Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (117) → Иеромонах Иоанн (Котляревский): «Цель Христианской Жизни»

Иеромонах Иоанн (Котляревский): «Цель Христианской Жизни»

№1 (117) / 1 января ‘00

К 2000-летию Рождества Христова

Целью христианской жизни является спасение души. Отголоски идеи спасения можно найти во всех древних религиях, как самое дорогое упование, вливающее бодрость и жизнерадостность. Дети Адама и Евы, услыхав от родителей своих благовестие обетованной надежды на возвращение в рай чрез Семя Жены, передали эту истину последующим поколениям. Но в силу поврежденности человечества грехом и нравственного огрубения его, чистота первобытного боговедения помрачилась.

Потускнели, огрубели и исказились у отдельных потомков Адама понятия о главной религиозной истине — спасении.

Христианство является единственной религией, которая вполне раскрывает истинное понятие о спасении души и, главное, указывает на способы осуществления спасения и дает силы для этого осуществления.

Христианство, беря человека в его обычном, земном существовании, далеко от идеализации этого состояния. Наоборот, оно, совершенно реально и жизненно разбирая наличное состояние человека, утверждает, что это состояние не есть то нормальное состояние, которое является достойным человека как образа Божия, как венца творения. Оно указывает причины такой порчи человеческой жизни, раскрывает сущность этой порчи и предлагает самый путь для изменения испорченности человеческой природы и восстановления ее в первозданном состоянии.

Практическое оправдание своих взглядов и упований оно видит в Живой Личности Богочеловека Христа и в лице бесчисленного множества христиан, достигших в разные времена и в разных внешних обстоятельствах своего положения уврачевания своей природы, на деле показавших образцы возвышенной, небесной жизни. Этим оно показывает свою вечную юность, жизненность и общечеловеческую универсальность.

Каким является — по воззрениям христианства — нормальное состояние человека как созданного по образу Бога разумного существа? Оно заключается в том, чтобы пребывать в свободном и нерасторжимом союзе любви с Творцом, Источником жизни и блаженства.

Развивать черты образа Божия в себе — разум, волю, чувства — стремление к Первообразу, для уподобления Ему, для возможно полнейшего отражения в себе Его совершенств святостью жизни, — вообще говоря — в бесконечном нравственном совершенствовании, осуществляемом свободным к тому стремлением воли, — вот что было достойной человека деятельностью на земле, поскольку этот труд поддерживал и углублял жизнь в Боге и с Богом.

Свобода воли — одна из основных и существенных черт образа Божия — должна была содействовать нравственному росту человека, сознательно направляя деятельность его в пределах послушания любви Отчей. Естественно, что, не разрушая свободы, то есть не лишая человека этого основного украшения личности, нельзя было уничтожить в воле возможность склонения ко злу.

То не добродетель, что делается по принуждению.

Возможность не грешить есть состояние свободы, а невозможность грешить — это или состояние существа несвободного, или, чрез навык в добре — достижение состояния, подобного состоянию святых ангелов, которые уже утвердились в добре.

Первозданный человек, находясь в единении со своим Творцом, должен был постепенно утверждаться в добре и укрепляться духовно, чтобы достигнуть состояния, при котором грех стал бы уже невозможным, подобно тому как невозможен грех для утвердившихся в добре ангелов.

Но человек, вместо того, чтобы возвышаться до невозможности греха, осуществил возможность зла. Осуществление этой возможности чрез послушание злому внушению есть преступление, грех, который чрез человека вошел в мир, а за ним смерть и все зло. Для упражнения в свободном самоопределении воли дана была человеку заповедь воздержания. Нарушение заповеди, как акт свободы, делало поступок нравственно вменяемым.

Необходимо отметить, что материалом для образования мотивов к недолжному самоопределению воли не давал ни мир с его стройностью и целесообразностью, ни сам человек в его первозданной чистоте, ни Бог, Который есть Любовь. Эти мотивы или побуждения могли исходить только извне, от другой, свободно разумной личности, относящейся к Богу враждебно.

Бог открывался первозданному человеку как Существо Благое, полное любви. Для уничтожения такого представления требовалось внушить человеку понятие противоположное. Такое извращенное понятие о Боге есть ложь, и причиной, побудившей это боговраждебное существо на возбуждение в первозданном человеке сомнения в искренности любви к нему Бога, могла быть только зависть к его, человека, благодатному положению и стремление сблизить человека со свойствами и качествами своего боговраждебного существа.

В своем обольщении первых людей диавол действовал тем же путем, как и в последствии. Он клевещет на Бога, обвиняя Его в зависти, жестокости, влагая сомнение в искренности Его любви и отеческого попечения о людях. Наконец, обращает внимание на красоту и приятность предмета искушения, покрывая ум человека туманом богозабвения и бесстрашия.

Сущность нарушения заповеди, или грехопадение, заключалась в ложном склонении воли, проявившемся во вкушении запрещенного плода. Но оно имело глубочайшее внутреннее значение, так как в корне изменило все направление духовной жизни человека.

Хуже всего то, что после грехопадения состояние гордости и самонадеянности быстро укрепилось, привело к ожесточению и извращению понятия о всеведении Божием, запечатлелось нераскаянностью и потому не могло быть уврачевано прощением.

Райская жизнь кончилась. Люди были удалены из царства святости, да и сами они в состоянии богоотчужденности не могли не тяготиться этим царством. Надо было много пережить человеку, чтобы, унижаемый грехом, голодая духовно, он склонил гордую выю, осознал свою вину в употреблении во зло своей свободы, взыскал возвращения, как блудный сын евангельской притчи, в объятия Отчи.

Таким образом, грех, как проявление эгоизма, явился коренным злом, повлекшим за собой проклятие (расторжение тесной связи с Богом) и смерть.

Восстановление первозданного порядка, уничтожение греха в его сущности — эгоизм — и следствий греха проклятия и смерти, возвращение в рай, в царство Божией святости, или, что то же, восстановление богообщения чрез единение воли человеческой с волей Божественной — это и составляет сущность спасения души.

Но мог ли сам человек, потерявший или помрачивший истинные понятия о Боге, ниспадший в тьму нелепого идолослужения, погрузившийся в океан пороков и всецело поработившийся грубой чувственности и господству плоти, мог ли он сам возвратиться в Царствие Божие? Нет, не мог.

И не потому, что этого не допустило бы «разгневанное» Божество, но потому, что человек внутренне не был способен к такому возрождению. Требовалось что-то посредствующее между Богом в Его чистейшей духовной природе и человеком в его духовной немощи. Бог, как Огнь поядающий (Втор 4, 24), был нестерпим для поврежденной человеческой природы. Необходимо было снисхождение Божества, сокрытого в образе человека. Требовался как бы особый Родоначальник нового человечества, второй Адам.

Богочеловек Иисус Христос есть единственно возможный путь к восстановлению первоначальных отношений между Богом и человеком. Вот почему воплощение Сына Божия, Родоначальника человечества, способного быть обновленным, ознаменовало начало христианской эры, как новой жизни на земле.

Будучи во всем подобен людям, кроме греха, Богочеловек восстановил в Себе истинное благородство и красоту первозданного человека, в то же время сокрывая в образе Сына Человеческого славу Божества Своего, которая только однажды раскрылась на земле, да и то лишь в возможной для восприятия земнородных мере, на горе Преображения.

В Своем учении Иисус Христос раскрыл условия обновления греховного естества человека. Ближайшим условием для стяжания обновления со стороны человека являлась жизнь, сообразная с природой обновления, то есть вера во Христа Спасителя, свидетельствуемая жизнью по Евангелию, жизнью покаяния, выражаемой в отказе от начала эгоизма и во внутреннем пересозидании, в переломе жизни.

Как чуждый по своей природе греховного начала, Богочеловек должен был во всей силе подвергнуться злобе греховного мира и увидеть обращенным на Себя средоточие диавольского соблазна от самого князя мира и злобствующего по его воле человека, чтобы, «быв искушен, мог и искушаемым помочь» (Евр 2, 18). Своим примером Он освятил путь страданий и внутренней борьбы, соединенной с богопреданностью, как единственный путь духовного возрождения.

Божественное сердце Богочеловека любовию Своею вмещало в себя все согрешившее человечество, во всем его всемирном и всевременном объеме, и усвояло Себе, по безмерному состраданию, достигшему своего наивысшего напряжения в принятии крестной смерти, всю ту бездну страдания и скорби, которою мучим был род человеческий, отторгшийся своевольно от Божественной любви.

Когда в завершении этого величайшего момента Божественного истощения раздалось «Совершишася» человек, в лице Спасителя мира, был омыт жертвенною кровию и предстал Богу Отцу искупленным и очищенным пред судом правды Божией.

Хотя тайна искупления, как и другие тайны веры, трудно постигается в ее внутренней глубине, она осязательно и ощутимо познается в благодатных плодах ее. В переводе же на немощный для выражения небесных тайн человеческий язык она представляется в таком плане. Грех, как нарушение нравственного закона, сосредоточенного в совести, неразлучен, как тень от тела, со страданием, являющимся естественной карой нарушителю внутреннего закона. Однако это естественное возмездие не в силах освободить человека от внутреннего ощущения ответственности перед судом святой правды Божией.

Поэтому Сын Божий, соделавшись Человеком, всю бездну человеческих страданий за грех Адама и происшедших от него поколений, всю совокупность ответственности человечества пред судом святой правды Божией, берет на себя любовию Своего страждущего, усвояющего Себе все греховное человечество, сердца, как бы заключает в Свое Богочеловеческое сердце людей всех времен, бывших до Его воплощения и имеющих жить после.

Христос Спаситель с этим носимым в сердце человечеством совершает Свой крестный путь. Он — Жертва за всех людей. Все человечество соделалось как бы одно целое с Ним, будучи воспринято в жертвенном подвиге любви.

В Своих Богочеловеческих страданиях Он понес все страдания, как кару, равную, так сказать, совокупности греха человечества всех времен и народов, исчерпав всю глубину ответственности за грех пред святой правдой Божией.

В этой принесенной Спасителем мира всеумилостивляющей жертве за грех лежит глубочайшее основание для прощения грехов и невменения их верующим во Христа, прививающимся к Нему, как к живой Лозе, любовию своего сердца (Иоан. 15, 5).

Христос Искупитель и Спаситель дал право всякому человеку воспользоваться всеми благами, вытекающими из совершенного Им примирения грешного человека с Всесвятым Богом, каковые могут быть кратко выражены понятием «богосыновства», то есть преискреннейшего богообщения. Но эти блага воспринимаются только теми, кто верою во Христа, как в Ходатая, любовию к Нему, как к единому Спасителю, делаются как бы одно с Ним, подобно ветви на виноградной лозе.

При совершении всемирной Голгофской Жертвы верующий во Христа вмещался в Богочеловеческом состраждущем сердце, а посредством веры и любви, осуществляемых свободным волеизъявлением каждой личности,- вменяется ей искупление греха и примирение во Христе с Богом.

Воскрешенная и обновленная во Христе человеческая плоть возносится во Христе на небо. Таким образом в лице Богочеловека человечество, уверовавшее во Христа и возлюбившее Его, таинственнейше вводится в лоно жизни Триипостасного Божества, самым теснейшим образом соединяется с Божеством.

Следовательно, в Новом Адаме — Христе Спасителе — человечеству даруется несравненно больше, чем оно имело в Адаме первозданном: в первозданном Адаме было только приближение Бога к людям, а здесь, во Христе — воспринятие Божеством человечества в вечное неразрывное единство с ним.

Таково вкратце православное христианское учение о причине греха, его сущности, о совершенном Богочеловеком Христом искуплении от следствий греха и об уничтожении его сущности — то есть нарушения союза с Богом — через усвоение верой и любовию к Спасителю спасительных плодов тайны искупления — возвращения богообщения и причастия вечной Божественной жизни, иначе спасения души.

Иеромонах Иоанн (Котляревский)

 
К 2000-летию Рождества Христова

Митрополит Антоний Сурожский: «Рождество Христово»

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари; потому что Рождество Христово, Воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.

 
К 2000-летию Рождества Христова

Священник Дмитрий Дудко: «Христос в нашей жизни»

Христос родился на свет…«Христос» — слово греческое, означает то, что и еврейское «Мессия», — то есть Помазанный, освященный святым помазанием. Христа называют еще Иисус, что по-еврейски означает спасение чрез Господа.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс