Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Продолжение. Начало в № 11–14)
Предположим, на огороде произошла кража.
Ночью исчезли плоды. Как относиться к этому?
о. Алексий: Да, к сожалению, в наше время такие случаи происходят довольно часто. Человек трудится в поте лица на своем огороде, а плодами этих трудов пользуется вор. Здесь нужно помнить: подобные неприятности чаще всего происходят, если человек не молится о том, чтобы Господь уберег его урожай. Есть и вторая частая причина. Напасть похищения имущества зачастую постигает тех, кто в жизни своей грешит страстью скупости, то есть не дает пожертвований в церкви и милостыни нищим, немилосерден к нуждающимся. В прежние времена существовало особое понятие «церковной десятины». Десятую часть своего дохода всякий верующий отдавал беднякам и бездомным, жертвовал на строительство и восстановление храмов и монастырей. Сегодня в обществе много неимущих и бездомных, но общество глухо к их страданиям. После многолетнего хозяйничания большевиков в совершенной разрухе остались сотни церквей. Как никогда необходимо сегодня христианское милосердие и сострадание, но, увы, на деле мы видим обратное. Каждый занят сохранением и преумножением своего добра и не обращает никакого внимания на нужду ближнего.
Многие скажут: нам нечего подавать в милостыню; живем скромно, в пору самим идти просить. Да, действительно, сейчас в России почти весь народ оказался на пороге бедности, но милостыня ценна не тогда, когда подается от избытка. Богу наиболее угодна жертва, поданная от скудости. Вспомните евангельскую историю о бедной вдове, которая положила в церковную сокровищницу всего две мелких монеты — две лепты, но для Господа ее жертва оказалась более весомой, чем многие богатые приношения, принесенные людьми от своего довольства и роскоши.
Жертвенная любовь, заповеданная Иисусом Христом Своим ученикам, состоит именно в том, чтобы суметь разглядеть нужду ближнего и помочь ему, даже если сам находишься в стесненных обстоятельствах. Так что если, не дай Бог, ваше имущество окажется похищенным, знайте, что если вы спокойно отнесетесь к этой потере, то Господь вменит ее вам в милостыню. Скупость — один из тяжких грехов, и Господь таким образом еще раз предостерегает нас от излишнего упования на свое имение.
Как быть, если воров застали на месте преступления, прямо на участке?
о. Алексий: Перво-наперво нужно успокоиться и не давать волю своему гневу. А то бывали случаи, когда хозяин из-за ведра картошки убивал человека на своем участке. Такой хозяин согрешает смертным грехом, и убийству этому нет никаких оправданий. Жизнь человеческая гораздо дороже всех «огородных» ценностей. Не нужно также вступать в драку. Наказывать злоумышленника имеет право только Господь и судебные власти, а нам таких полномочий не дано. Из-за чего возникает драка? Человек жаждет воздать злоумышленнику сполна за причиненный им убыток, а жажда мести это одна из самых страшных страстей, завладевающих человеческой душой. Можно сказать, что человеком в эти минуты безраздельно правит демон и творит руками несчастного все, что пожелает. Часто в порыве гнева мы не помним, как и что мы делали. Это доказывает, что в нашем сердце в такие минуты действовала чужая злая воля, поэтому для того, чтобы в разгорячении не наделать греха, сначала необходимо успокоиться, а затем посмотреть, какие меры предпринять.
Усмирить гнев можно, трижды повторив в уме слова Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Будучи произнесено, имя Иисусово сотворит в душе настоящее чудо. Вы станете спокойней, а в уме возникнет решение, как поступить в данной ситуации. Правильным выходом будет сдать злоумышленника в милицию. Власти на то и установлены Богом, чтобы пресекать зло. Впрочем, вор может оказаться бездомным или убогим. Смотрите по ситуации, может быть, уместнее будет проявить милосердие и ограничиться словесным внушением. Зачастую проявленная милость оказывает на провинившегося большее воздействие, нежели самое строгое наказание. Господь же, видящий вашу доброту, обязательно воздаст вам в чем-нибудь ином и, потеряв ведро картошки, вы приобретете что-то значительно большее в других обстоятельствах.
И еще одно правило: если злоумышленников несколько, и они угрожают вам, всегда лучше уйти от конфликта, побежать и позвать на помощь людей. Ибо что больше: плоды с вашего огорода или ваша жизнь? Убежать в данном случае — вовсе не означает проявить малодушие. Безрассудство, с которым некоторые бросаются на защиту своего имущества, доказывает, что человек находится в плену у сребролюбия и скупости. Человек, погибший в драке за свое имение, за гробом может разделить одну участь с самоубийцами, так как он возлюбил свое имущество больше, чем жизнь, и сам привел себя на порог гибели. Применить силу можно только в одном случае: если чьей-то жизни угрожает опасность от злоумышленников и такой человек взывает к вам о помощи. Вступиться за несчастного в этом случае нас обязывает наш христианский долг, ибо Сам Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих». Так что если вам случится быть свидетелем избиения, совершаемого над вашим соседом по участку, то, ни мало не сомневаясь, помогите ему. Это будет проявлением христианской любви к ближнему и ценится Господом как высочайший подвиг.
В опасности от грабителей следует усердно молиться. Помимо упомянутых ранее молитв Святому Кресту и Псалма 90-го, молитесь о помощи ко своему Ангелу-хранителю, всегда пребывающему подле вас и помогающему в различных трудных обстоятельствах:
Ангеле Божий, хранителю мой святый, сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога моего, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя во страсе Своем, и достойна покажет мя, раба, Своея благости. Аминь.
Многие приносят в церковь и освящают там фрукты и овощи, которые вырастили сами. Говорят, что так урожай получается лучше. Правда ли это?
о. Алексий: Это не просто благочестивый обычай. Существуют церковные правила, согласно которым на Преображение Господне начатки (первые плоды) овощей и фруктов приносятся для освящения в храм. Священник читает особые молитвы, благословляет их, после чего разрешается вкушать фрукты и овощи нового урожая. Часть принесенных плодов оставляют в храме. Это — благодарение Господу за помощь в трудах. Приношения можно увидеть в храме не только накануне Преображения, но и в течение всего года. Принесенные дары христиане обычно складывают возле так называемого кануна — места поминовения усопших, ибо считается, что милостыня, принесенная на помин их душ, помогает умершим в загробной участи. В отношениях с Богом вообще очень важно не забывать благодарить. В Евангелии мы читаем об исцелении Иисусом десяти прокаженных. Сказано, что девять из них от радости позабыли все на свете и лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса за чудо. Увидев такую его благодарность и веру, Господь даровал благодарному человеку помимо исцеления от телесного недуга отпущение всех его грехов. Так благодарный человек всегда получает от Бога награду большую, чем неблагодарный. Будем и мы помнить об этом, и тогда Господь дарует нам не только добрый урожай, но и гораздо большее — милость нашим душам.
о. Борис: Не нужно думать, что Бог нуждается в наших приношениях. Ему не нужны ни наши огурцы, ни наши помидоры. Ему важно, чтобы человек всегда находился в живой связи с Ним. А в чем выражается эта наша память о Боге? В молитве и милостыне. Вот такую милостыню и приносит человек в храм, говоря тем самым: «Благодарю Тебя, мой Создатель. Не один я растил все эти плоды, но мы вместе с Тобою трудились все эти месяцы. Я возделывал землю, Ты поливал ее дождями. Я сажал в землю семена, Ты посылал солнечные лучи для того, чтобы семя быстрее созрело».
А почему не разрешается есть мед до «медового», а яблоки и груши до «яблочного» Спаса? Относится ли это к прошлогоднему меду?
о. Борис: Действительно, в богослужебных книгах есть указания не вкушать яблок до праздника Преображения Господня. Это — форма воздержания ради Господа, своеобразный «пост на яблоки», который продолжается до того момента, как первые плоды от урожая будут принесены в дар Богу. В чем смысл любого поста? Это смирение наших хотений ради Бога, с помощью чего достигается обладание нашей плотью. А яблоко в данном случае выступает в роли собирательного образа, символа всего нового урожая.
о. Алексий: Данное правило относится, в основном, к областям средней полосы России, так как во многих южных областях яблоки и груши, а особенно их ранние сорта начинают отходить еще до наступления праздника Преображения. Поэтому в ряде случаев епископы, управляющие южными епархиями, дают разрешение священникам на освящение плодов нового урожая до наступления праздника Преображения Господня, по мере созревания первых плодов. В этом случае священник, благословив новый урожай, разрешает его вкушение мирянам. Если у вас возникли подобные вопросы — обратитесь к батюшке, и он разъяснит вам, каких правил придерживаются в вашей местности.
Что же касается меда, то новый мед не употребляют до медового Спаса (праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня), так как он бывает полностью не готов до этого времени. Мед нового сбора также приносят в храм для освящения. Нужно сказать, что вкушение прошлогоднего меда не возбраняется, т. к. он в свое время был освящен.
В какие праздники нельзя работать в огороде и вообще по хозяйству? Какими делами можно заниматься в эти дни?
о. Алексий: Сельскохозяйственными работами и работой по дому стараются не заниматься в воскресные дни и основные праздники, установленные Православной Церковью. К ним относятся Пасха (Светлое Христово Воскресение), так называемые двунадесятые праздники, связанные с основными евангельскими событиями, и некоторые великие праздники в честь наиболее чтимых святых. Перечислим двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (Троица), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
Великие праздники: Рождество Иоанна Крестителя, день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, день памяти пророка Божия Илии, зимний и весенний дни памяти Николая чудотворца.
В эти дни, действительно, стараются не работать. Впрочем, нельзя понимать это запрещение как позволение праздно проводить время. Эти дни посвящают Богу: посещают храм и участвуют в праздничных богослужениях, проведывают больных, навещают заключенных, помогают обездоленным, уделяют время духовному чтению и молитве. Занимаются неотложными делами по хозяйству, к примеру, кормят скот, доят корову, моют посуду, топят печь и т. п. Не следует приступать только к той работе, которую возможно сделать заранее или отложить на следующий день. Какие это дела? Например, не стоить затевать стирку, рубить дрова, делать уборку в доме, работать в саду или на поле.
Тяжко согрешают те, кто устраивает в эти дни шумные застолья с попойкой. Такие люди посвящают праздничные дни не Богу, а сатане, ведь пьяный человек целиком находится во власти лукавого и творит его волю. Разве можно назвать благочестивым обычай не работать в праздники ради шумных хмельных сборищ?
Поистине, такие попойки грех даже больший, нежели работа в праздники.
Рассказывают, что перед началом сева есть обычай призывать бабку, которая что-то шепчет над семенами, чтобы лучше росли. Поможет ли это?
о. Борис: Удачи в делах и благополучие житейское не всегда приходят от Бога. Часто богатство и слава даются людям от лукавого, который таким образом уловляет беспечных в свои сети и уводит от Бога. Вспоминается евангельская притча о богаче, жестоко обманувшемся в своих надеждах. «Ешь душа, пей и веселись!» — говорит он, забыв о Боге, и знать не знает, что подходит конец его земной жизни и уже не придется ему воспользоваться своими запасами, ибо этой же ночью поджидает его внезапная смерть.
То же бывает и с теми, кто хочет получить хороший урожай во что бы то ни стало. Таким людям безразлично, с кем заключить сделку, лишь бы добиться своего. Для таковых все средства хороши. Сперва сходят к бабке что-то пошептать, потом в храм отслужить молебен, после того сами еще как-то поколдуют — глядишь, и все будет хорошо. А хорошо не будет, ибо духи, которыми производятся эти действия, разные. Апостол Павел так пишет об этом: «…какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14–15).
На ту же бесовскую удочку часто клюют и маловерные, которым все народные обычаи представляются чем-то очень благочестивым. Нужно знать, что далеко не все такие обычаи правильны и богоугодны. Многие из них связаны с колдовством и запрещены к употреблению христианами. К таким «народным обычаям» относится, например, широко распространенное в народе обыкновение гадать накануне Рождества и на Святках, заговаривать семена и т. п.
о. Алексий: Как уже было сказано, между молитвой и заговором — огромная разница. Следует помнить предупреждение Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Применив это изречение к нашему вопросу, скажем: что пользы нам от богатого урожая, если сотворим противное Богу и тем самым повредим своей душе.
Некоторые спрашивают: ну что плохого может быть в том, что корова болеть перестанет или у ребенка грыжа пройдет. Но не нужно прельщаться якобы благими целями заговоров и другого колдовства. Бесы есть бесы, и зло есть зло. Если даже видимые результаты нам кажутся положительными, мы не знаем, как колдун достиг этого результата. Простуда лечится аспирином, вывихи — вправлением, а чем воздействует бабка на грыжу вашего ребенка — этого вы не знаете. Ведь она даже не прикасается к пупку. Отчего тогда болезнь проходит? Приходится признать, что здесь мы имеем дело с чем-то загадочным, до конца нам непонятным. Очевидно, в лечении принимают участие некие неведомые нам силы. А если так, как можем мы быть уверены, что не произойдет ничего другого, невидимого глазу, что может послужить во вред нашему ребенку и нам самим? Со школьной скамьи всем известен закон сохранения энергии. Тот же закон действует и в духовном мире. Ничто в мире не возникает само собой из пустоты и не исчезает в пустоту бесследно. Спросим себя: так какая же плата потребуется за «чудесное исцеление», совершенное колдуном или знахаркой?
Едва ли кто нибудь из вас, уважаемые читатели, решится сесть в такси, не будучи уверен в том, по карману ли ему окажется оказанная услуга. Но, сев в такси, вы рискуете только своими деньгами. А обращаясь к услугам колдуна, человек рискует самым дорогим, что у него есть — своей душой или душой своего ребенка. Последствия колдовства могут быть самыми разными: болезни или неустройства в хозяйстве. Но может случиться и более страшное. С тяжким наследием подобного «лечения» часто приходится сталкиваться приходским священникам. Детей, которых носили к бабкам, сразу заметно по их поведению в храме. Пуще всего боятся они прикасаться к церковным святыням, а святое причастие принимают не иначе, как насильно. Часто такие дети не могут стоять на службе в храме, рвутся наружу. Даже благоухание ладана для них невыносимо, от него им становится дурно. Черная печать лежит на таких детях и после того, как они станут взрослыми. Иногда беснование проявляется совершенно явно — случаются припадки, во время которых человек, не помня себя, изрыгает страшные богохульства, кричит, лает по-собачьи, кукарекает. Многих трудов стоит священникам избавить его от страшного недуга или хотя бы облегчить положение несчастного. И, как правило, в детстве каждого из них отыщется момент, когда его родители по тому или иному поводу обращались за помощью к колдуну.
Еще более ужасна судьба самого колдуна. Вступив в сговор с демонами, он запродал им свою душу и уже не может не подчиняться их приказам. Бесы постоянно подталкивают колдуна к его мрачному ремеслу, а если он долго не колдует, то начинает испытывать мучения, подобные тем, которые испытывает наркоман без очередной дозы своего зелья. Устрашает и смерть таких людей. В деревне, где я служил, была одна такая старуха-знахарка, которая медленно и мучительно умирала в течение полугода. Представьте себе, все эти полгода она не пила и не ела, но смерть не шла к ней. Тело ее гнило заживо, ноги покрылись самыми настоящими червями, но на мои многократные увещевания и предложения принести покаяние в своем чародействе она отвечала неизменным отказом. Видно, крепко держали ее душу невидимые «друзья и помощники». Умерла она только после того, как передала своего беса другому человеку. Что стало с ее душой после смерти, об этом даже подумать страшно.
Соседка жалуется, что на огород и на скотину кто-то постоянно наводит порчу. Существуют ли сглаз и порча и что можно сделать, чтобы защититься от них?
о. Борис: Православная Церковь не отрицает, что бесовские воздействия на людей, известные под названиями порчи, сглаза и т. п., существуют в действительности. Бывает, что человек становится жертвой целенаправленного колдовства, бывает, что неприятности происходят от так называемого «дурного глаза» — недоброго взгляда, либо словесного осуждения или проклятия. Действие порчи может сказываться не только на самом человеке, но и на его приусадебном участке или домашней скотине. Однако необходимо помнить, в любом случае это влияние осуществляется не иначе, как через хозяина. А потому способы избавления от этой напасти следует искать в самом человеке. Чаще всего колдовство оказывется бессильно в тех случаях, когда человек начинает жить церковной жизнью, — регулярно исповедуется и принимает святое причастие. Большое значение имеет и то, остается ли внутри у пострадавшего злоба и ненависть по отношению к предполагаемому обидчику. Если злоба не изжита и остается после исповеди, то именно она, эта ненависть, может играть роль «зацепки», через которую порча будет возвращаться к несчастному вновь и вновь, сколько бы тот ни приступал к церковным таинствам.
о. Алексий: Во-первых, нужно разобраться, действительно ли это порча или это результат нашей мнительности. По своей священнической практике могу сказать, что большая часть жалоб на колдовство на деле оказывалась совершенно беспочвенна. Люди попросту выдумывали себе объяснения, почему у них дела идут не так, как хотелось бы. В таких случаях нужно быть очень внимательным, потому что, обвинив понапрасну кого-то в колдовстве, человек принимает на свою душу тяжкий грех — грех клеветы. Но все же порча существует, и примерно в одной трети случаев приходится признать, что да, вероятнее всего, имеет место колдовство.
Вот вам конкретный случай. Как-то пришла в церковь женщина лет шестидесяти, плачет, причитает. Третья корова у нее за год пала и свиньи дохнут, и овцы. Ветеринар ничем помочь не может, только руками разводит.
Посоветовал я ей попоститься недельку, исповедаться, причаститься Христовых Таин, а после освятить дом и скотный двор.
После того, как женщина поговела, пришел я к ней в деревню. Особым чином освятил дом, хлев, постройки. Дал наставления, как жить, как молиться. Через месяц она приходит, благодарит и рассказывает о том, что после освящения и на душе у нее мирно, и скот больше не болеет. Только вот сосед по улице заболел. А до болезни все бегал по деревне и кричал, что вот — попов навели, житья и спокоя от них нет. О человеке этом уже давно шла нехорошая слава, что знает он кое-что, чего православному не следует знать.
Так что с любыми подобными сомнениями нужно обращаться в церковь. А то, бывает, человек в ответ на нападение одного колдуна идет к другому и пытается с его помощью снять с себя проклятье или, даже более того, наслать на обидчика ответную порчу. Завязывается эдакая колдовская война, в которой обе враждующие стороны служат беспомощными игрушками в руках демонских сил, устраивающих таким образом свой кошмарный разгул. Если же не будет возможности прибегнуть к помощи и совету священника, читайте следующую защитительную молитву против демонских козней:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, крестом поразивший древнего змия и узами мрака в тартаре связавший, огради меня от козней его. По молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого архангела Михаила и всех Небесных сил, святого Пророка и Крестителя Иоанна, святого Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая чудотворца, святителя Никиты Новгородского и всех святых, силою животворящего Креста и заступничеством Ангела-хранителя избавь меня от духов злобы, от людей лукавых, от чародейства, проклятия, сглаза и от всякого навета вражия. Твоей всемогущей силой сохрани меня от зла, чтобы я, озаряемый Твоим светом, благополучно достиг тихой пристани небесного Царства и там вечно благодарил Тебя, моего Спасителя, вместе с безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и животворящим Твоим Духом. Аминь.
(Продолжение следует)
(Продолжение. Начало в № 9–14) ВОЗРАСТАНИЕ В ЛЮБВИ Все эти высокие и святые свойства любви становятся возможными в реальности потому, что любовь укоренена в вечности: “Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”
Грех есть варвар, который, пленив душу однажды, не пощадит ее, но мучит ее на погибель подпавших власти его. …Грех тысячами его рук обхватывает наши мысли, вторгается неожиданно и терзает все.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.