Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всечестные отцы, братья и сестры! Самое малое время отделяет нас от Новолетия церковного. К этому дню традиционно приурочено и начало занятий в церковно-приходских школах нашей епархии. Мы будем вместе со своими учениками молиться и просить Творца Всяческих благословить венец лета Благости Божией и даровать нам обильную помощь в трудах наших, в познании веры Отеческой. Ибо как наставляет нас святитель Григорий Богослов: «Всякий имеющий ум признает ученость (образование) первым для нас благом».
Призываю Благословение Божие на всех Вас и на тех, кто стремится открыть детям благой путь православной жизни. Да благословит Господь благое намерение Ваше приложить все силы к преуспеванию чад наших в жизни по Заповедям Христовым.
В нынешнее многотрудное время испытаний для нашего Отечества церковно-приходская школа может и должна стать дверями в храм и для детей и для их родителей и для всех, кто пока пребывает вне спасительной церковной ограды. Потому мы должны с полной ответственностью, нелицемерно на этом семинаре — проходящем уже в пятый раз — оценивать нами совершаемое.
В нашей Епархии неуклонно возрастает число приходов и возрастает число церковно-приходских школ. Выпускники первой школы, открытой Высокопреосвященнейшим Архиепископом Мелхиседеком в 1993 году, уже несут свое служение в нашей церкви, в нашей епархии. Число выпускников церковно-приходских школ растет с каждым годом. В прошлом учебном году такие школы действовали в 117 приходах и монастырях. Это отрадно. Однако, дорогие отцы, братья и сестры, все вы знаете, что ныне в нашей епархии 262 прихода и монастыря. Сравнение этих цифр говорит само за себя. Но ведь и на тех приходах, где нет школ, дети-то есть, и получается, что душа -христианка по природе — лишена благодатного общения, мы препятствуем детям, если мы их не ведем ко Христу. Ибо, по словам святителя Иоанна Златоустого: «Душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великой нечистотой грехов».
Другая цифра говорит о качестве обучения. В прошлом учебном году выпускные экзамены сдавали учащиеся 25 школ. 188 выпускников получили соответствующие свидетельства. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Но все еще очень и очень мало.
Нам необходимо добиться, чтобы при каждом приходе, при каждом монастыре нашей Епархии действовала церковно-приходская школа. То есть число школ должно равняться числу приходов. А еще лучше, если школ будет больше. Ведь у некоторых приходов есть приписные населенные пункты, где пока нет храма, но есть дети, которым мы не должны дать погибнуть духовно. Кроме того, необходимо активнее открывать и приходские школы для взрослых.
Конечно же, преподавание Закона Божия, преподавание других вероучительных предметов должно подвигнуть нас на пути духовного возрастания, должно сопровождаться деятельной церковной жизнью учащихся. Необходимо, чтобы они участвовали в Таинствах и Богослужениях, вносили посильный вклад в устроение в приходской жизни, в дела милосердия.
Нам предстоит сделать очень многое для спасения душ малых чад наших и всех ближних наших. Да, это нелегко, но святитель Василий Великий очень точно говорит: «Бог не обещал тихое плавание, но спокойную гавань». Потому будем с надеждой и упованием, с надеждой и стойкостью совершать возложенное на нас служение.
Да, мы знаем, что церковно-приходские школы часто рождаются как кружки, где есть возможность душевного общения. И это притягивает многих. Но остановиться на этом уровне — значит, многих и потерять. О развитии школы, о ее возрастании надо заботиться и отцам настоятелям, и тем, кто поставлен ими во главе школы. Время умильного любования на кружок из 5 детей прошло. Сегодня перед нами стоит задача вырастить церковно-приходскую школу до уровня православной гимназии с полным циклом преподавания всех предметов, существующих в светской средней школе, но с преподаванием в духе православной традиции. Только в такой обстановке подрастающей душе можно дать полноценное образование, что включает в себя и научение, и воспитание. Только из такой школы выйдет выпускник с целостным, православным мировоззрением.
Здесь встает вопрос: можно ли в нашей, церковно-приходской, православной школе использовать достижения современной педагогической науки? Да, можно и нужно. Православная педагогика, в основе которой православное учение об Образе Божием в человеке, даст прочную опору для ваших педагогических трудов, а современный методический подход даст вам в этом деле необходимый педагогический инструментарий. Православная школа должна стать выше общеобразовательной не только в отношении воспитания. Сегодня, не теряя воспитательного потенциала церковно-приходской школы, важно поднять и уровень содержания образования, и качество образования до уровня, сравнимого с государственными требованиями. Нелицемерно увидеть перспективу.
Может быть, кто-то не решится сказать, но подумает, что сделать это нам сегодня не по силам. Пусть тогда он вспомнит слова святого Григория Нисского: «Пусть никто не оправдывает отсутствие у себя рвения к добрым делам тем, что он бессилен совершать их, ведущих ко спасению его души. Ведь Бог не предписывает рабам своим ничего невозможного, но являет всем преизобильное богатство благости Божества Своего, чтобы каждый человек был в состоянии добровольно совершать что-нибудь благое».
Нынешнее время, проблемы, о которых мы только что говорили, возлагают особую ответственность на педагогов и воспитателей молодого поколения. Учительное служение церкви — благое и благодарное дело. Но что же может дать педагог, который знает столько же, сколько его ученик? Мы знаем, что душа ребенка несравнимо ближе к Богу. Так кто же кого поведет по пути ко Христу? Можно ли учить не учась? Да, не будут Вам обличением слова святителя Филарета, митрополита Московского: «Как будем наставлять других, если не ревнуем о наставлении самих себя?».
А ведь возможности для образования педагогов в нашей епархии есть уже немалые. Семь лет существует филиал Свято-Тихоновского богословского института. Состоялось три выпуска студентов и сейчас идет новый набор на первый курс.
Некоторые высказывают мнение, что заочная форма обучения создает определенные трудности для студентов. Поэтому с началом нового учебного года в Екатеринбурге, в Профессионально-педагогическом Университете (СИПИ), при поддержке епархии открыта кафедра Теологии. Появилась возможность получить богословское образование очно.
Кроме того, уже в течение ряда лет идет обучение на катехизаторских курсах, организованных миссионерским отделом. К сожалению, эта форма обучения доступна лишь преподавателям из Екатеринбурга и ближайших к нему приходов.
С этого года Отделом церковно-приходских школ организованы курсы для педагогов церковно-приходских школ в очно-заочной форме. В ходе этих курсов в течение одного года будет проведено пять недельных семинаров. Эти курсы доступны любому преподавателю из любого прихода епархии.
Это реальная помощь приходской школе. Эти возможности должны быть использованы каждым приходом. Из каждого прихода должен поступить на учебу хотя бы один человек, чтобы получить качественную подготовку в той или иной форме.
Конечно же, преподавание Закона Божия, преподавание других вероучительных предметов должно сопровождаться деятельной церковной жизнью учащихся. Необходимо, чтобы дети участвовали в Таинствах и Богослужениях, вносили посильный вклад в устроение в приходской жизни, в дела милосердия.
И еще об одной проблеме мне хотелось бы сказать Вам. Конечно, хорошо, когда братья и сестры наши сами приводят своих чад в наши церковно-приходские школы. Однако и нам необходимо быть значительно активнее. Священнослужителям, преподавателям церковно-приходских школ, прихожанам надо обязательно первого сентября прийти в светские учебные заведения, пригласить родителей и детей прийти в храм испросить помощи Божией в предстоящем учении. Пусть это будет первым шагом к привлечению наших братьев и сестер также и в церковно-приходские школы.
Другая возможность воцерковления детей, которая не используется Вами — это организация детских хоров при храме, а значит при церковно-приходской школе. Не стоит храм без богослужебного пения. Не может быть и обучения без научения духовному пению. Кроме того, все вы помните, как легко поется в детстве, как радостно, просто. Помогите своим питомцам пойти этим благим путем. Хор соберет столько детей, сколько не соберет никакое другое занятие.
Во многих городах есть музыкальные школы, там в программу обучения входят и церковные песнопения, и церковная музыка. Так что есть возможности для взаимопонимания и взаимосотрудничества. Попробуйте пригласить педагогов музыкальной школы, попросите помочь в этом непростом деле организации детского хора.
Всечестные отцы, братья и сестры! Используйте любую возможность для развития деятельности церковно-приходской школы, ибо речь идет о завтрашнем дне наших приходов. Не бойтесь тягот и трудностей, ибо по слову преподобного Амвросия Оптинского: «Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает».
С Божиим Благословением на предстоящие труды
Викентий
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ
23 августа в малом зале Дворца Культуры Железнодорожников состоялся семинар преподавателей и руководителей церковно-приходских школ, включая священство Екатеринбургской епархии.
1 сентября — День знаний, начало нового учебного года во всех учебных заведениях России. Отмечаться этот светлый праздник будет и в церковно-приходских школах Екатеринбургской епархии. О том, как складывается ситуация с православным образованием в этих учебных заведениях, какие здесь есть успехи и какие трудности, на страницах «Православной газеты» сегодня рассказывает Галина Семеновна Ващенко
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.