Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (169) → Священник, врач, профессор

Священник, врач, профессор

№28 (169) / 8 октября ‘01

Наша гостиная

Имя настоятеля Свято-Илиинского храма, что в госпитале инвалидов войн, доктора медицинских наук, профессора отца Сергия Вогулкина хорошо знают в церковных, светских и преподавательских кругах не только Екатеринбурга, но и всей Свердловской области и Уральского региона.

Православие, медицина, преподавательская деятельность — вот те сферы, где он сегодня несет свое служение.Думается, знакомство с этим интереснейшим, большой души человеком будет полезно для наших читателей. Итак, сегодня отец Сергий Вогулкин — в нашей гостиной.

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о родителях. Были ли они связаны с медициной?

– Здесь, наверное, нужно начать не с родителей, а с прародителей. Дело в том, что мой прадед по материнской линии был фельдшером и работал недалеко от города Рыбинска. У него был свой двухэтажный дом, собственный экипаж лошадей. В семье было девять детей, и все девять получили высшее образование.

Наверное, именно с моего прадеда у нас идет вот такая медицинская линия. Правда, бабушка моя не была врачом, и среди детей моего прадеда врачей также не было. Но зато моя мама и отец стали врачами. А дед мой во время первой мировой войны служил на фронте военным фельдшером.

Но, конечно, в нашей семье были не только медики. Отец мне рассказывал, что в середине 19 века его двоюродный дед был благочинным, причем здесь, в Екатеринбурге. Так что у нас в роду были и православные священники.

Один из двоюродных братьев моего отца также служил священником. В 30-е годы он был репрессирован и погиб в лагерях.

– Расскажите о том, как Вы пришли в медицину.

– Вы знаете, у меня с этим как-то и вопросов не возникало. Мои родители всю жизнь работали врачами, и так сложилось, что я особо не задумывался над выбором своего жизненного пути. После 10 класса я уже твердо знал, что пойду именно в медицину.

– Даже сомнений никаких не возникало?

– Абсолютно никаких. Тем более, что у меня всегда была такая своего рода гуманитарная установка. Математику я хорошо знал, но никогда ею особо не увлекался. А вот химия, биология — это были мои любимые предметы. Так что с выбором профессии у меня не было никаких сомнений.

– Во время обучения в медицинском институте и после его окончания — кто был Вашим наставником?

Своим наставником и учителем я до сих пор считаю Савичевского Милослава Станиславовича. С третьего курса моего обучения в институте он был моим учителем до конца своих дней. К сожалению, умер он совсем молодым, скоропостижно, в возрасте всего 38 лет.

Все это время Милослав Станиславович был для меня образцом. Его мама работала в медицинском институте, преподавала на кафедре терапии. Сам он также был блестящим преподавателем и хирургом, и являлся одним из тех специалистов, кто здесь, на Урале, начинал сердечную хирургию.

Именно он руководил моей кандидатской диссертацией. Собственно говоря, Милослав Станиславович и сделал меня ученым и преподавателем. Он привил любовь ко всей медицине, и к хирургии — в частности. Хотя, конечно, рядом с ним были и другие высококлассные специалисты. Это была целая плеяда людей, единомышленников, которые и создавали атмосферу той среды, где я учился.

Уже на третьем курсе мединститута я стал участвовать в операциях, выполнял определенную студенческую научную работу. Тогда для меня уже не было никаких сомнений, что я пойду именно в хирургию. Блестящий коллектив в то время сложился на кафедре профессора Сахарова. Там и началась моя деятельность хирурга.

– Как складывалась Ваша судьба дальше, по окончании медицинского института?

– После этого я поступил в ординатуру по общей хирургии, где обучался два года. Потом работал в 23-й горбольнице, в сердечно-сосудистом центре. Он как раз в это время организовался и только-только начинал свою деятельность.

В то время кафедрой там заведовал профессор Соколов. Именно здесь я и стал работать хирургом-рентгенологом, в кабинете зондирования полостей сердца. Работа заключалась в диагностике врожденных и приобретенных пороков сердца.

Аппаратура, конечно же, была не такая, что сейчас. Тогда это было достаточно трудоемкое дело, сложное — зондировать сердце и ставить диагнозы. Ведь в ходе этого решался главный вопрос — пойдет ли больной на операцию или нет.

Одновременно с этим я дежурил в отделениях — по неотложной хирургии, по неотложным травмам, в общем, выполнял обычную работу хирурга.

Ну, а дальше, в 1971 году, будучи уже практическим врачом и отучившись в ординатуре, я начал работу над диссертацией. И в том же году защитил кандидатскую диссертацию, опять-таки по хирургии. Именно тогда начал проявляться мой интерес к физиологии, к функциям организма. Это были диагностические данные, физиологические параметры больных до и после операции.

В том же 1971 году стал ассистентом кафедры факультативной хирургии у профессора Михайлова. Здесь я уже начал преподавать хирургию, одновременно продолжая научные исследования.

В то же самое время продолжал совершенствоваться в хирургии. В областной больнице, где находилась наша кафедра, мы много оперировали. Больных было много, в том числе и тяжелых. Это было своего рода продолжением хирургической школы.

Ну, а дальше мое увлечение диагностикой и изучением функций организма привело к тому, что это стало привлекать меня больше всего. В 1978 году я оставил кафедру и стал заведовать лабораторией клинической физиологии в Свердловском институте травматологии и ортопедии. Там был очень хороший коллектив и современная аппаратура. Я начал руководить этой лабораторией, и к 1986 году защитил докторскую диссертацию. Защита проходила в Ленинграде, в Военно-Медицинской Академии.

– Как складывалась Ваша карьера врача дальше?

– Где-то в 1987 году я снова вернулся в медицинский институт, но уже на кафедру оперативной хирургии, где работал профессором в течение семи лет. Операции я не прекращал, но они как бы видоизменились.

В то время мы со студентами организовали своего рода кружок по хирургическому лечению животных, практически на добровольных началах. Уже тогда для обучения студентов я не мог оперировать здоровых животных. А поскольку больных животных всегда было очень много, мы со студентами собрали вот такую небольшую медицинскую бригаду и открыли прием. Происходило это в подвале медицинского общежития.

К нам со всего города повезли кошек, упавших с 5–6 этажа, травмированных собак, другую живность… Ребята мои ставили в то время такое количество операций, которое обычному студенту даже и не снилось. Делались сложнейшие операции по лечению тяжелых переломов, травм различного рода, причем буквально на всех органах. Это была прекрасная школа для будущих хирургов. И практически все, кто был в моей бригаде, стали хирургами-травматологами. Сейчас они работают в различных больницах города. Поэтому я вспоминаю то время с большим удовольствием.

Ну, а дальше — после того, как я в 1993 году перенес тяжелейшую операцию, мне больше нельзя было работать с формалином. С тех пор на кафедре работать я не мог.

Как раз в это время появилась возможность открыть новую кафедру психологии и педагогики для преподавателей медицинских училищ в целях повышения их квалификации. Причем там же, в медицинском институте. И, начиная с 1994 года, я заведую этой кафедрой. Со временем она стала кафедрой и студенческой, потому что у студентов тоже ввели преподавание психологии и педагогики. Поэтому там у нас сейчас и факультет повышения квалификации для преподавателей, и кафедра психологии и педагогики для студентов.

Ну, а в данное время меня пригласили преподавать в Уральский Гуманитарный институт. Здесь я читаю для студентов курс лекций по анатомии и психологии центральной нервной системы.

– Вы много занимаетесь преподавательской деятельностью. Каков, на Ваш взгляд, уровень современного студента?

– В наше время, конечно же, был более строгий отбор студентов. Да и конкурс был 6–7 человек на одно место. Сейчас, конечно, тоже есть конкурс, и я не хочу сказать, что нынешние студенты в чем-то хуже, чем мы были в свое время. Разницу можно заметить в том, что сейчас абитуриенты стали как-то грубее, что ли… Поступив в институт, они становятся потом более интеллигентными. То, что я слышу от абитуриентов на вступительных экзаменах, говорит о том, что с воспитанием у них были очень большие проблемы.

Конечно, и школы к воспитанию стали прилагать меньше усилий. Может быть, возможностей у них стало меньше…Но абитуриент в целом подготовлен не так хорошо, как раньше. Ведь раньше был очень строгий конкурс, и готовиться к поступлению нужно было очень усиленно. А сейчас студент, если у него есть деньги, имеет возможность готовиться менее напряженно. В коммерческом ВУЗе можно вообще обойтись собеседованием, и многие делают на это ставку, особенно себя не утруждая в учебе. Поэтому разница между прошлыми и нынешними студентами заключается, может быть, только в этом.

А так — мы были в свое время такими же, как они. Ну, разве что у нас была большая нацеленность на реальное будущее. Поэтому наши взгляды были более устойчивыми. Хотя, может быть, они являлись не такими правильными с позиций нынешнего времени.

Сейчас молодежь не имеет такой целостной ориентации. Какое общество их ждет? К чему они должны готовиться? — никто из них не знает. И это — очень большая проблема.

– Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в Церковь?

– Вы знаете, я думаю, что вера присутствует у человека всегда. И сколько я себя помню, я все время стремился к какому-то идеалу. Это я и в людях искал, и старался в студентах воспитывать что-то возвышенное. Конечно, был и комсомольцем, и в партии состоял, но эта сторона общественной жизни меня не очень удовлетворяла. Чего-то там не было. И я себя гораздо лучше ощущал, когда занимался своей непосредственной врачебной деятельностью. А вот какие-то узкие идеологические рамки меня никогда не устраивали.

Поэтому неосознанная вера жила во мне всегда. Моя родная бабушка, мои родители — все они были людьми интеллигентными. А интеллигентный человек — это не догматик. Это человек с более широкими взглядами, которые исключают какие-то узкие рамки.

Поэтому я всегда искал что-то хорошее. Светлое и в людях, и в окружающем меня мире. И вот — в конце-концов нашел это в Православной вере.

Естественно, что здесь не обошлось без каких-то указаний Божиих. Потому что, конечно, Господь меня вразумлял. Например, тяжелой болезнью, когда у меня остаться в живых был минимум шансов. Вразумлял меня Господь и потерей близких людей. Все это — как бы тот естественно-неестественный путь, которым люди сейчас в большинстве своем и приходят к вере Православной.

Раньше, когда детей крестили в раннем детстве, это было естественно. И ребенок после крещения уже был православным человеком. Сейчас люди приходят к вере с какими-то поломанными судьбами, через какие-либо испытания, которые посылает Господь. То есть они приходят к вере тем путем, о котором я говорил.

Думаю, что это должно происходить не так, и человек должен приходить к вере через семью.

В нашей семье, нужно сказать, всегда свободно обсуждались вопросы, связанные с религией. Никакой догматики, в том числе и идеологической, у нас не было. Поэтому я считаю, что мой приход к Православной вере был закономерным.

Но я еще раз хочу повторить, что произошло это через сильные, серьезные испытания.

К вере я пришел, когда мне уже было около 50 лет. И сколько могу, я и сейчас продолжаю с большим интересом изучать все, что мне доступно. У меня много православной литературы. Но в основном я ориентируюсь на классику Православной веры — на труды святых отцов. Это тот базис, на котором можно строить свою жизнь, науку и все рассуждения.

– В каких храмах Вы сейчас служите?

– Начинал я служить в Свято-Троицком храме. Потом мы открыли молитвенную комнату в областной клинической больнице. Это были мои первые шаги как священника в лечебном учреждении. Там сейчас находится храм во имя святых целителей Космы и Дамиана. А потом я перешел в госпиталь для инвалидов и ветеранов войн, и там, после соответствующего соглашения с Семеном Исаковичем Спектором, мы организовали православный храм во имя пророка Божия Илии. Это — основной храм, где я сейчас служу. Он — чисто больничный. Есть у нас, конечно, и свой приход. К нам приходят люди, которые не лечатся и не работают в госпитале, и таких немало. Но в основном приходят на наши богослужения прежде всего больные.

После этого мы открыли молитвенную комнату в филиале госпиталя инвалидов войны, это недалеко от Первоуральска, и освятили ее во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Там два раза в месяц мы служим молебны и Литургии. Прихожане там те же самые. Это, прежде всего, больные. Они сначала лежат в госпитале, а потом переезжают сюда и проходят реабилитацию. Поэтому мы не теряем наших прихожан, а как бы следуем за ними.

Совсем уже скоро, 21 октября, Владыка Викентий будет закладывать здесь камень в основание будущей церкви.

В этом нам всемерно помогает министр областного правительства Семен Исакович Спектор. Сейчас у церкви есть основание, фундамент, в скором времени начнут возводиться стены. Уже в следующем году мы надеемся начать там богослужения.

И, наконец, еще один храм у нас был освящен Владыкой Викентием во имя священномученика Гермогена. Располагается он в Центре здоровья «Символ». Сам центр стал сейчас очень православно ориентированным. Как раз там служит мой второй священник, отец Игорь Саватеев.

Нужно сказать, что в этом центре здоровья лежат очень тяжелые больные. Многие — с тяжелой патологией, от которых отказались даже врачи. Там больные проходят лечение и получают духовное окормление. Это — постоянные беседы и постоянная молитвенная помощь. Духовная работа ведется здесь очень серьезная.

– В обычных храмах прихожане тоже приходят к священнику со своими сложными вопросами, проблемами, но они все-таки в массе своей здоровые люди. Насколько тяжелее служить там, где прихожане — заведомо тяжелобольные люди и инвалиды?

– Вы знаете, с одной стороны, это действительно тяжело — видеть мучения и страдания людей, иногда смертельно больных. Но, с другой стороны, мне кажется, что отдача в больничных храмах гораздо больше. Потому что больной человек изначально ориентирован на веру. Иногда за долгие месяцы и годы своей болезни он убеждается, что медицина не так всесильна и не всегда может помочь. И в этой ситуации человек начинает искать какие-то другие пути, более правильные. Поэтому работать с больными людьми легче. Ведь они ждут, когда им откроют глаза, и всегда с благодарностью принимают духовную помощь. В этом смысле я получаю очень большое удовлетворение от служения именно в таком, больничном храме.

Эти храмы, конечно же, небогатые. Да они и не могут быть богатыми — это понятно, многие требы по этой причине мы совершаем бесплатно, понимая, что у пожилого, нередко одинокого человека нет средств, чтобы сделать какие-либо пожертвования.

Я считаю такого рода служение самым нужным. Ведь больны практически все мы — кто физически, кто духовно. Но когда человек тяжко болен, да еще и душевно сломлен, вот тут такая духовная помощь для него — огромное благо. Поэтому, несмотря на всю тяжесть такого служения, как мне кажется, мы должны обратить сейчас внимание на две категории прихожан: на людей больных и на маленьких детей. Если мы сделаем это, то тогда следующее поколение будет лучше, чище, чем нынешнее.

– А молодежь?

– С молодежью нужно работать. Но она, к сожалению, успела закончить ту школу, которая с советских времен ничуть не изменилась. И то, что в ней сейчас нет идеологии, существовавшей ранее, — открытой и односторонней, так ее там в данное время вообще никакой нет. Поэтому молодежь в массе своей остается, к сожалению, на позициях атеистических. И все свое внимание, думаю, мы сейчас должны обратить на семьи и на маленьких детей.

У нас помимо тех, госпитальных храмов, о которых я рассказывал, есть еще и детский приют, который мы духовно окормляем. Это — социально-реабилитационный центр, где находится 45 детей разного возраста. Есть и шести-, и шестнадцатилетние. Возраст разный, и дети — тоже самые разные. Сиротами их назвать нельзя в полном смысле слова, ведь многие их родители — живы. Но это — дети брошенные. И мы стараемся им всемерно помочь.

Они регулярно бывают в нашем храме, исповедуются, причащаются. Чем можем, мы стараемся облегчить им эту жизнь. И они очень благодарны за то, что хотя бы кто-то обращает на них внимание. Так что это — еще одна категория наших прихожан.

– Когда Вы пришли к вере, как к этому отнеслись Ваши коллеги?

Когда я стал просто православным человеком, это никого не удивило. А вот когда я стал православным священником, это удивило многих и даже в чем-то изменило существующие отношения. Потому что это был, так скажем, необычный поступок для того времени. Многие просто не поняли, зачем мне это нужно. Были и насмешки.

Но таких были единицы. Как правило, это люди недалекие. Они не из мира науки, а, так сказать, люди рядом с наукой. Потом ведь иногда окружающие этого просто не понимают. Это естественно, потому что люди, живущие рассудком, не понимают поступков разумных. Если человек начинает жить какой-то другой жизнью, это вызывает определенное непонимание.

Но нужно сказать, что все наши ученые — люди образованные. А образованный человек не может ограничиться только рассудочной деятельностью. И нужно сказать о том, что после моего поступка отношение ко мне со стороны коллег или вообще не изменилось, или, наоборот, улучшилось. Ко мне регулярно обращаются за помощью, и сейчас я каждый год выступаю перед студентами медицинской академии. Для студентов в прошлом году я читал свой факультатив по духовно-нравственным основам медицины. Этот цикл лекций я читаю и для студентов нескольких медицинских училищ и колледжей области. Туда меня приглашают специально.

…В целом, все медики настолько близки в своей работе к богослужению, что это не вызывает особого удивления. И я считаю, что сейчас отношение ко мне вполне адекватное. И в медицинской академии, и в гуманитарном институте я чувствую себя нормально.

– Вера и медицина: где здесь, по-Вашему, существуют точки соприкосновения?

— Я считаю, что здесь есть не только точки соприкосновения — одно без другого просто жить не может! Если мы откроем учение святых отцов, то они прямо говорят о том, что уход за больным человеком приравнивается к богослужению. Тогда где грань между медициной и верой? Здесь ее просто нет.

Я совершенно уверен — и в этом мы постоянно убеждаемся, что человек неверующий, неправославный, долго ухаживать за больным не сможет. Силы его истощаются, он становится резким, раздражительным и нетерпимым к больному. И только у человека верующего есть практически неисчерпаемый источник душевных сил.

У меня есть несколько прихожан, которые годами ухаживают за своими тяжелобольными родственниками, родителями, и они держатся фактически одной только верой. Порой, казалось бы, и сил-то человеческих уже нет, поскольку все это чрезвычайно тяжело и занимает все свободное время. И эти люди держатся только верой. Без нее они бы уже давным-давно сдали своих родственников в дом инвалидов или еще куда-либо, фактически на верную гибель.

– Существует много областей, где Вы трудитесь. Как Вам удается найти на все время?

– Вы знаете, видимо, Господь дает. У меня, конечно же, нет выходных, потому что практически ежедневно я работаю, а в субботу и воскресенье служу в храме.Но именно в эти дни я отдыхаю душой. Хотя приходится и исповедовать, и проводить службы. Конечно, для меня это нелегко, ведь я, мягко говоря, уже не молод. Тем не менее, другой жизни для себя я сейчас просто не представляю. Это вошло в какой-то определенный ритм, и я чувствую себя достаточно комфортно в этих условиях. Хотя свободного времени у меня практически не остается.

Конечно, хочется, чтобы его было побольше. Порой и написать что-то нужно, и почитать, и к лекциям необходимо готовиться… Но стараюсь по мере своих сил успевать все.

– Когда у Вас выдаются свободные часы, как Вы отдыхаете?

– Со свободным временем, как я уже сказал, у меня очень напряженно. В прошлом году я поменял дом в деревне, он был в ста километрах от города. Там я отдыхал каждое лето. Но ездить в такую даль не было никакой возможности. И сейчас у меня — сад на Широкой Речке. Это близко и от храма и от места работы. И если у меня есть свободное время, я копаюсь в своем саду. Полностью назвать это досугом я не могу. Но физическая работа имеет одно, очень интересное свойство — она освобождает голову. И в это время есть над чем подумать. Я уже не раз замечал, что самые интересные мысли приходят как раз тогда, когда занимаешься вот такой работой по саду — что-то копаешь, пересаживаешь…

Я очень люблю животных. У меня дома есть и кошка и собака… Люблю своих детей. У меня сейчас подрастает еще две дочери. Есть и внуки, старшему 16 лет, младшей внучке — 10.

– Вы регулярно читаете «Православную газету». Каких материалов, на Ваш взгляд, в ней печатается пока еще недостаточно?

– Мне кажется, что статей о работе с больными людьми, семьями и детьми все-таки не хватает. Таких материалов, думается, нужно делать больше.

– Время прошло незаметно, и наша беседа приблизилась к концу. Отец Сергий, спасибо, что Вы нашли время прийти в нашу гостиную.

– Спасибо Вам.

Материал подготовил
Ю. Анипченко

 
Вести из приходов

Хочу рассказать о нашем батюшке

Очень хочется сказать несколько добрых слов в адрес настоятеля Покровского храма в селе Волково — отца Евгения, строгого, но справедливого пастыря.Живет себе, трудится такой незаурядный священник, и никто не знает о его существовании.А он заслуживает того, чтобы его знали, так мне думается.

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Записки узника

(Начало см. в № 22, 25) Житие мое, Господи, не очень сладкое, если сказать правду — незавидное и скорбное. А у кого оно сладкое? Ты Сам, Господи, всю жизнь претерпевал насмешки и оскорбления, клевету и осуждение. Претерпевал неблагодарность за все доброе и хорошее, что делал для всех.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс