Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (165) → Школа открывает двери Интервью с руководителем епархиального Отдела ЦПШ Г.С. Ващенко

Школа открывает двери Интервью с руководителем епархиального Отдела ЦПШ Г.С. Ващенко

№24 (165) / 1 сентября ‘01

Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

1 сентября — День знаний, начало нового учебного года во всех учебных заведениях России. Отмечаться этот светлый праздник будет и в церковно-приходских школах Екатеринбургской епархии. О том, как складывается ситуация с православным образованием в этих учебных заведениях, какие здесь есть успехи и какие трудности, на страницах «Православной газеты» сегодня рассказывает Галина Семеновна Ващенко, руководитель отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии.

— Галина Семеновна, поговорим вначале о деятельности Вашего отдела. Когда он был создан, какие сегодня перед ним стоят задачи?

— Наш отдел был создан еще в 1996 году. Но в то время он работал на добровольных началах — сюда просто приходили учителя из разных школ и помогали, чем могли. Так что нашему отделу исполнилось в этом году уже 5 лет.

Положение дел с церковно-приходским образованием изменилось за это время в лучшую сторону. Статистика, которую мы ведем, говорит о том, что по мере возрастания количества приходов возрастает и количество школ. Обычно так и бывает — открывается новый приход, проходит год-два — и появляется церковно-приходская школа.

Наша задача заключается в том, чтобы сократить по времени этот разрыв: как только образован приход — сразу же должна открываться церковно-приходская школа. И одна из наших главных задач — помочь этим вновь открываемым учебным заведениям в налаживании церковно-образовательной деятельности.

— Допустим, церковно-приходская школа создана. Что идет вслед за этим? Какую помощь вы оказываете?

— Прежде всего, от нас идет организационная и методическая помощь. Здесь нужно обязательно сказать и о том, что еще в первые годы деятельности нашего отдела было создано положение о нем. На основании этого документа и строятся взаимоотношения между епархией и церковно-приходскими школами.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с этим утвержденным положением за организацию школ в приходе отвечает прежде всего отец настоятель. Это принципиально важный и ключевой момент. Таким образом, церковный приход отвечает и за духовный рост учеников, и за материальное состояние школы.

Что касается собственно преподаваемых дисциплин, то в нашем отделе разработан ряд программ по тем предметам, которые сегодня являются обязательными для всех церковно-приходских школ.

Прежде всего, это Закон Божий, а также дисциплины, его составляющие: катехизис, история Ветхого и Нового Завета. К числу других обязательных предметов относится церковно-славянский язык и элементы церковного пения. Это — тот образовательный минимум, которые должны давать все церковно-приходские школы.

— Сколько церковно-приходских школ насчитывается по епархии сегодня? Есть ли здесь динамика роста?

— В 1996 году таких школ было 35. Сейчас по всей Екатеринбургской епархии их насчитывается 117. Если говорить о Екатеринбурге, то здесь школ 17, в них занимается около 800 учеников.

Всего на конец прошлого учебного года в церковно-приходских школах занималось 2840 учеников. Занятия в них ведет 321 учитель, в том числе — 34 священника.

С какими проблемами приходится сталкиваться церковно-приходским школам в ходе образовательного процесса?

— Одна из главных проблем здесь — уровень подготовки педагогов, и мы пытаемся ее решать.

Другая проблема — частое отсутствие полноценных условий для занятий. Ведь отдельные здания школ имеют только 11 приходов. 81 школа имеет помещения для занятий или в самих храмах, или в храмовых служебных помещениях. Занятия при этом проводятся независимо от прохождения в храме церковных служб, и одно другому при этом не мешает.

Остальным, к сожалению, приходится заниматься в церковных помещениях, где непосредственно проходят службы. Педагогам в таких условиях работать, конечно же, очень трудно. Приходят прихожане в храм — и занятия приходится прерывать. Нередко приходские школы вынуждены проводить занятия в трапезных, иногда — в библиотеках. Это тоже не всегда удобно, как для детей, так и для педагогов.

— Что можно сегодня сказать о содержании образования?

— В данное время уже работает полная епархиальная программа по преподаванию Закона Божия в церковно-приходских школах. Причем действует она в течение двух последних лет. В этом году, поскольку программа эта трехлетняя, мы получим первый выпуск тех детей, которые по ней обучались.

Важно заметить, что программа эта полностью обеспечена и подкреплена учебниками, то есть методически этот вопрос решен. И теперь любой приход, открывая свою школу, может приехать в епархию и закупить необходимое количество учебников. Конечно, иногда возникает проблема, когда одно учебное пособие приходится на несколько учеников. Тем не менее, база для обучения детей Закону Божию на сегодня есть.

Помимо этого, сегодня существует много дополнительной педагогической православной литературы. И мы всегда настаиваем на том, чтобы в приходских библиотеках был широкий выбор литературы как для учителей, так и для учеников.

К сожалению, даже из той литературы, что имеется сегодня на складе епархии, для нужд школ закупается очень мало. Ведь закуп книг нередко ведет сам настоятель храма или даже бухгалтер, а они зачастую не знают о нуждах учителя.

Хочу сказать и о том, что наша основная задача состоит не в том, чтобы воспроизвести дореволюционную церковно-приходскую школу — отнюдь. Она заключается в органичном соединении православно-педагогической основы и достижений современной педагогики, ее методических наработок.

В остальном, что касается преподавания Закона Божия, то здесь учитывается и такой важный аспект, как возраст учеников. С учетом этого глубина и объем уровня преподавания может меняться.

— Какова ситуация с программами преподавания других обязательных дисциплин?

— На сегодня разработана программа преподавания церковного пения, и в этом году, к началу учебного года, Владыка Викентий благословил, чтобы при каждой церковно-приходской школе был организован православный детский хор. Это — очень своевременно, поскольку данная сторона церковно-приходской жизни обычно выпадает из поля зрения в большинстве храмов.

Ведь хор — он может собрать и воцерковить очень многих людей. И именно его создание нередко и есть самый короткий путь к сердцу ребенка, к началу его духовной жизни. Возможности же церковного пения поистине безграничны. Но именно эта сторона детского воцерковления, на мой взгляд, используется очень мало.

— А что является сегодня показателем качества обучения в церковно-приходских школах?

— Если обучение ведется там не лучшим образом, то школа теряет прежний состав своих учеников где-то к концу второго года обучения. Поэтому показателем качества обучения в приходской школе является то, что дети не уходят после второго года обучения, а остаются. К сожалению, иногда состав учеников меняется полностью. Печально, что при этом у педагогов остается иллюзия, что школа работает неплохо…

А какое количество детей полностью закончило период обучения в церковно-приходских школах?

— В этом году выпускников полностью сдавших все экзамены за трехлетний период обучения было 118. Выпуски прошли по 25 школам нашей епархии. И это радостная для нас картина.

Нам не стыдно за этих выпускников, потому что мы знаем — если они захотят учиться дальше, в других духовных учебных заведениях выше рангом, вступительные экзамены туда они сдадут без проблем.

— В связи с предстоящим началом нового учебного года — что бы Вы хотели пожелать педагогам и ученикам церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии?

— Сейчас начало учебного года в церковно-приходских школах приурочено к 14 сентября, началу церковного новолетия. И как всегда, в этот день служатся церковные молебны. В этой связи я желаю, чтобы школьная жизнь в приходах строилась вокруг жизни духовной, а не наоборот, чтобы была молитвенная помощь. И, конечно же, чтобы педагогам всемерно помогали на уровне приходов, решая возникающие проблемы.

 

В других номерах:

№25 (166) / 8 сентября ‘01

Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

Церковно приходские школы Екатеринбурга

 

Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

Религиозное образование за рубежом

 

Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

Есть Бог в сердце откроется к знаниям дверца

 
Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

Обращение Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам семинара преподавателей церковно-приходских школ

Всечестные отцы, братья и сестры! Самое малое время отделяет нас от Новолетия церковного. К этому дню традиционно приурочено и начало занятий в церковно-приходских школах нашей епархии.

 
Звени, звонок, пора на урок. К началу нового учебного года

Будущее закладывается сегодня. Интервью с руководителем епархиального Отдела учебных заведений Ю.В. Савельевым

…Помимо Отдела церковно-приходских школ, задачи православного воспитания и образования решает сегодня и Отдел учебных заведений Екатеринбургской епархии. С рядом интересующих нас вопросов мы обратились к руководителю этого отдела, Юрию Владимировичу Савельеву.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс