Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (149) → Нужна ли общеобразовательная школа при храме?

Нужна ли общеобразовательная школа при храме?

№8 (149) / 15 марта ‘01

Православное воспитание

В этой теме:

Православное воспитание
Если дети действуют на нервы…
Православное воспитание
Как уберечь ребенка от насилия

С подписанием Соглашения о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией и Министерством образования Свердловской области открыта возможность в полной мере использовать богатства традиций Русской Православной Церкви в воспитании детей.

Сегодня перед священнослужителями и православными педагогами остро стоит проблема: как помочь своему воспитаннику остаться христианином в антирелигиозном (секуляризованном) обществе, в окружении которого он находится выходя за порог храма. Первый шаг был сделан в 1999 году: с благословения Правящего Архиерея в церковно--приходских школах Епархии кроме Закона Божия могут преподаваться любые предметы вероучительного цикла, а также предметы, помогающие привить юной душе нравственные понятия, любовь к Богу и Родине, стремление к святости.

«Время детства — это время развития всех сил человека, как душевных так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры. «Ведь от того, каким откроется ребенку с самого начала мир, будет зависеть его духовный рост. Поэтому в период раннего детства необходимо создать условия, обеспечивающие ему благополучное эмоциональное развитие.

В воспитании личности ребенка очень важна гармония: то, чем живет семья, не должно забываться в школе, и наоборот. Это условие необходимо для того, чтоб у ребенка не было «раздвоения личности», чтоб школа не противопоставлялась семье, чтоб ребенок с детства привык говорить откровенно, честно. Полученные родителями знания о жизни ребенка в православном детском саду или православной школе могли бы реализоваться в семейной жизни. Поэтому, только в православном детском саду или православном среднем учебном заведении жизнь ребенка может стать гармоничной и лишенной внутреннего конфликта. «Уклад жизни детского сада (или школы) естественным образом становится продолжением уклада семейной жизни и наоборот». Оказать помощь в достижении этой гармонии может только православный педагог, потому как только верующий способен привести детей ко Христу и к Его Церкви, помочь найти каждому ребенку его собственный путь к Богу, установить правильное соотношение между его внутренней жизнью и реальными условиями окружающего мира, потому как «только личность воспитывает личность, и только характер воспитывает характер».

Таким образом, организация православных детских садов и школ — это единственно возможный путь решения указанной выше проблемы. Ее обсуждают не только родители. В январе-феврале 2001 года в Москве прошли IX Международные Рождественские чтения и XI Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ. Не менее десяти секций было посвящено вопросам православной педагогики в различных ее аспектах. В том числе были затронуты вопросы и о преобразовании церковно-приходских школ в православные общеобразовательные, а также о практике их работы.

Попытку построения целостной системы взглядов на сущность православной работы с детьми дошкольного возраста представляет собой «Концепция православного дошкольного образования», которая разработана Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата еще в 1993 году. В разработке концепции принимали участие ученые, занимающиеся проблемой дошкольного воспитания, священнослужители и практические работники детских садов. «Разработка этой концепции подчинена идее пробуждения личности ребенка, как основе возвращения к вере отцов, в лоно Православия и, в конечном итоге, возвращения к Богу». К сожалению, пока нет подобной концепции о православном среднем образовании, но тем не менее это не препятствует их организации и открытию.

Подобный опыт имеет уже не одна православная гимназия г. Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов России, где обычная церковно-приходская школа преобразована в православную общеобразовательную (классическую) гимназию. Ученики по окончании такой школы имеют уровень знаний нисколько не ниже своих ровесников, закончивших «обычные школы», и могут поступать в государственные вузы.

Обратим свой взгляд к динамично развивающимся школам при храмах. Почему бы не совместить эти две идеи в одну и на базе уже имеющихся воскресных школ постараться открыть школу или детский сад, дающие и полноценное образование, и православное воспитание. Никто, кроме нас самих, православных родителей и педагогов, не возьмется за это благое дело. На этот нелегкий труд, в заботе о подрастающем поколении, благословляет Владыка Викентий. Жаль только, что мало пока таких подвижников.

Если мыслить перспективу развития церковно-приходской школы в таком направлении, то сразу обнажается ряд проблем, которые так трудно разрешимы. И прежде всего это отсутствие у приходов необходимых помещений и недостаточная квалификация педагогов. Да, это наша общая боль. Но, тем не менее, если мы сейчас вложим свою любовь, свои силы и средства в детей, в то сокровище, которое вверено нам Богом и за которое мы должны будем отвечать, то, может, и будут еще добрые плоды и утешение. Ведь по плодам — детям нашим — будут судить о нас внешние во исполнение слов Христа, сказавшего в Нагорной проповеди, что по плодам узнают нас люди (Мф. 7: 16, 20).

Итак, нужна ли общеобразовательная школа при храме?

Детям нужна! А взрослым?

Ващенко Г. С., Щукина А. Н.,
сотрудники Отдела церковно-приходских школ

 
9 — 14 апреля — Страстная седмица Великого поста

Великая суббота (14 апреля)

К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВ ДА МОЛЧИТ ВСЯКАЯ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕЧА… ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Раннее утро, тихое, свежее, весеннее утро. В воздухе замирают последние звуки колокола. Только что отошла утреня Великой Субботы. Начало ее — во мраке ночи; на заре светлого дня совершился торжественный ход погребения Христова

 
Православное воспитание

Если дети действуют на нервы…

Разберем суть ситуации. Дети действуют на нервы, следовательно, они, во-первых, обращают на себя внимание и, во-вторых, хотят досадить. Встанем на позицию детей. Очевидно, что детям не хватает внимания и вы их чем-то обидели. Логично задаться вопросом: какого внимания им не хватает?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс