Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Христос родился на свет…
«Христос» — слово греческое, означает то, что и еврейское «Мессия», — то есть Помазанный, освященный святым помазанием. Христа называют еще Иисус, что по-еврейски означает спасение чрез Господа.
Как видно из значений этих слов, Христос помазан для какого-то особого дела. Впоследствии станет ясно для какого — для нашего спасения, что и означает имя Иисус — спасение чрез Господа.
Спасение кого? Конечно, нас. Вот тех, которые стоят здесь в храме, тех, которые остались дома, тех, которые бродят по разным закоулкам и переулкам, тех, которые будут рождаться…
Христос родился для спасения всех людей.
Из прошлой беседы мы слышали, что Христос родился незаметно, и в то же время Его все заметили: и Ангелы, и волхвы-мудрецы. Заметил, конечно, и Ирод, царствовавший в то время.
Послушаем, как прореагировал Ирод на рождение Христа. Ангелы, мы знаем, запели неземную песнь, волхвы принесли дары. Как в Евангелии говорится: «…и открыли сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Значение этих даров в церковной литературе истолковывают так. Золото — как царю. Христос на то и родился, чтобы царствовать, но Царство Его — не от мира сего, а этого не понял Ирод и впал в страшное беснование.
Ладан — как Богу. Христос не только человек, но это — и Бог. Ладан мы и теперь используем в Церкви для каждения Богу.
Смирна — как смертному человеку. Если вы внимательно слушали, то заметили некоторую несовместимость: Царь, Бог и вдруг — смертный человек. Смирну — как смертному человеку. Смирна — «широко распространенная на Востоке благовонная, добываемая из растений, мазь, имеющая силу предохранять тело от гниения».
Волхвы были мудрыми людьми и они в рожденном Христе сразу прозрели Царя, Бога и Человека, притом смертного (мы знаем, что Христос умер на кресте самой страшной смертью, но пока мы не будем касаться этого). Отметим себе, что Христос по понятиям волхвов вот Кто: Царь, Бог и Человек, смертный… В сочетании этих слов и заключается большая странность, противоречие.
Послушаем, как отреагировал Ирод. Евангелие говорит: «…услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них…» Но не для того, чтобы поклониться, а задумал страшное дело. Ему, привязанному к земле, к земному праху, мерещилось, что Царь не от мира сего будет сражаться с ним, чтобы отнять у него земное царство. Земные цари все рассматривают с земной точки зрения, оттого и впадают в великие преступления.
Волхвы, поклонившись Христу, получили во сне откровение — не возвращаться к Ироду — и иным путем отошли в страну свою.
Еще младенец, Иисус Христос, лежит в яслях, а уже Ему предстоят гонения. Его гонят даже из яслей, не дают спокойно прожить даже первые дни на Земле.
Гонение с детских лет указывает на особый перст Божий. Только особые люди, самые добрые, бывают гонимы. Не особые, не добрые пребывают в благополучии. И благополучие им ослепляет глаза. Гонение же открывает глаза. Гонимы на земле самые добрые люди, ибо грешная земля не им принадлежит, они здесь — странники и пришельцы…
«Как только отошли волхвы иным путем, се Ангел Господень, — читаем по Евангелию, — является во сне Иосифу…» Иосиф — мнимый муж Марии, от Которой родился Христос. Ему поручено было сохранять девство Марии. Родив Христа, Мария также осталась девой. Развращенное сознание современного человека часто глумится над этой святостью, многие острят в своем безумии и не верят, как может Дева родить, не зная мужа? Когда и архангел Гавриил благовествовал Марии, что от Нее родится Спаситель мира, Она тоже сначала не поверила и даже дерзнула спросить, как это может быть, когда Она не знает мужа? Иосиф, муж Марии, будучи праведен, тоже впал в смущение, ибо прежде нежели сочетались они, Она уже имела во чреве. И он, по доброте своей, не желая огласить Ее, как сказано в Евангелии, хотел тайно отпустить Ее. Но является Ангел Господень ему во сне и говорит: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней, от Духа Святого».
Рождение от Духа Святого — это не естественное рождение, а сверхестественное, и происходит не по нашим человеческим законам. Вот это мы себе должны сразу отметить, чтоб потом нам стало понятно последующее.
Христос, хотя родился, как человек и от человека, Марии-Девы, но рождение Его не человеческое, это уже должно сказать нам об особенности Рождаемого. И вот этого особо Родившегося Человека (Человека с большой буквы) с первых дней подвергают гонениям.
Ангел Господень говорит Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его, и пошел в Египет.
Представим себе это ночное путешествие, как уходят они тайком… Есть предание, что на пути в Египет беглецов, Иосифа с Младенцем и Марией, встретили разбойники. Дело разбойников известно — ограбить, убить. Грабить здесь было нечего, убить — могли… И вот один разбойник, поразившись неземной красотой Младенца, не смел занести преступную руку…
И как известно, когда разбойник, распятый по левую сторону, хулил Христа, другой — удерживал его:
«Мы должное получили, а Он невинно распинается, за что хулишь?» И потом, обратившись ко Христу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое…» И ему Христос ответил: «Сегодня будешь со Мной в раю».
Некоторые из современных людей спрашивают: «Что это такое: разбойник первым входит в Царство Божие, грабил, убивал и тут — первым в Царство Божие?»
У таких людей сознание Ирода. Но вот мы видим, Ирод ищет Христа-Младенца, чтобы убить, а разбойник, убивающий, останавливается перед неземной красотой Младенца…
Предание имеет под собой почву. В самом деле, разбойники чаще, чем злые правители, поражаются неземной красотой Христа. Из Жития Святых известно много раскаявшихся разбойников. Встречал и я однажды в жизни такого разбойника, который убил сорок человек, и впоследствии стал настолько кротким, добрым, все принимающим с благодарностью — он находился в заключении, — что трудно было поверить, что это — бывший разбойник…
Есть, вероятно, и в том глубокий и таинственный смысл, что Христос распят посреди двух разбойников. Не посреди двух Иродов, а посреди двух разбойников.
Ирод осудил и Христа, осудил и этих разбойников, а сам он вот что делает. Читаем по Евангелию: «Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме, и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Как отмечено в календаре, под 29-м числом декабря месяца по старому стилю, 11 января — по новому, мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Церковь их причислила к лику святых мучеников. Запомним: первыми святыми за Христа стали избиенные младенцы.
Кто осудит Ирода? Ирод, дрожащий за свое царство, думающий, что родившийся Младенец может оказаться впоследствии врагом, пытается обезопасить себя. И чем? Избиением младенцев! Вот часто на чем держатся земные царства — на избиении младенцев, чистых, непорочных людей. И думает Ирод, что так и будет, таков закон жизни. Но прекрасно сказал наш русский поэт Лермонтов: «Но есть, есть Божий суд, наперстники разврата, есть Грозный Судия, Он ждет, Он неподкупен звону злата, и мысли, и дела Он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью, оно вам не поможет вновь…» И Пушкин сказал: «И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда» и еще: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…» Но Ирод этого не хочет знать, он весьма разгневался, думая, что он бог, и послал избить всех младенцев в Вифлееме, и во всех пределах его. «Глас в Раме слышен, плачи и рыдание, и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Рахиль — мать — плачет о детях…
Задумаемся над этими событиями, разыгравшимися вокруг рождения Господа нашего Иисуса Христа. Пение Ангелов… Поклонение волхвов… Бегство Иосифа с Младенцем и Марией в Египет… И — избиение младенцев Иродом. Каждому непредубежденному уму и сердцу должно показаться, что кто-то Необыкновенный родился в мире.
Да, Христос — это Необыкновенный Человек. Это — Царь Неземной и Бог, как предугадали волхвы… И смертный человек, как, наверно, думал Ирод. Но если Христос — Царь и Бог, то неужели Он может оставаться смертным человеком? Забегая вперед, скажем, что поскольку Он — Царь и Бог, то ироды, умерщвляя младенцев-невинных и потом распиная Христа, ошибаются. Умерщвленные за Христа воскреснут, как и Сам Христос, распятый на кресте, воскрес. Смертью смерть победил — напрасна иродова борьба.
Ирод, который жил тогда, умирает, и снова Иосифу является во сне Ангел и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».
Одни умерли — другие потом найдутся, что распнут Христа. И так будет до скончания века.
В младенчестве Христос спасается откровением Ангелов, в зрелом возрасте, будучи распят, спасается силою Своего Божества и спасает всех гонимых и распинаемых. Но в это надо поверить. Поверить в правду, поверить в то, что правда не может не восторжествовать.
Задумаемся же. Что говорит вашему сердцу Рождество Христово?
Скоро вот начнется рождественский пост, потом наступит само Рождество. Рождение Христа на свет должно у нас вызвать благоговейное отношение к рождению. В Ветхом Завете было сказано: «…женщина спасется чадородием». Чадородие — спасение. Семя жены сотрет главу змия. Женщина спасается чадородием, Женщина, пусть особая, и рождает Того, Кто стирает главу змия (или дьявола), губящего род человеческий. Рождение — самый святой акт в жизни. Мучается женщина, но когда родит, от радости забывает всякие муки. Рождение — радость. Рождество Христово — ничем не измеримая радость.
В прошлый раз я говорил, как счастливы те дети, которые молитвенно встречают праздник Рождества Христова, знают рождественскую ночь, рождественскую елку, зажженную звезду, говорящую своим сиянием о Вифлеемской звезде, которая загорелась над миром для спасения рода человеческого. Эта святая картина останется на всю жизнь в памяти и наверняка предохранит от иродова искушения… А незнающие этого?… Что же получается, когда не знают Христа? Ирод избил 14000 младенцев, а сколько младенцев мы сами «избили»? Аборты — ведь это иродово избиение младенцев!
И вот, чтоб мы отступили от Ирода и стали на место разбойника, мы должны раскаиваться. Раскаяться так, как раскаялся разбойник. Раскаяние — это прекращение греха. Прекратить делать аборты! Как мы можем прославлять Богомладенца, когда мы столько убили младенцев во чреве, — их кровь вопиет к Богу.
«И не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда»… «Есть грозный суд, наперсники разврата!» — а аборты происходят именно от нашего разврата.
«Христос рождается, славите», — скоро запоют…
Как мы можем славить, если у нас нечисто сердце? Прославить Христа не словами нужно, а делами.
Отчего у нас плохая вера, отчего мы так легко верим глупой антирелигиозной пропаганде? Оттого, что мы предались иродову искушению — избивать младенцев.
Нам хочется устроиться хорошо по-земному, но земное все пройдет. Надо задуматься о вечности. Христос пришел нас спасти, но без нас, без нашего соизволения и усилия Он спасать нас не будет. Спасение — добровольный акт. Спасение под насилием — это не спасение. Царство Божие строится на добровольных началах, ад строится на обмане и под насилием. Противопоставим же насилию силу своей веры в Господа нашего Иисуса Христа. Он родился, пришел в мир, чтоб нас спасти. Без Христа мы зашли в тупик, никакое земное устройство нас не спасет, это — бред Ирода…
С каким намерением мы подойдем ко Христу?
Есть добрые души, которые поют славословие ангельское: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение…» Поют и светлеют лицом. Они верят и радостны в жизни.
Есть души, которые подобно волхвам-мудрецам приносят Богу все, что имеет их чистое сердце, они не слушают уговора Ирода и уходят от него иным путем.
Наконец, есть младенцы, которые с детских лет «избиваются» — терпят всякие насмешки, гонения. Это блаженные младенцы. Как счастливы те школьники, которых в школе осмеивают безбожники — это мученики за Христа.
Есть, наконец, матери, оплакивающие тех, кто делает аборты, оплакивающие развал нашей семьи — этот плач их услышит Христос, и рано или поздно они утешатся.
С чьим намерением мы будем встречать Рождество Христово? С намерением ангелов? Волхвов? С намерением избиваемых младенцев? Или с плачем Рахили?
Все искреннее и святое примет от нас Христос. Пойдем же к Нему, раскроем перед Ним наши сердца.
Христос — наш Бог, но не тот грозный Бог, которого хотят нам представить атеисты, а ТОТ БОГ, КОТОРЫЙ пришел к нам, вошел в нашу историю, стал человеком, чтобы человек стал Богом.
Вот сущность христианства, вот для чего родился Христос! Ему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Священник Дмитрий Дудко
Целью христианской жизни является спасение души. Отголоски идеи спасения можно найти во всех древних религиях, как самое дорогое упование, вливающее бодрость и жизнерадостность. Дети Адама и Евы, услыхав от родителей своих благовестие обетованной надежды на возвращение в рай чрез Семя Жены
…К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не стала поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу. К. Галатам, гл. 5 Есть очень высокое значение слова христианин: это человек, осуществляющий в своей жизни практическое христианство.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.