Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (121) → Профессор И. Бенедиктов «Любя — побеждай»

Профессор И. Бенедиктов «Любя — побеждай»

№5 (121) / 1 марта ‘00

Православное воспитание

ЛЮБЯ — ПОБЕЖДАЙ

(Окончание. Начало в № 4)

Но остановимся подробнее на понятии любовь, которой можно побеждать не только ближнего, недружелюбно относящегося к вам, не только недруга и даже врага, но и смерть. Что значит так любить, что можно победить смерть. Конечно, не в буквальном смысле. Смерть физическая наступит, независимо от степени выраженности вашей любви, поскольку Богом определено время ухода из этой земной жизни. Речь идет о душе, о ее красоте и светлости, о святости ее и о ее дальнейшей судьбе после смерти. Вот в каком смысле надо понимать любовь, побеждающую даже смерть. Значит, эта любовь должна быть духовной, жертвенной, если хотите, можно сказать, неземной, а точнее, божественной. Ведь Бог есть любовь. Он нас любит, и мы должны любить Его всем сердцем, всей душой и помышлением. И такая любовь к Богу, как и к ближнему, будет всегда побеждающей любовью. Спаситель, Иисус Христос, придя на землю, сказал нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим». И далее добавляет : «Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Вдумайтесь в смысл сказанного Христом. Когда нас охватывает любовь, побеждающая даже смерть, мы тем самым следуем призыву Христа. А Он Бог и есть любовь. Смирение и кротость отражают эту любовь. Там, где смирение, там будет и настоящая духовная любовь.

В мирской жизни существует и христианская любовь. В ней различают три ее вида: любовь родителей, любовь детей к родителям и супружеская любовь. Она может быть освящена Богом и Церковью Его и быть сугубо физиологичной животною любовью. Инстинкт размножения диктует половую жизнь, а значит, и половую любовь. О ней много и восторженно написано стихами и прозой в светской литературе. Она естественна в природе, но человек, к сожалению, зачастую превращает ее, не для продолжения рода, а в половое наслаждение или секс. Тем самым далеко отступает от христианской любви, впадая в блудный грех. Как далеко она от духовной любви. В семьях между супругами и родственниками, в быту и на производстве с другими людьми отношения строятся реже по принципу «Любя — побеждай», а чаще «разделяй и властвуй». Оттого и много бед возникает в нашей жизни. Если бы мы с вами стремились жить по принципу «Любя — побеждай», то, наверное, приблизили бы Царство Небесное. Оно всегда бывает в душе у того, кто живет только в любви к Богу и ближнему.

Памятуя об этом, видимо не случайно нами были изданы три книжицы под единым названием «Любя побеждай», в которых собраны из медицинской практики сходные случаи. Позволю привести несколько цитат из них. В введении к первой книжке мы пишем: «Названием «Любя — побеждай» мы как бы призываем каждого читателя осмыслить случаи жизненных страданий, порой заканчивающихся трагически, под этим углом зрения. Искать объяснение и возможность всякому из них не во внешних обстоятельствах жизни, а в своем внутреннем отношении к ним. Главным орудием в борьбе за жизненное благополучие должна быть любовь. Но при этом надо помнить, что «любовь только тогда есть любовь, когда она ко всем без исключения. Пока эта любовь только к тем кого «я» люблю, это не любовь, а эгоизм» (А. Ельчанинов).

И еще нашим названием книжки мы подтверждаем о существовании в природе человеческих отношений двух постоянно противоборствующих направлений. Одно из них — темных, злобствующих сил, действующих под девизом: «властвуя — побеждай» и вносящих в жизнь дисгармонию, раздражение и смерть, и другое — «Любя — побеждай» олицетворяет Дух Света, Добра и Любви. Вольно каждому человеку примкнуть к тому или иному направлению, поскольку ему от Бога дана свобода выбора.

Остановлюсь только на одном случае, описанном во второй книжице под названием «История юной, светлой личности».

Любаша родилась 27 марта 1964 года. Росла смышленой девочкой, но хрупкой и часто болеющей. С возрастом она проявила недюжинные музыкальные способности, хорошо рисовала, писала стихи. Была талантливой личностью. И вот, будучи студенткой четвертого курса историко-теоретического факультета Уральской консерватории, заболевает тяжелой, трудно излечимой болезнью крови. Предпринимаются героические усилия в лечении Любаши. Но безуспешно. И она, находясь в престижной ленинградской клинике, умирает в возрасте двадцати трех лет.

Какая же здесь была победа, коль наступила смерть молодой женщины от неизлечимой болезни? Это так, и вопрос закономерен. Но мною прослежен был ее короткий жизненный путь, и я убедился в том, что Любаша имела чистую, светлую душу. Она любила окружающий мир и особенно людей, населяющих его. В период ее болезни особенно открылась ее способность любить ближних, быть удивительно терпеливой и в то же время почти спокойно относящейся к возможности смерти. Вот несколько фактов, подтверждающих сказанное. Не смотря на трудность диагностики заболевания и особенно лечения, Любаша держалась спокойно и весьма полно рассказывала о своей болезни, такое хорошее оставляла впечатление, что консультант сказал: из Любаши получился бы великолепный врач. Как-то она сказала отцу: «Я могу так же неожиданно, как наша Юля, уйти из жизни, потому что я хрупкая и неземная». Когда она заболела, она заботилась больше не о себе: «Я должна жить, я не могу доставлять вам такие переживания, мои бедные родители». Лишь сильная духом личность в 22 года, в расцвете молодости и Любви могла говорить: «Мне хоть два годика пожить с вами, и чудесно. Больше не надо». Или еще пример. Когда ее консультировали профессора из Англии и Германии, они были премного удивлены: девочка хорошо выглядит, внешнее настроение бодрое, спокойно беседует с врачами на английском языке. Только крепкие духом могут вести себя так, зная о своем безнадежном состоянии. Или перед смертью, за пять дней, попросила папу купить масляные краски. «Я хочу чтобы что-то «существенное» вам осталось после меня», — сказала Люба и нарисовала чудные, полные жизни и яркости цветы, животных — зайца и ежа, и роскошный торт, как бы ко дню рождения, со свечами. Не случайно в ее тетради нашлись строки из Стефана Цвейга: «Подлинно живой лишь тот, кто живет тайной своей судьбы». Она, видимо, знала ее. И последнее. На подоконник палаты, где лежала она, прилетел взъерошенный, серый, словно больной, голубь. Встрепенулся, развернулся к окну и простучал своим клювом три раза по стеклу. Любаша сказала: «Мамочка, я умру. Это предупреждение свыше». Так Любаша приняла смерть физическую. Она победила своею Любовью смерть. Она знала, что ее душа бессмертна. К ней подходит Евангельская заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мт. 5, 6).

Таким образом, фактами подтверждается великое значение в личностных отношениях людей принципа «Любя — побеждай». Но не только. Если проследить историю развития человеческого общества, судьбоносные эпохи его, можно наглядно увидеть борьбу двух сил: темных и светлых, или злых и добрых, или разрушающих и созидающих. В одной из них руководит ненависть, в другой — любовь. Одна действует по принципу: «Разделяй и властвуй», другая по идее: «Любя — побеждай». И последняя прогрессивна. Возьмем как пример историю войн: захватнических и оборонительных. И, как правило, последние имели успехи. Нашествие на Русь монголо-татарских полчищ. Победа Дмитрия Донского. Армия Наполеона, сгоревшая Москва и полное поражение французской армии и падение Парижа. История мировой войны, освобождение от фашизма и победное знамя советских войск над Берлином. То же самое и в революциях. Если они совершались по принципу «разделяй и властвуй», завершались, рано или поздно, крахом тех, кто их организовывал и осуществлял. Свидетельством тому история нашей Родины.

И в заключение хочу сказать — основа жизни есть Любовь. Она зарождает, формирует и сохраняет все живое. В природе нет мертвого. В созидательном процессе, в развитии и движении творческой силой является Любовь. Жизнь есть постоянное, вселенское явление, определяющее вечность; а смерть есть лишь смена формы материи. Дух не умирает, как и не исчезает материальная субстанция. А, значит, смерти (исчезновения) нет, есть жизнь в вечности. Не случайно в великой и мудрой книге, какой является Евангелие, сказано: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мт.22, 32). И Бог есть Любовь. Он одухотворяет Мир, благодаря Его всепоглощающей Божественной Любви.

22 июня 1999 года

 
Православное воспитание

«Благословите, батюшка». О православном детском приюте в г. Верещагине Пермской области

Приемлю, принимаю, объемлю, поддерживаю — так в Православной Руси называлось одно из богоугодных дел, которым христиане свидетельствовали свою причастность ко Господу.

 
Мир сект

«Хаббардкадабра». Сектантство в Екатеринбурге процветает

ХАББАРДКАДАБРА Сектантство в Екатеринбурге процветаетПроцедура собеседования с закрытыми глазами, после которой Любовь попала в психбольницу, официально именуется одитингом. Специалисты относят одитинг к нелицензированной практике в психиатрии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс