Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Начало см. в № 22, 25)
Житие мое, Господи, не очень сладкое, если сказать правду — незавидное и скорбное. А у кого оно сладкое? Ты Сам, Господи, всю жизнь претерпевал насмешки и оскорбления, клевету и осуждение. Претерпевал неблагодарность за все доброе и хорошее, что делал для всех. Ты, Всемогущий и Сильный, приняв образ сынов человеческих, претерпевал в земной жизни великую нужду и голод. Ты выносил полуденный зной и ночной холод, не имея над головой крыши, говоря: звери имут норы и гнезда, а Сын Человеческий не имеет где главы приклонити (Лк.7, 9).
И становится стыдно мне, Господи, моего малодушия и уныния. Стыжусь своей немощи и духовной слабости, ибо и Ты был подобен мне. Имел плоть, подобную моей. Имел все слабости, свойственные сынам человеческим. Но Ты умел держать Себя. Не позволял расслабляться и распускаться. Не позволял раболепствовать прихотям плоти. Не позволял ей господствовать над Своим духом, но держал, как рабынь. Держал, как служанку. Был ее господином, властелином и повелителем. И она безропотно подчинялась Тебе.
Стараюсь и я, Господи, во всем подражать Тебе. Стараюсь, но увы… Часто спотыкаюсь. Падаю. Вопию. Ропщу. Скрежещу зубами. Но потом смиряюсь. И вновь поднимаю взор к небу, вспоминая слова небожителя: «У тебя, Иван, еще нет приличного одеяния, которое должно омыть и очистить скорбями и слезами. Омыть добрыми делами. Омыть любовью к людям. Ибо сюда невозбранно входят лишь чистые душей и телом».
Ты, Господи, в этой земной жизни претерпевал клевету, брань и осуждение. Претерпевал лишь за то, что мыслил иначе. Жил не как все, но жил праведно. Ненавидел обман и ложь. Презирал почет и славу. Помогал слабым и обездоленным. Исцелял немощных и воскрешал умерших. Вспоминаю, Господи, Твое житие и удивляюсь. Удивляюсь Твоему долготерпению. Поразительной кротости. Безгневию и любви к людям, к этим немощным созданиям. К этим слабейшим существам и вместе с тем хитрым, злобным, изворотливым. Коварным, властолюбивым, льстивым. Которые устами услаждают и славословят тебя, а в сердцах замышляют недоброе. Глазами плачут, а когда найдут случай, подставят ногу. И будут тайно радоваться чужому падению. Будут в печали кивать головой, сокрушаться и проливать вместе с тобой обидные слезы.
Когда ты в достатке, они живут и кормятся возле тебя. Льстят, улыбаются и угождают во всем. Разговаривают ласково, спрашивая, не нужно ли тебе чего. Обобрав же до нитки, смеются над твоей простотой и покидают тебя. После же, увидев тебя в нищете, стараются уклониться от встречи. И потому пришел я, Господи, к выводу: ни врагу, ни другу не открывать тайников своей души, но доверять лишь Тебе, Господи.
Кроме того, уразумел я, Господи, что наша земная жизнь подобна большой комнате, имеющей много дверей. И каждая дверь раскрашена многообещающими картинками. И возле каждой теснятся и толпятся люди, рассматривающие с интересом те картинки и читающие пояснительные тексты к ним. Вот красивая дверь с обещанием быстрого достижения почета, славы и полного материального достатка. Возле нее теснится величайшее множество людей. Теснятся молодые и старые, здоровые и больные. Теснятся калеки, юродивые, красивые и безобразные. Стремятся и рвутся к той двери. Сильные отталкивают слабых. Молодые оттесняют старых. Наглые и бесстыжие лезут по головам и плечам остальных, чтобы первыми войти в ту заветную дверь. Среди той толпы и я, — молодой, наглый, самоуверенный. Теснящий всех. Локтями и коленями прокладывающий путь к тем дверям. И вот я у цели. И все стало к моим услугам. Почет, уважение, материальный достаток, красивые женщины с обворожительными улыбками, украшенные ожерельями и драгоценными камнями. И закружилась моя головушка. И будто ослеп я. Оглох и обезумел. И прыгнул без раздумья в ту глубочайшую смрадную яму, не чувствуя и не обоняя зловония, исходящего от блеска, богатства и роскоши. И вот пожинаю плоды того жития.
Лишь ныне познал и понял я, Господи, что все двери той комнаты фальшивые. Все лживые и многообещающие. Все красивые. Но за ними ложь, обман и предательство. За каждой — убийство, грабеж и насилие. Презрение к бедности, к слабому. Презрение к Отцу нашему, давшему заповеди: «Не убий. Не укради. Не пожелай…», Который с великой скорбью взирает на Своих сынов. Взирает с любовью, с надеждой на их скорое прозрение и отрезвление. С надеждой на возвращение блудных сынов под отчий кров. Юных и старых. Больных и здоровых. Немощных и беспомощных.
Ждет всего лишь нескольких слов искреннего покаяния: Согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Прости меня! Прости и прими не в звании сына и наследника, но в звании последнего раба. Прими в звании скотника. В звании исполнителя самых грязных работ. Ибо заблудился я, прельстившись красивыми картинками на дверях той комнаты. Забыл Твои слова: «Я есмь дверь жизни, имеющий жизнь вечную, и кто изберет Мою дверь, тот спасется. Тот сбережет себя от потерь, утрат и гибели. Сохранит жизнь настоящую и будущую. Наполнит ее добрыми делами, любовью к ближнему. Наполнит состраданием к убогим, нищим и обездоленным. Ибо «внидет и изыдет и пожить обрящет» (1 Кор.9, 14).
Если бы люди знали и ведали, что жизнь наша похожа на ход лестницы эскалатора, когда нет возможности увидеть, что ожидает человека за верхней ступенькой. Каждый поднимающийся абсолютно уверен, что там его ждет твердое основание. И вот — последняя ступенька. Человек отпускает перила. Поднимает ногу и с ужасом видит……бездну.
Человеку дано достаточно времени на осмысление жизни и выбор пути. Те, кто отказался от пищи духовной — самоубийцы. Ибо отказавшись от лекарства спасения, подписали себе смертный приговор. Они все потеряли. Рассудок. Счастье. Жизнь. Всецело отдались власти сатанинских сил, которые ведут их к вечной погибели. Господь обращается к каждому: Гряди ко мне! Всех приглашает в храм Божий на «Великую Вечерю». Но приглашенные находят благовидные предлоги и отказываются от приглашения. Один ссылается на усталость. Другой объясняет отказ необходимостью покупки автомашины. Третий заявляет, что у него сегодня свадебное торжество. А лестница эскалатора движется. Идет бесшумно, неприметно, безостановочно…
В одну из пасмурных осенних ночей я пребывал в жесточайшем унынии. Одолевала жалость к людям, утратившим веру в Бога. Одолевало недоумение и сомнение. Все мы — творение Его рук. Его изделие и создание. Он сотворил нас разумными, вылепил Своими руками. Создал бессмертными. Усыновил и удочерил, удостоив быть Своими наследниками. Ужели не пощадит Своих детей? Ужели не снизойдет к их слабостям в день Страшного Суда? И вот меня внезапно осиял несказанно яркий свет. И увидел я человека, одетого в белоснежные одежды, который сказал мне: «Ступай за мной, и я покажу тебе нечто необычное. Покажу заботу Господа о всех людях и спасении каждого. Покажу их нежелание идти по пути к спасению. Ты увидишьих ненависть к свободе и свету, и пристрастие к своим порокам».
Повинуясь мановению Ангела, я встал и пошел за ним. Но, едва успев сделать несколько шагов, увидел широчайшую реку, в водах которой пребывало множество людей. Плыли по течению в беспечности и веселье. Купались и плавали с великим наслаждением, совершенно не замечая, что от воды исходит тошнотворный удушающий запах. Что та вода исполнена невообразимо безобразными червями, жабами и змеями. Но людям она казалась родниково-чистой. Смрад казался им упоительно сладким. Безобразные жабы и змеи — прекрасными девами, влекущими к себе сладкоголосым пением. И люди, пребывая в помрачении и ослеплении, омывали свои тела и лица в той воде. Испивали пригоршнями, испытывая при этом невыразимое наслаждение и умиление.
И недоумевал я. Ужели так велико ослепление всех? Ужели столь глупы и неразумны? Ужели не видят и не обоняют великого смрада? Ужели не чувствуют прикосновений гнусных и отвратительных тварей? Ужель настолько велико их неведение? Настолько помрачены их зрение, слух и обоняние? Ужели все это сети и козни врага рода человеческого, желающего всем скорейшей погибели? И возопил я в скорби: «Господи, ужели все погибнут?» И услышал в ответ: «Смотри дальше!»
И вот я увидел среди плывущих по течению реки людей множество лодок, в которых сидели светлые юноши со всевозможными орудиями спасения. Иным они протягивали руки. Другим — жерди и доски. Третьим бросали спасательные пояса и веревки. Но редко кто пользовался теми средствами. Наибольшая часть людей с презрением отвергала их помощь и с каким-то неистовым восторгом вновь погружалась в смрадные воды.
Но те, кто принимал помощь, были извлекаемы из воды и перевозимы на правый берег. Здесь их принимали другие люди в светлых одеждах и вводили в красивые здания, каких было много по всему берегу. Там их обмывали. Облекали в чистые одежды. Опоясывали, обували и, подкрепив пищей, отправляли в путь к востоку, заповедуя не оглядываться, но идти без остановок. А также не пропускать ни одного здания, встречаемого на пути, чтобы подкрепить себя пищей и советом тех, кто их встретит.
Но вскоре я увидел, что немало путников возвращалось назад. Навстречу им из светлых зданий выходили люди, пытаясь остановить их и образумить. Но они с негодованием и злобой отмахивались, как от надоедливых мух. Не слушали наставлений, но отталкивали с презрением пытающихся воспрепятствовать их возвращению в реку. И ничто не могло остановить тех людей. Не действовали ни уговоры, ни преграды. Они затыкали уши, чтобы не слышать уговаривающих. Закрывали глаза, чтобы не видеть обращающихся к ним, но обходили стороной. И, достигнув реки, с наслаждением бросались в ее смрадные воды.
И ужаснулся я… И восплакал горько об участи тех людей. Но вновь услышал голос: «Смотри дальше». Теперь я обратил свой взор вниз по течению реки. И увидел за поворотом великую бездну, куда с шумом и грохотом низвергались воды. И вновь увидел среди плывущих по течению реки людей множество лодок, с которых предлагались помощь и средства к спасению. Но люди с презрением отвергали помощь, и вскоре, достигнув края бездны, многими тысячами низвергались вниз. И увидел я место, куда впадала река. Увидел огненное море, огромные валы, достигающие неба. Увидел тела грешников в той воде, горящих, как хворост, но не сгорающих.
И вострепетал я в страхе. И воззвал к Господу о милости к погибающим. И услышал: «Горько тебе? Но скажи, кто виноват в постигшей всех участи? Скажи, что Я мог бы сделать еще для их спасения и не сделал? Не для них ли Я — Господь Бог и Создатель всякой твари — сошел на землю? Но они пренебрегли дарами Моей благодати. Презрели и отвергли Мои заповеди. Презрели Мою любовь к ним. Отвергли помощь, предлагаемую всем без исключения, как ты сам видел. И, если Я ныне даже сойду в ад для их спасения, они останутся преданными своим злым страстям и порокам. И молчал я, не зная, что сказать в ответ, потому как сам был очевидцем и свидетелем милости Божией к людям.
Путь спасения давно известен всем. Слово Божие учит, как должно жить, но люди, утвердившиеся и омертвевшие в пороках, не желают внимать слову Божию, ибо ими распоряжается их злая воля. Их уже не пробудит к жизни даже слово Божие. И богач, находясь в аду, просит Авраама сотворить чудо — воскресить праведного Лазаря, чтобы пришел к его братьям и поведал им о его участи. Но Авраам ответил, что если даже кто из мертвых воскреснет и придет к его братьям, не поверят и не исправятся. Ибо если Моисея и пророков не слушают, не поверят и воскресшему Лазарю (Лк.16, 31).
Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! Что мне делать, чтобы спастись и унаследовать жизнь вечную?» (Лк.10, 25). И ныне, Господи, все спрашивают о том же, лукаво скрывая свою лень, малодушие и нежелание работать над собой. Спрашивают, прикрываясь тем, что жизнь сложна и невольно толкает на путь зла и насилия. Всем нам известен закон Божий. Знаем, как исполнить его, но, вступая в сделку с совестью, ссылаемся на невозможность исполнения заповедей. Господь спрашивает законника: «В законе что писано?», и тот вынужден назвать хорошо известные ему заповеди о любви к Богу и ближнему. И Христос без укора и упрека указывает ему на его долг: «Так и ты поступай и будешь жить вечно» (Лк.10, 28).
Это ответ и всем нам, ныне живущим. Зачем наивничать и лукавить, будто не знаем путей спасения? Прекрасно знаем, но ищем лазейку для самооправдания. Такие оправдания находятся очень легко и быстро, ибо заповедь любви непосильна для человека, укоренившегося в пороках. Но к нам по-прежнему раздается Твой глас, Господи: «Войдите в палаты Отца, где все приготовлено для веселья и пира». Но все предпочитают вместо царских угощений пищу скотов. Вместо светлого праздника — серые будни, а вместо света — тьму. Избирают привычную грязь повседневной жизни. Избирают вместо свободы — плен мирских забот. А вместо здоровья и радости — жизнь в скорбях и болезнях.
Порой, Господи, невыразимо трудно мне. Скорбь и отчаяние часто овладевают мной. Но вспоминаю Твой крестный путь на Голгофу и начинаю стыдиться своего малодушия. Начинаю укорять себя и постепенно успокаиваюсь. Вспоминаю красоты райские, показанные мне в дивном видении. Вспоминаю тот несказанно яркий свет, в сравнении с которым наш земной свет — поздние сумерки. Вспоминаю изумительно прекрасный город, подобный громадной жемчужине, сладкозвучие многотысячного хора, воспевшего славу Господу, и успокаиваюсь. И вновь ликует моя душа. Вновь трепещет невыразимой радостью. И начинаю славить Спасителя нашего, Творца и Создателя нашего. Славить Небесного Архиерея всей вселенной…
Георгий Звонарь
г. Екатеринбург
Имя настоятеля Свято-Илиинского храма, что в госпитале инвалидов войн, доктора медицинских наук, профессора отца Сергия Вогулкина хорошо знают в церковных, светских и преподавательских кругах не только Екатеринбурга, но и всей Свердловской области и Уральского региона.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.