Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (149) → Пост — предшественник всех добрых дел

Пост — предшественник всех добрых дел

№8 (149) / 15 марта ‘01

Идет Великий пост

Идет Великий пост — время подготовки к самому большому православному празднику — Пасхе Христовой. Великий пост — самый продолжительный и строгий из всех постов. С давних времен он назывался четыредесятницей по количеству постных дней.

Великий пост установлен две тысячи лет назад Святыми Апостолами — учениками Иисуса Христа, хотя известно, что и ранее по 40 дней постились пророк Илия и Моисей.

Если сложить все постные дни, которые ежегодно следует соблюдать православному человеку, то окажется, что они составят ¾ года. Зачем нужно так ограничивать себя? Не вредно ли это? Не сократит ли нашу жизнь? Не приведет ли к болезням? На все эти вопросы давно ответили Святые Отцы Церкви и своим опытом доказали полезность постов. «Пост — предшественник всех добрых дел. Пост — источник целомудрия,» — считал Святой Исаак Сирин, а Василий Великий писал : «Пресыщение — начало всякого зла, ибо вместе с роскошью и лакомствами возникают все виды невоздержанности».

Первые христиане не только не употребляли мясной и другой скоромной пищи, но и вообще воздерживались даже от постной пищи. Больным и слабым разрешалась скоромная пища. Во время поста не употребляли и вино. Апостол Павел прямо указывал:» Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» . Человек трехсоставен, поэтому поста требует каждая его составная часть: и тело, и душа, и дух.

Для тела пост заключается в ограничении мясной и другой животной пищи, для души — в усмирении своих страстей, чувств и эмоций, для духа, и это самое важное, в борьбе со своими грехами, в предупреждении новых, в серьезном и благочестивом размышлении над своей жизнью, а для людей православных — в молитве и покаянии. Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, говорит Иоанн Лествичник, а бдением сердце смягчается, чистота мысли блюдется, непристойные воображения прогоняются. Как мы видим, одно воздержание от пищи совершенно недостаточно для постящегося, напротив, если человек постится телесно, но остается невоздержан на язык, осуждает и обижает людей, то лучше бы ему и не поститься. Святой Василий Великий писал по этому поводу : " Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи, Те которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакоже не перестает грешить».

Как же питались во время поста первые христиане? Пища христиан состояла из огородных овощей и плодов древесных, приправленных постным маслом и даже просто без всякой приправы, многие довольствовались хлебом и водой. Пищу вкушали один раз в день, к вечеру, некоторые не ели по два — пять дней. Постясь телесно, они постились и духовно: воздерживались от страстей, совершали дела любви и милосердия. Помощь бедным и несчастным, посещение больных и заключенных в темницах, примирение враждущих, чтение слова Божия, молитва и всенощные бдения — вот дела Великого поста. Святые постники смотрели на пищу, как на лекарство, фунт хлеба в сутки — самая обычная мера их пропитания, но многие уменьшали её в два и более раз. Причем постники и трудились больше, и ослабевали меньше, проводя ночи в молитве, а дни — в трудах и послушаниях, многие спали всего 1–2 часа на голой земле, а иногда вовсе не ложились, а только дремали сидя или стоя. И при этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом. Посты нисколько не сокращали жизнь, скорее напротив, удлиняли её : преподобный Симеон Столпник 80 лет простоял на столпе, а прожил 103 года, святой Кириак отшельник прожил 109 лет, святой Алипий Столпник — 118 лет, Антоний и Феодосий Великие — по 105 лет, Кирилл Белоозерский — 95 лет, Сергий Радонежский — 78 лет. Много ли пищи нужно нашему телу? Пример Святых отцов показывает, что совсем немного нужно нашей плоти для пропитания. Недаром говорится: «мало ешь, мало пей — здоров будешь».

Пост послабляется только больным людям. По мнению преподобных Варсонофия и Иоанна, болезнь вменяется человеку вместо поста и даже ценится больше его. Болезнь как раз и предназначена для очищения души, для того, чтобы душа обогатилась духом кротости, незлобия, милосердия, любви и другими христианскими добродетелями. Тот, кто переносит болезни без уныния и печали, а с терпением и верой, тот и получает свое спасение. Мы видим, что больному человеку попускается пост телесный, но душевный и духовный пост остаются в силе. Исповедь, соборование, причастие должны стать составной частью лечения и основой для исцеления от недугов душевных и телесных.

Для человека здорового таким временем очищения является пост. Святой Афанасий Великий учил:» Видишь ли, что делает пост: болезни врачует, мокроты изсушает, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым.» Неплохо было бы попоститься и власть предержащим, так как по словам Василия Великого: «Пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей, он добрая стража души, оружие людей доблестных, училище подвижников». Совсем бы нам не помешали мудрые законодатели.

Конечно, по нынешней немощи нашей немногие решаются на настоящий пост, да и культура поста основательно забыта нашими современниками, все как-то больше походит наш пост на простое вегетарианство, а не на духовный подвиг. Никто ведь и не требует доводить себя до изнурения сил, но и работающим следует соблюдать пост. Давайте же до конца выслушаем поучения Святых отцов: «Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Недаром апостол Павел предупреждал нас: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Каждый сам решает, в состоянии ли он поститься, на то нам и дана свободная воля, чтобы выбрать добро или зло. Пост никому и никогда не принес никакого вреда, а для многих стал твердой основой для изменения своей жизни к лучшему. Именно во время поста многие отказываются от своих дурных привычек и пороков и больше к ним не возвращаются, многие делают первый шаг к тому, чтобы своим разумом подняться над суетой и бестолковщиной этого мира и взглянуть на него и на свою жизнь другими глазами.

Священник Сергий Вогулкин,
доктор медицинских наук, профессор,
настоятель Свято-Ильинского храма г. Екатеринбурга

 

В других номерах:

№4 (96) / 8 февраля ‘99

Идет Великий пост

Такой трудный первый шаг

 

Идет Великий пост

У Бога все живы

 
 
Идет Великий пост

Слезы Иисуса

Прослезися Иисус (Ин. 11, 36).В Евангельском повествовании о воскрешении Лазаря нам сказано, что при виде плачущих о вечной разлуке с братом своим сестер его Марфы и Марии и многих из народа, растро-ганных их скорбью и знавших и любивших Лазаря, прослезися Иисус… Это, как справедливо сказал кто-то, текст самый краткий во всем Писании, но и самый трогательный, самый глубокий и самый утешительный.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс