Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (131) → Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. Апостола Павла к коринфянам

Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. Апостола Павла к коринфянам

№15 (131) / 1 августа ‘00

Проповедь

Грех есть варвар, который, пленив душу однажды, не пощадит ее, но мучит ее на погибель подпавших власти его.

…Грех тысячами его рук обхватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все.

***

Безумным для мира бывает тот, кто презирает внешнюю мудрость и убежден, что она нисколько не содействует ему в принятии веры.

* * *

У тебя все не свое: и богатство, и дар слова, и самая душа; ибо и она от Господа. Посему, когда потребует нужда, отдай и душу свою. Если же ты любишь ее и не хочешь отдать, когда тебе повелевается, то ты уже неверный домостроитель.

* * *

Будем благодарны и при получении, и при потере, и не станем раболепствовать предметам преходящим и не принадлежащим нам.

…Все твое есть общее – для тебя и твоего ближнего, как общее – солнце и воздух, и земля, и все прочее.

* * *

Не знаю, каким образом между другими родами зла вошло в природу человеческую зло испытания и неуместного осуждения ближних, которое и Христос обличал, когда говорил: “не судите, да не судимы будете”. Оно не доставляет даже никакого удовольствия, как другие грехи, а ведет только к неприятностям и наказанию. Между тем мы, будучи сами виноваты в бесчисленных грехах, тщательно разбираем грехи ближнего.

* * *

Христианину следует удаляться как от гордости, так и от унижения и неблагородного образа мыслей.

…Считать себя лучше подобных себе людей — это гордость, а произносить истинное суждение о вещах — это не гордость, но любомудрие.

* * *

Увещеваю вас истреблять страсть в самом ее начале. Как приключившаяся горячка вначале не слишком возбуждает в больных жажду, а когда огонь ее возрастет и усилится, тогда производит жажду неутолимую, и если кто подаст им питья, то не утоляет, но еще больше усиливает пламень: так бывает и с этой страстию: если вначале, когда она вторгается в нашу душу, мы не остановим ее и не заключим двери, то, вошедши, она причиняет неисцельную болезнь в принявших ее. Ибо все, и доброе и злое, чем долее остается в нас, тем становится сильнее.

…Посему увещеваю тех, которыми еще не овладела страсть, не предаваться ей, потому что легче воздержаться, нежели, предавшись, освободиться от ней.

* * *

Если они скажут: мы хотим обогатиться, — не будем тотчас же говорить, что богатство есть зло, но согласимся и скажем, что и мы желаем им того же, но желаем в надлежащее время — богатства истинного, доставляющего радости вечные, собираемого для них самих, а не для корыстолюбия, без грабительства и насилия, без худой молвы.

* * *

Достоинства твои не от тебя, но от благодати Божией. Укажешь ли на веру, она от призвания; укажешь ли на отпущение грехов, на дарования, на способности учительства, на добродетели, все ты получил оттуда. Что же, скажи мне, ты имеешь такого, чего бы не получил, а достиг сам собою? Не можешь указать ни на что. Ты получил, и между тем превозносишься? При этом следовало бы смиряться; потому что данное принадлежит не тебе, но Давшему.

* * *

Оттого и низвратилось все, оттого и произошло смятение во всей вселенной, что мы все делаем, взирая на людей; в делах добрых считаем ни за что благоволение Божие, но ищем одобрения от подобных нам людей, и в делах злых тоже не смотрим на Него, но боимся людей. Между тем, люди вместе с нами предстанут на суд и нисколько не помогут нам; а Бог, на Которого мы теперь не обращаем внимания, произнесет свой приговор над нами. Мы знаем это и однако не перестаем искать внимания людей. Вот наш главный грех. Так, например, жить в бедности многим кажется постыдным, и мы избегаем бедности, не потому, что она постыдна, и не потому, что мы убеждены в этом, но потому, что владыкам нашим она кажется постыдною, и мы боимся их.

…Люди — наш владыка; народ — наш строгий господин и жестокий тиран. Даже не нужно ему приказывать, чтобы мы слушались его; для нас довольно только знать, чего он хочет, и мы повинуемся без его приказания; так мы преданы ему.

… Люди, самые беспорядочные и самые последние из людей, не имеют нужды даже приказывать, но довольно им лишь сказать, что им нравиться, — и мы тотчас во всем повинуемся им. Как же скажешь избавиться от этих владык? Если будешь поступать благоразумнее их, если будешь вникать в сущность вещей, если не будешь взирать на мнение людей, если прежде всего приучишь себя в делах действительно постыдных бояться не только людей, а недремлющего Ока, и в делах добрых ожидать венцов тоже от Него. Таким образом, и во всем прочем мы не будем зависеть от людей.

 

В других номерах:

Проповедь

Урожай растим с молитвой

(Продолжение. Начало в № 11–14) Предположим, на огороде произошла кража.Ночью исчезли плоды. Как относиться к этому?о. Алексий: Да, к сожалению, в наше время такие случаи происходят довольно часто. Человек трудится в поте лица на своем огороде, а плодами этих трудов пользуется вор.

 
Мир сект

Нижний Тагил. Участие в сектантском сборище привело к смерти

Екатеринбург, 24 июля. В субботу на стадионе «Юность» в г. Нижний Тагил умер Черненко Валентин Власович, 1932 года рождения. Его, как и еще около 600 человек привела сюда надежда на выздоровление.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс