Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (168) → Взращивая плоды добрые

Взращивая плоды добрые

№27 (168) / 1 октября ‘01

Православное воспитание и образование

– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и становления духовной семинарии. Ведь у нее – яркое и насыщенное событиями прошлое…

– Действительно, наше учебное заведение имеет очень много светлых страниц своей истории. Возникло оно давно. Это одно из старейших духовных учебных заведений России.

Первоначально в Екатеринбурге появилось в 1853 году Екатеринбургское духовное училище. Открылось оно в том же самом году, когда было создано Екатеринбургское викариатство. Впоследствии духовное училище росло, расширялось, и постепенно стал подниматься вопрос об открытии на его базе духовной семинарии.

В 1885 году Екатеринбургская епархия становится самостоятельной, а Екатеринбург приобретает статус очень крупного города. В связи с этим вопрос об открытии здесь духовной семинарии ставился неоднократно, однако никак не решался. И только в 1912 году началась непосредственная работа по ее созданию.

Сначала один за другим создаются соответствующие классы при Пермской семинарии. А вслед за этим, в 1916 году, в Екатеринбурге открывается уже непосредственно своя духовная семинария. К сожалению, она успела сделать только один выпуск, — около 20 человек. Вскоре после этого, в 1919 году, она была закрыта.

– Получается, что какое-то время после революции семинария еще работала?

– Да, причем один из ее учеников в это же время пострадал за веру. Это был семинарист Коровин, которого зверски убили. Среди преподавателей этого духовного заведения тоже были люди, священномученики, которые пострадали за свои убеждения. Один из них – отец Феликс (Козельский), который твердо стоял на позициях патриарха Тихона.

Выше Вы говорили о том, что духовная семинария берет свое начало из Екатеринбургского духовного училища. А что можно вспомнить из истории самого училища?

– В свое время его заканчивали несколько знаменитых выпускников. Это известный русский ученый, изобретатель радио А. Попов. Екатеринбургское духовное училище когда-то закончил и видный историк Русской Православной Церкви А.В. Карташов. Здесь учились и известные писатели — Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов. Последний еще и преподавал какое-то время русский язык в системе духовных школ епархии.

– Отец Петр, а что стало с семинарией после ее закрытия в 1919 году?

– С этого времени духовного образования здесь, в Екатеринбурге, не стало. Какое-то очень непродолжительное время работал Екатеринбургский богословский институт, однако и он в 20-е годы был закрыт.

Вопрос о возрождении духовного образования вновь и очень остро встал только в начале 90-х годов. Необходимо было начать подготовку духовных кадров грамотных священнослужителей. Это – одна из первоочередных проблем, что всегда подчеркивалось священноначалием Русской Православной Церкви.

Одной из самых насущных остается эта задача и в наши дни. Ведь территория Екатеринбургской епархии — очень большая, а грамотных священнослужителей с духовным образованием по-прежнему не хватает. Именно поэтому и было принято несколько конкретных шагов для решения данного вопроса.

В 1994 году в Екатеринбурге открывается Свято-Тихоновский богословский институт, а вместе с ним — и Екатеринбургское духовное училище. Произошло это благодаря соответствующему решению Священного Синода от 18 июня 1994 года, а уже 16 октября в стенах нашего училища начались занятия…

– Как проходил процесс становления училища?

– Первоначально оно размещалось в здании епархиального управления. Там был учебный класс, а сами воспитанники жили в приспособленных помещениях. Понемногу начал формироваться преподавательский коллектив. Практически все пришлось начинать с нуля… Мне довелось преподавать здесь общецерковную историю. Учебников в достаточном количестве в то время не было, пособий – тоже. У меня был один-единственный учебник, приходилось преподавать по нему.

– А как выходили из этой ситуации воспитанники училища?

– Им приходилось конспектировать, а также искать необходимые в обучении монографии, чаще всего по библиотекам. Было трудно – ведь учебной базы не было никакой. Впрочем, с такой же проблемой сталкивались в то время и другие духовные училища.

В 1995 году было получено вот это здание, где мы с вами сейчас беседуем, на ул. Вали Котика, 13 а, и духовное училище переехало сюда. Надо сказать, что здесь все было в довольно запущенном состоянии. В первую очередь мы сделали тут ремонт. Понемногу начали расширять материальную базу, комплектовать библиотеку… Ведь хорошая библиотека для духовного училища — одна из самых главных составляющих для нормального течения учебного процесса. …

В 1997 году было получено благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода на то, чтобы наше училище стало заниматься по семинарской программе. И мы начали понемногу готовиться к тому, чтобы из училища стать семинарией.

В прошлом году, в октябре-ноябре, у нас работала инспекционная комиссия Учебного комитета Московского Патриархата. В ее составе было около 30 преподавателей Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий.

Они посетили все занятия. Был выборочный опрос учащихся, беседы с педагогами. Проверялось и состояние материальной базы училища, качество подготовки помещений.

Заключение комиссии по итогам проверки было положительным. И вот совсем недавно, в июле, было получено радостное для нас известие о том, что решением Священного Синода мы приобрели статус Духовной Семинарии.

Конечно, все мы понимаем, что данный статус накладывает гораздо большую ответственность, и стараемся работать с большим тщанием, нежели раньше.

– Кто сегодня ведет обучение в стенах семинарии?

– В штате преподавателей у нас более 20 человек. Это люди как с высшим светским, так и с высшим богословским образованием. Среди них есть и преподаватели из вузов города, доктора и кандидаты наук. Мы привлекаем их к сотрудничеству с нашей семинарией, поскольку у нас – не только богословские дисциплины, но и большой блок светских и гуманитарных предметов, включая филологические. Большое внимание уделяется у нас и иностранным языкам. Помимо этого, у нас преподается риторика, церковно-славянский язык, стилистика, культура речи, история России, всеобщая история, и еще целый ряд дисциплин…

– Все ли воспитанники семинарии соответствуют духовному призванию?

– Это очень непростой вопрос. Люди приходят сюда из мира, и конечно же, они разные. В основном им – по 18–20 лет, нередко они уже отслужили в армии.

Это люди чаще всего сформировавшиеся, со своими устоявшимися взглядами. Как и во всяком учебном заведении, в семинарии иногда возникают вопросы и дисциплины, и ответственного исполнения послушаний, и вдумчивого отношения к учебе. Однако абсолютное большинство учащихся пришло сюда по призванию. Они возрастают духовно год от года и учатся преодолевать свои слабости и недостатки в процессе учебы. Таких — большинство.

Есть и те, кто, к сожалению, не справляется с обучением в нашей семинарии. Бывает и так, что иногда кого-то приходится даже и отчислять. Правда, это редкие случаи.

– Отец Петр, в этом году набор у вас уже закончен. Какие требования будут предъявляться к тем, кто захочет поступить сюда на следующий год? Могут ли здесь учиться жители других областей?

– В этом году к нам уже поступило несколько человек из Пермской и Омской епархий, а также из Уфимской. Уже традиционно ежегодно бывают поступившие и из Челябинской епархии. Семинарий в крае не так много, а потребность в обучении есть большая. Поэтому к нам поступают как из Екатеринбургской, так и из других епархий.

Что касается собственно поступления в Духовную Семинарию, то у нас есть система вступительных испытаний. Прежде всего, это психологическое тестирование абитуриента. Ведь очень важно получить предварительное представление о том, сможет ли человек нести свое будущее духовное служение.

Помимо этого, обязательным является изложение по русскому языку. В этом году у нас было изложение с элементами сочинения, и на следующих вступительных экзаменах мы, возможно, перейдем к экзамену по русскому языку в форме сочинения.

Далее следует экзамен по Закону Божию и собеседование. На собеседовании существует отдельное прослушивание по знанию молитв, чтению и церковному пению. Итоги собеседования, конечно же, не являются решающими, но позволяют получить представление об уровне знаний и умений потенциального воспитанника семинарии.

– Отец Петр, мы беседуем с вами накануне нового учебного года. Что бы вы хотели пожелать воспитанникам Духовной Семинарии, а также всем тем, кто учится в других духовных учебных заведениях?

– Прежде всего, плодотворного совместного труда, преодоления возникающих трудностей. Ведь обучение – это, прежде всего, труд, труд значительный и довольно тяжелый, требующий приложения больших физических и духовным усилий как для учащихся, так и для преподавателей. Хотелось бы, чтобы эти усилия приносили добрые плоды.

А всем нам хотелось бы пожелать в новом году помощи Божией, с тем, чтобы мы неустанно научались нашей святой Православной вере и возрастали духовно.

…По окончании беседы с отцом Петром Мангилевым мы обратились к иеромонаху Аркадию (Логинову), проректору семинарии по воспитательной работе.

Вот что рассказал о роли и значении воспитательного процесса в семинарии отец Аркадий:

– Главная задача, которая стоит перед Духовной Семинарией, — дать ее воспитанникам не только какую-то конкретную сумму знаний в виде богословских и иных дисциплин, но и воспитать их в духе благочестия. Это – цель и моего служения, и служения духовника семинарии отца Доната. Именно он и помогает разрешать духовные вопросы и возникающие проблемы.

Мы стараемся прививать нашим воспитанникам уважение к взрослым, почтительность в обращении, словом, все те благочестивые качества, которые должны обязательно быть у каждого православного христианина. И тем более это важно для тех, кто решил посвятить себя пастырскому служению.

…Иногда бывает и так, что приходящие к нам молодые люди стремятся показать себя лучше, чем они есть на самом деле. Это – свойство каждого человека, и мы все немного в этом грешим. Однако, благодаря тому, что у нас закрытая система образования, — то есть когда ребята вместе учатся, вместе питаются, вместе работают,– очень скоро становятся видны и их достоинства, и недостатки. И у нас появляется возможность вовремя поправить наших воспитанников, от чего-то предостеречь, привить те добродетели, к которым призывает их пастырское служение.

Бывает и так, что поступившие к нам ошибаются в своем выборе. Тогда они уходят – к сожалению, случается и такое. Правда, к нашей радости, все реже. В большинстве своем наши воспитанники делают серьезный, осознанный выбор.

Беседу вел Юрий Анипченко

 

В других номерах:

№29 (170) / 15 октября ‘01

Православное воспитание и образование

С юбилеем, школа

 

Православное воспитание и образование

Приглашаем на Екатерининские чтения

 

Православное воспитание и образование

Таинство брака

 
Дивен Бог во святых Своих

Новомученик и исповедник Агафангел (Преображенский), Митрополит Ярославский

Во всем доме это единственная квартира первого этажа, где на окнах нет решеток. «Знаете, сколько живу на свете, а к ним так и не привыкла, — говорит хозяйка, — даже когда захожу к соседям за солью, от вида решеток мне становится плохо».

 
Исцели, Господи, люди Твоя

Обращение православных медицинских работников к правительству Свердловской области, руководителям муницыпальных структур и общественным организациям

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс