Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (113) → «Нежить». К гастролям в Екатеринбурге «Музея восковых фигур»

«Нежить». К гастролям в Екатеринбурге «Музея восковых фигур»

№21 (113) / 1 ноября ‘99

Жизнь Екатеринбургской епархии

В Екатеринбурге, в Свердловском областном краеведческом музее — снова выставка. И снова экспонаты приехали из Санкт-Петербурга. Так утверждает рекламная афиша, которую мне довелось увидеть.Скажу откровенно, не самые приятные объекты изображены на ней. «Биологические мутанты. Натуральные экспонаты аномального развития человека и животных».

Нечто, напоминающее известного героя мультика с его шлягером — «Я играю на гармошке у прохожих на виду», — наверное самый «щадящий» душу образ несчастья. Не буду представлять других фотографий, не без умысла, конечно же, вмонтированных в рекламный сюжет. Вся выставка для меня лично тем и завершилась. Я не собиралась посетить ее. Но, поскольку уже не первый раз пришлось испытать смущение — от того, как представляются беды нашего века в Государственном Свердловском Областном краеведческом музее питерскими гастролерами. Каюсь, пришлось просить специалистов дать комментарии к музейному артефакту. Прошу у них за то прощение — ведь не высокохудожественным произведением предложила полюбоваться…

Может быть, я что-то понимаю не так, как иные мои соотечественники? А вопросы не стоят того, чтобы вместе с обществом их ставить перед персонами, именующими себя в рекламно-выборных изданиях «отцами» города, области? Давайте вместе и подумаем.

На мои просьбы откликнулись ученые Уральского Государственного университета им, Горького. Заведующий кафедрой психологии и психофизики факультета психологии Уральского государственного Университета им. Горького Владимир Иванович Лупандин:

- Петр Первый создал свою Кунсткамеру еще в начале ХVIII века. Ее аналоги и анатомические музеи существуют во многих цивилизованных странах. Идут туда люди, в основном двух категорий — студенты-медики, студенты-биологи, или люди, которые стремятся удовлетворить любознательность.

Не думаю, что на такие выставки ходят дети без родителей. Сам родитель должен решить, вести ли ребенка на такую выставку. Но у посетителей с психическими аномалиями такая выставка «подогревает» патологические инстинкты. Как с этим бороться, я не знаю.

Как проявляются эмоциональные реакции? Такие выставки могут усилить (психологи говорят — акцентировать) те черты личности, которые уже есть. Если у человека есть садистские наклонности и другие патологические отклонения, они и усиливаются. Мне кажется, для нормального человека такая выставка не крамола.

- В обществе формируется заказ на исследование качественных характеристик изменения восприятия личностью информации. Предположим, можно нашу выставку рассматривать как средство, специально созданное для некоего воздействия. Существуют ли методы, с помощью которых можно было бы определять характеристики испытуемой личности до и после посещения таких выставок?

- Существует много тестов — психологических, психофизиологических. Но надо поставить перед собой такую проблему, собрать энтузиастов, желательно — молодых, и ее решать.

- Испытывают ли сегодня родители потребность в этом знании?

- Да. Несомненно. Проблема комплексная. К ней должны быть привлечены физиологи, психологи, специалисты по психодиагностике. Научный потенциал города очень богат. И должен быть социальный заказ.

- Приходит человек на выставку. У него есть перспектива — пережить какой-то стресс. Катарсис, дающий силы для творчества в жизни. Но есть стрессы, которые обедняют личность.

Что предложила выставка? После нее можно сказать — так нет же ничего святого! Все — уродливо! Все умрет!

- Каждый решает за себя. Исходя из своего склада, характера, убеждений, принципов.

Эльвира Львовна Боднер — преподаватель кафедры социальной и политической психологии психологического факультета кандидат психологических наук. После посещения музея мы встретились, чтобы услышать впечатления от экспозиции.

- Мне остались неясны цели выставки. Я просто человек. Я потребитель информации, который пытается что-то выяснить.

Не найдя людей, которые могли бы дать разъяснение, я попыталась какую-то картину представить сама. Какие ассоциации вызывает выставка лично у меня?

Я, конечно, пыталась отстраниться от профессиональных заморочек-деформаций. Но это очень трудно. Что бросается в глаза? Небрежность выставки. Скудость сопроводительной информации — откуда экспонат, чем вызвана его форма, содержание? «Шапки» рекламы — «Санкт-Петербург» мне недостаточно. От какого музея работают люди? Музея антропологии? Музея истории народов? Обслуживающий персонал мне объяснил — это, видимо, часть экспозиции Кунсткамеры… Я с этой экспозицией с детства знакома (училась на факультете психологии Петербургского госуниверситета). И она не вызывала никакого протеста. Но чтобы такая выставка в Екатеринбурге выполняла воспитательно-просветительские функции, нужно больше информации. У организаторов четко прослеживаются меркантильные интересы. Я сравнила цену билета: 20 рублей — для взрослого. Билет в наш чудесный зоопарк стоит — 10 рублей…

Есть три ключевых направления — экология, алкоголизм и наркотики — объективные факторы, которые сегодня влияют на здоровье. Для кого-то надо давать и такую информацию — показывать, что происходит с организмом, с его детородными функциями, что может быть с вашими детьми. Экспонаты хорошо оформлены, на специальных экспозиционных столах. Но очень мало сопроводительной информации. Никакой брошюры. Не обозначены цели, задачи выставки, перспективы развития — а это надо было оформлять.

- Есть свое отношение к образу уведомления у людей, принадлежащих к разным культурным традициям, религиозным конфессиям. Для русских, для Православия выставка в таком контексте, который вы сейчас описали, — кощунственна. Даже вы, специалист, не получаете информации, которая интересует вас.

- В общем, да.

- Приходит школьник — с классом, во главе с учителем, который тоже хочет знать. Ребята разные, че все они здоровы. Надо ли в этот период формирования психики посещать выставку, с так предъявленной информацией?

- Они знакомы с анатомией. Почему бы это не посмотреть экспонаты? Я ничего не вижу плохого. Я! Как специалист-психолог. С этим надо знакомить детей. Зачем отгораживаться? Да, происходит нечто с легкими. Да, вот такие могут появляться уродцы. Это ж органические, функциональные последствия того, что человек пьет, употребляет наркотики, последствия экологической катастрофы. Но там очень скупо об этом сказано — несколько слов.

- Мы говорим об образах, через которые проходит маленький человечек, да и взрослый тоже, и которые потом что-то в них решают.

- Это безусловно так. Но ребенок не наедине с этими образами.

- Добро, если учитель сам правильно воспримет образ и поможет учащемуся его сформировать…

- Конечно, это халтура, по большому счету. Так выставки не проводят. Люди просто делают деньги. То, что они показывают, они имеют право показывать. Но они должны это красиво! подать. От выставки впечатление убогое.

Это медицинские препараты. Они не страшные (если мы говорим о том, как они будут влиять, будут ли тревожные сновидения у детей, будут ли они расстраиваться, плакать, переживать увиденное). … Надо эстетически подавать.

-?-

- Пусть это безобразно, но подавать надо эстетично.

- Но есть другие реакции, более глубинные, они формируют образ Жизни или Нежизни.

- Тогда это образ Нежизни.

- Есть ли на кафедре работы, которые изучали бы результаты общения с такого рода выставками?

- Конечно, нет. Такие исследования сегодня не проводятся.

Вопросы ваши понятны и закономерны.

- Выставочная практика такого свойства все больше беспокоит общество: не секрет, что сегодня в России существуют политические информационные технологии, которые используют и такие события-выставки. Возможно сведение неких социально-психологических реакций, «проводящих» общество через лабиринт артефактов, событий с целью манипуляций массовым сознанием — для подавления здоровой общественной реакции на события судьбоносные для народа, страны. Вы хотите острых ощущений? — Пожалуйте! Шеремето-голиздринский и другие телевизионные проекты, выставка «Убийство царской семьи», обсуждаемая нами выставка мутантов… а далее — выборные «баталии». Каким человек придет к избирательной урне?

- Это нормальный психологический закон (бытия современной практической психологии? — Р.И.) — манипулирование сознанием, восприятием, мышлением, принятием решений. Выставка как событие может быть использована для манипуляции сознанием в чьих-то целях. Можно и так рассматривать.

- Значит, обществу пора задуматься — как защищаться от манипуляций.

- Манипуляции сознанием не всегда бывают отрицательны. Это ведь и сброс негативных реакций. Но это можно рассматривать и как «галочку» в анти-алкогольной, анти-наркотической борьбе. Администрация будет отчитываться — Шеремет работает, вовсю показывает, как в некоем поселке идет активная борьба, в городе чистота и порядок, только из форточки вон того дома иногда что-то бросают… а вот еще и выставка проведена, дети пришли, столько-то тысяч ее посмотрело, это имело положительное влияние… Но это — неуважение к тому, кто смотрит.

Уродство — всегда страдание. Всегда расплата — за грех бытия — свой и предков. Грех сознаваемый и несознаваемый. Уродство, несовместимое с жизнью — трагедия природы. И Суд Божий.

В народной жизни переживание этого несчастья и всякое суждение о нем имеет очень жестко регламентированную традицию, отраженную в поведенческих нормах, безусловно выполняемых личностию, в обрядах, в элементах материальной и художественной культуры.

Почему? — Традиционное общество очень, точно фиксирует состояния и микширует их последствия с помощью выверенных временем артефактов — обычаев, обрядов. Вспомните: рождение, крестины, вступление в брак, проводы в армию, страдание, болезнь, похороны — пики психических состояний, связанных с жизнедеятельностью человека. И во всем высочайшее проявление народной культуры. Слишком глубинные процессы генетического, физического, психического, духовного и общественного бытия человека, его отношения с миром Божиим затрагиваются переживаниями.

Христианство в этой ситуации видит прежде всего душу болящего и душу человека, соприсутствующего ему. Отсюда и этика всякого прикосновения к теме. Этика милосердия.

Церковь учит нас: не любопытствуйте. Почему? В природе любопытства есть опасная грань, точно выраженная в евангельской истории искушений Иисуса Христа диаволом, перед тем как отправиться Ему проповедовать миру Божественную Истину. Посмотрим, как всемогущ Господь — имел ввиду падший ангел, предлагая Иисусу Христу шагнуть в бездну. Если Бог всесилен, Он не даст погибнуть Сыну. «Зачем же буду искушать Отца Моего!»

Господь дал пример отношения к соблазну, к нездоровому любопытству. Если мы этому любопытству открыты, мы и сами больны душой. Какая радость бездеятельно наблюдать искажение природы, если уже ничего не исправить? Только одна злая радость — этому еще хуже, чем мне! Этот — хуже чем я.

Чувство это на самом деле — ослабляющее, пустое. Что за ним? Не верю я, что желание остепениться, во всех смыслах. Потому что в самом начале была иная цель, удовлетворен другой запрос — прикрыть внутреннее духовное око — на свое недостоинство. Мне думается, в этом простой расчет двух встречающихся на выставочной площадке — зрителя и организатора. Оба лишают себя сопереживания другого качества — из которого только и может воспитаться здоровое — «нет!» То самое «нет», после которого не только не потянет к наркотику, папироске, ко всему, что сопровождают эти символы, что собирает людей для греха. Для ошибки. Для разлучения с Богом.

Раиса Ильина
г. Екатеринбург

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

7 декабря — церковный День города Екатеринбурга

ЕКАТЕРИНБУРГ. По благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, в 1999 году 7 декабря, в День памяти святой великомученицы Екатерины, традиционно будет праздноваться церковный день города Екатеринбурга.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Художественная литература и Православие

Как-то уж так произошло, что почти вся мировая художественная литература носит либо обезбоженный, либо насмешливо-равнодушный по отношению к Творцу нашему характер. Правда, в первое тысячелетие Эры Христовой, в столетия, весьма неудачно именуемые Средневековьем

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс