Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (139) → Стучите, и вам откроют

Стучите, и вам откроют

№23 (139) / 8 ноября ‘00

Жизнь Екатеринбургской епархии

Написать собирался давно. Но то настроение проходило, то затягивала повседневная текучка.

Окончательным толчком послужила мысль в одной из статей «Православной газеты», которую читаю достаточно регулярно. Дословно процитировать не смогу, но основная мысль такова: любовь — есть Дар Божий и нельзя таить его в себе. Необходимо изливать, показывать, каким-то образом сообщать о ней миру.

Мне сейчас около 40 лет. К Церкви и вере шел сначала сам, без подсказок и поводыря (Господь вел, я думаю сейчас). В 70–80-е годы информации такой было преступно мало, поэтому просто ездил сам в Ивановскую церковь (Иоанно-Предтеченский собор ныне), осматривал иконы, с любопытством прислушивался, замирая, к церковным песнопениям.

Мне было тогда лет 14–15, и прихожанами в основном были одни старушки. О подростках и речи не веду, даже людей средних лет видел редко. Заходили, словно украдкой ставили свечу-другую и исчезали. А бабушки с удовольствием шепотом объясняли мне, где какая икона, с чем связана, чему-кому поможет, если помолиться и поставить свечу.

Выходил из храма всегда не по годам задумчивым и спокойным.

В 25 лет сам (Господь привел) дозрел до Крещения. Лишь на 35-м году пошел (перед Великим постом) на первую исповедь в Михайловскую церковь. Порядков, естественно, не знал тогда совсем. Служительницы объяснили, что пришел поздно (около 11 часов было), а нужно-де, с утра, к 8 часам, но указали на проходящего мимо настоятеля: «Обратись к нему, может, в неурочное время что-нибудь получится!» Я подошел, собрался с духом и твердо выпалил, что очень хочу исповедаться, но правил не знал и опоздал. Настоятель внимательно посмотрел на меня и спокойным, ровным голосом сказал: «Подожди здесь, сейчас батюшку пришлю».

Им оказался совсем молодой мужчина, почти мой ровесник, с окладистой черной бородой и ясными, вдумчивыми глазами. Мирской нрав и склонность к оценке происходящего никуда не денешь, и я невольно отметил: «Надо же, какой уверенный, умный и добрый взгляд у него». Отец Александр (так его зовут) «воцерковлял» меня больше двух часов. Он терпеливо (это, пожалуй, было самым непривычным — в жизни, ведь любые консультации даются быстро, ибо все везде регламентировано!) объяснил, какие молитвы и когда нужно читать ежедневно, как правильно готовиться к исповеди и причастию, отвечал на все мои житейские вопросы. Пофилософствовали о справедливости, честности, истинной вере.

Те грехи, в которых я хотел покаяться, отец Александр отпустил, но посоветовал прийти завтра натощак, помолившись, как положено, постоять на службе, Литургии и, перед тем, как впервые принять Причастие Святых Тайн, еще раз исповедаться. Что я с удовольствием сделал на следующий день.

Не от большого ума своего я абсолютно дословно воспринял слова отца Александра: «… вкус первого Причастия ты должен сохранять как можно дольше…»

Просидел без еды и воды почти три дня (резко, с непривычки!).

Может, продержался бы и больше, но слабость моя передалась бы пациентам (в те дни делал лечебный массаж группе детей-инвалидов), поэтому в конце третьего дня попил-таки подслащенной воды и съел кусок хлеба. Много позже, в этой же газете, прочитал (чтоб я, темный, без нее знал!), что подобные ограничения нужно делать разумно, в соответствии с той работой, которую выполняешь в данное время. Так я начинал поститься.

В период третьего моего Великого поста довелось встретиться с протестантами (по работе мне нужно было участвовать в конференции, на которой присутствовал пастор из США (штат Флорида) и пастор Екатеринбургской протестантской церкви. Честно скажу, что оба произвели очень приятное впечатление).

Встреча происходила в доме у переводчицы, которая сопровождала в нашем городе американского миссионера. Не собираюсь лезть глубоко в политику, но твердо убежден, что, увы, многое из богатств нашей страны уже продано, основные отрасли — в долговых ямах, и долги эти растут, культура нещадно глушится боевиками, эротикой, триллерами всех мастей, детские мозги забиваются мультфильмами о терминаторах, роботах, зомбируются компьютерными играми… И, похоже, единственное, что осталось от великой когда-то державы, с которой считался весь мир — эта Православная вера.

Так неужели предки зря гибли со словами: «За Русь, за землю нашу, за Веру Православную?!»

Но это — лирико-политическое отступление.

Так вот, удивило меня то, что стол был накрыт явно скоромными блюдами (мясо, колбаса и т. п.). А шла, меж тем, Страстная неделя. Поразился, конечно, но промолчал, так как цель встречи с заморским гостем вопросов религии не касалась, разговор должен был быть чисто научным, медицинским. Видит Бог, что привлекать к себе внимание соблюдением поста я не собирался. А напротив сидела журналистка шведского радио, наблюдавшая за тем, как я вежливо отклонял угощения хозяйки дома. И когда мои тихие «спасибо, не хочу, я сыт, благодарю…» не усмирили рвения гостеприимной хозяйки, с которой я достаточно хорошо был знаком и не раз говорил на религиозные темы, я жалобно прошептал: «Правда, не могу -Великий пост, Страстная неделя!» Не знаю, зачем, но все было тут же переведено на английский язык, гости дружно уставились на меня, и я невольно стал вдруг центром внимания. Вопросы сыпались градом. Но, раз уж на то пошло, спросил и я о том, почему протестанты не соблюдают пост. Оказалось, что посты — один из тех моментов, которые они считают излишними, но живо заинтересовались тем, как я себя чувствую. Не солгав ни единым словом, я честно признался, что первый мой пост проходил достаточно тяжело. Осложнялось все еще и тем, что в своем окружении постящимся был я один. Реагировал, конечно, на запахи, на витрины в магазинах, сложно было в гостях и т. п.

А сейчас, в третий пост, ощущаю себя просто великолепно. Вся энергия ума и тела направлена только на работу, молитвы, самоконтроль (ибо — отчаяние, раздражение, разочарование, осуждение других, гордыня — грех). И нет заботы о насыщении чрева чем-то вкусным. Еда — уже просто пища для существования и, надо сказать, ее оказалось не так уж много и надо для нормального, здорового самочувствия. (А я — самый настоящий чревоугодник, что ни на есть!). В заключение я добавил, что мне по-доброму жаль их, протестантов (надеюсь, не обиделись), лишивших себя возможности посредством поста очистить душу и тело. Про исповедь сам бы промолчал (разговор-то совсем ушел от намеченной темы, и я чувствовал себя виновным перед устроителями сего сбора), но пасторы живо заинтересовались этим вопросом сами. Умолчать, коли спрашивают, я счел грехом и охотно рассказал о том, что уже три года являюсь прихожанином Крестовоздвиженского монастыря, нашел («ищущий да обрящет…») духовного наставника — отца Владимира Михеева. А это действительно изумительный священник (переведен теперь в Иоанно-Предтеченский собор). Не могу знать, насколько хорошо он справляет службу — я в этом совсем не заток — но дар исповедника у него, бесспорно, исключительный. Пастор сказал, что рад тому, что у Православной Церкви есть такие приверженцы, а я был доволен тем, что честно ответил на все вопросы.

Что касается отца Владимира, то благодарю Бога за то, что свел меня с этим необыкновенным человеком. Вот уж, где исповедник!

Какие бы сомнения ни терзали душу, каким бы тоскливым ни было настроение — стоит только голос его услышать — и утихают страсти, обретается настроение здоровое.

Как-то ждал отца Владимира, чтобы исповедаться, и наблюдал за тем, как он легко общается с людьми. Пожилая женщина с мальчуганом лет 9–10 что-то спрашивали у него. Отвечая, отец Владимир сделал замечание пареньку, что нельзя, разговаривая, держать руки в карманах, да еще раскачиваться при этом.

Мальчишка принял к сведению, но через какое-то время забылся. Тогда священник сказал ему, прервав беседу: «Смотри, здорово будет, если и я так же встану?» — при этом сунул руки в складки рясы и стал качаться из сторо ны в сторону. Рассмеялись все трое, заулыбался и я. Парень конфузливо опустил голову. Думаю, такой наглядный урок должен запомниться.

Поражает в отце Владимире то, как неформально он принимает исповедь.

Впервые был у него еще в Крестовоздвиженском, на той самой Страстной неделе. Очередь к нему отстоял часа три. Одновременно, понятно, молился с верующими. Для несведущих скажу, что молитвы в Великий пост особые тем, что только на колени вставать нужно несчетное количество раз. С непривычки спина болела, ныло все тело. А смотрел на бабушек и удивлялся: «Эк, у них лихо, натренированно все получается!» И поглядывал на отца Владимира. Отходил он от исповедующегося только на особые слова молитвы, кланялся и снова исповедовал. Подолгу, внимательно вслушиваясь. Некоторым говорил: «Вы не готовы, я не имею права отпускать вам грехи, если хотите, подождите меня, я освобожусь и все вам объясню». Я стоял и думал: «Вот где он, образец терпения…». Когда пришла моя очередь, я понял, что исповедь — действительно «баня для души». Ну и чехвостил же он меня. Но настолько это было умно, тактично, по-доброму, что не обида — радость была на сердце.

