, чтобы взыскать с магазина деньги, потраченные им на гипс и костыли. Адвокаты супермаркета извлекли перечень регулярных покупок пострадавшего. К их числу относилось пиво, и адвокаты заявили о том, что в момент падения покупатель был пьян, ведь проходили же по мокрому полу другие — и никто не падал.
Но если изучение покупательского спроса дело в общем-то понятное, то кому придет в голову покупать, например, вашу историю болезни? Вам и самим-то в нее заглядывать не хочется. Закон разрешает покупать истории болезней всем страховым компаниям. Главный собиратель и хранитель такой информации -Медицинское информационное бюро (Medical infor-mation Bureau), которое скупает ваши болячки и перепродает их другим компаниям. Посмотрят в страховой конторе, что дедушка ваш страдал гипертонией, и вздуют вам цену на медицинскую страховку: наследственность, знаете ли, а гипертонию нынче лечить недешево. А если, не дай бог, что-то посерьезнее, то вам вообще укажут на дверь.
Информационные гиганты собирают досье на каждого американца. Профилисты — специалисты, составляющие ваш подробный портрет, — классифицируют имеющуюся информацию и затем продают ее всем желающим. Ежегодный оборот одного из гигантов — Equifax — составляет около 2 миллиардов долларов. Расценки на услуги агентств самые разные. Американскому журналу U.S. News and World Rероrt удалось однажды приобрести 92 тысячи имен и адресов потенциальных подписчиков всего за 8 тысяч долларов — менее 9 центов за имя. Можно только предполагать, что лица, покупающие «роллc-ройсы», ценятся дороже обладателей подержанных «фордов».
Ежедневно американцы получают по почте десяток различных реклам. Причем купить предлагают не только «Вискас» или памперсы. Чаще всего американцам навязывают различные кредитные карточки. Кредитные компании работают без риска: они рассылают свои предложения только тем, кто проверен — исправно оплачивает счета, имеет работу и сбережения в банке. Откуда берутся такие сведения? Все через те же информационные бюро, которые торгуют не только списками владельцев кошек, но и списками людей с хорошими кредитными историями.
Так называемые кражи личности — явление новое, появившееся в Америке в начале 90-х исключительно благодаря информационному буму. Ежегодно жертвами подобных преступлений становятся более 500 тысяч американцев. Преступник добывает ваше досье и открывает на ваше имя кредитную карту. Он покупает на нее все, что пожелает, и ничего при этом не платит. Однажды отчаявшиеся кредиторы нагрянут к вам домой…
Преступнику, укравшему ваше имя, сегодня гораздо проще доказать, что он — это вы, чем это было еще лет 15 назад. Ему достаточно назвать ваше имя, адрес и заветный номер, который имеется у каждого гражданина Америки и каждого легально проживающего там иностранца. Это номер социального страхования, по которому государство отслеживает уплату налогов и распределяет пенсии. Такие номера впервые появились в Америке в 30-е годы и имели узкое, исключительно налоговое предназначение. Сегодня же номер соцстрахования — это номер вашего досье, главный идентификационный документ. Стоит зайти в соответствующую базу данных и набрать заветные 9 цифр, и перед вами — подробнейшее жизнеописание любого человека от свидетельства о рождении до последнего счета за свет.
Сама по себе информация безобидна. Все дело в том, в чьих руках она завтра окажется. Только в 1999 году более полутора тысяч сотрудников федеральной налоговой службы были подвергнуты различного рода наказаниям за то, что просматривали досье на своих друзей, родственников или сослуживцев. А на компьютерах службы установили программы, которые отслеживают любые несанкционированные «хождения» сотрудников.
Мониторинг на рабочих местах становится делом привычным. Разговоры со служебного телефона могут записываться, электронная переписка — просматриваться.
Пессимисты предвещают конец частной жизни. И случится это все не при тоталитаризме, а при самой что ни на есть демократии.
Татьяна Волошина
«Итоги» (в сокращении)
Семья — это первоначальная ячейка христианской общины — это «домашняя церковь», как называет ее в своих посланиях апостол Павел (Рим. 16, 4; Кол. 4, 15).
Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Грешневиков (депутатская группа «Регионы России») «делает все, чтобы тормозить законы, превращающие Россию в электронный концлагерь», поддерживая усилия православной общественности
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.