Четвертый год я встречаюсь с отцом Владимиром, он сам говорит мне: «Приходи с вопросами, проблемами, спрашивай — посоветую».

В жизни много сложностей, путаниц. Были и личные неурядицы. И много дров наломал бы, не будь этого мудрого, воистину Богом данного пастыря моего.

Благодарен за него Господу, пусть пошлет ему здоровья и долгих лет, ведь сколько, должно быть, у него паствы заблудшей, которую выводит на путь истинный, дает силы, утешает, поддерживает, учит.

Не удивлялся бы я отцу Владимиру, будь он священником потомственным, которого с детства учат в семье Закону Божиему, но с его же слов знаю, что Церкви служит он около 10 лет. Вот это, наверное, и есть дар Божий.

Недавно думал о том, что любим мы «изобретать велосипеды», а все гениальное, как всегда, просто и близко.

Сеансы у астрологов, экстрасенсов, психологов, психотерапевтов за приличные суммы, либо нервные срывы, стрессы, суициды… Да идите вы в церковь, поговорите о проблемах со священником (не один же отец Владимир такой умный и понимающий!), подготовьтесь к исповеди, Причастию. Так очевидны становятся вопросы о нашей гордыне (главный грех наш), о недостатке в нас самих добра и смирения. Подходишь со скрещенными руками к Святому Причастию и забываешь все на свете. Ощущение — не предать словами: «Мысль изреченная есть ложь».

Вот она, Благодать Божия! И все повседневные переживания такой мелочной суетой кажутся (а как они жить мешали!). После — выходишь из храма — и «слезки на колесках», и душа светится от счастья, в теле — легкость (а ведь только спина от поклонов раскалывалась!). Это нужно испытать…

Реклама против ожирения в прессе и по телевидению надоела до изжоги. Какие проблемы? Посты решают их значительно дешевле, чем самые-самые суперсжигатели жира, и никакие виртуозные диеты с ними не сравнятся. Все «зайцы» наповал сразу, а не только два известных. Очищаются душа и тело, притупляются лишние плотские страсти. С медицинской точки зрения — чистка организма просто великолепная (пост — это то же знаменитое раздельное питание, так как можно все растительное, без добавок животного происхождения и часто — рыбопродуктов). Ведь подобным лечением занимаются стационарные центры нетрадиционных методов лечения, где 40 дней больные питаются кашами на воде, пьют травяные отвары, сопровождаются сеансы религиозными беседами. Но это все — платно. Кто же мешает заняться этим самому? Пусть понемногу, постепенно. Я вот сам четыре года держал Великий пост, ныне дошел до Успенского (а они — самые строгие), соблюдаю постные дни по средам и пятницам. Жена приобщилась, мама. Знакомым рекомендую.

Да, напоследок хочу предупредить тех, кто может столкнуться со следующим явлением. Сейчас, увы, чрезвычайно много весьма подкованных, красиво и грамотно говорящих молодых людей, которые подходят прямо на улице и заводят душевным голосом беседы на религиозные темы. Они убедительно, предельно вежливо приглашают посетить лекции «Белой Церкви», «Путь Христа» и др., все названия — с именем Божиим (сразу всех и не запомнишь). Помните, православные, слова Господа нашего: «… и многие назовутся Именем Моим…»

Делюсь опытом. Мы читаем «центральную» молитву «Символ Веры», где четко сказано: «Верую во Единую, Святую, Апостольскую Церковь…», то есть никаких других церквей Православие не признает и пусть сектантские краснобаи оставят свою агитацию при себе.

В конце одной из моих исповедей отец Владимир спросил меня, прищурившись и по-доброму усмехнувшись в свою окладистую курчавую бороду:

— Скажи честно, вот ты считаешь себя христианином?

На секунду задумавшись, я ответил:

— Нет, пока я только иду к этому.

— Правильно, молодец, — сказал священник и, согласно ритуалу, возложил на мою грешную голову епитрахиль.

Раб Божий Юлий
Екатеринбург

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Если ласточка вьет гнездо…

“Невеличка птичка ласточка, что так долго не долетывала…” — вспомнились слова из уральской народной песни, привезенной из стародавней фольклорной экспедиции, когда я рассматривала значок, придуманный для своего детища учеными Уральского Института Бизнеса. Ласточка возвращается и вьет гнездо.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

У нас храм — мы счастливы!

Маленькая ладошка тянется к иконе. Девчоночка столь мала, что не достает до образа Пресвятой Богородицы. А надо обойти весь храм и у всех святых попросить помощи. Этому старшие научили. Здесь, в храме Святителя Николая.Храм-то сам тоже маленький — по понятиям городским. Но на то он и домовый. Пока.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс