Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (20) → Отец Феликс

Отец Феликс

№7 (20) / 7 января ‘95

Екатеринбургская епархия

Визовская площадь Субботников, заводская проходная, дворец металлургов, трамвайное кольцо. Здесь же символ военного лихолетья — образ скорбящей матери над павшими в годы войны заводчанами. И почти рядом, в нескольких десятках метров, другой скорбный символ жестокого гонения, унижения и уничтожения православия, который своим неказистым видом вряд ли привлекает к себе чье-либо внимание. Это бывший храм во имя Успения Божьей Матери, изуродованный и превращенный ревнителями «коммунистического рая» в хлебозавод № 3. А совершено это кощунство 65 лет назад в феврале 1930 года. Узаконив Декретом от 23 февраля 1922 года откровенный грабеж церковных ценностей и провоцируя тем самым верующих на их защиту, большевики вызвали около 1500 правовых столкновений, большая часть которых произошла в марте 1922 года. Естественно, что вина за эти события в Москве, Петрограде, Смоленске, Шуе и других городах была возложена на духовенство и верующих. Уже в конце марта «Известия» публикуют особый «Список врагов народа». В их числе Патриарх Тихон «со всем своим церковным Собором», Уфимский епископ Андрей (князь Ухтомский), Сибирский съезд всего духовенства (19 архиереев, 50 архимандритов и множество священников и монахов), монахи Спасского монастыря Ярославской губернии, ростовские священники и монахи и др. По личному указанию В. И. Ульянова зимой 1922/23 г. в стране прокатилась волна судебно-показательных процессов. Ревтрибуналы «рассмотрели» 250 дел по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Отметим, что мотив изъятия большевики избрали в той ситуации беспроигрышный — помощь голодающим Поволжья и других регионов. В действительности церковные ценности ушли на содержание армии, госаппарата, формирование валютного фонда и … частично были просто разворованы представителями власти, проводившими изъятие.

По решениям ревтрибуналов только в 1922 г. было расстреляно более 8 тысяч священников, монахов и монахинь. Они составили почти третью часть от общего числа невинных жертв (25 тысяч), т. е. 17 тысяч — это активные верующие — миряне.

Именно в этой обстановке преследования и репрессий часть духовенства вела активное сопротивление вмешательству власти в дела Церкви, сохраняя верность канонам Православия и Патриарху Тихону.

В 1924 году Екатеринбургское ГПУ информирует центр о том, что «Тихон, по мнению почти всех церковников, или по крайней мере громадного большинства, бесспорно — Святейший Патриарх Московский и всея Руси»…

Фактически все Екатеринбургские приходы в 1924 году поддерживали Патриарха Тихона. Местное ГПУ, анализируя соотношение сил тихоновцев и обновленцев-раскольников, отмечало, что работа приходских церковных Советов «нашла своего опытного руководителя в лице священника местного Кафедрального собора Козельского Феликса, в 1923 году высланного из Читы за подобную работу»…

Документы следственного дела свидетельствуют, что Козельский Феликс Михайлович родился в январе 1891 года в селе Вознесенском Вознесенской волости Шадринского уезда Пермской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию. В 1920 — 1922 гг. служил преподавателем-инспектором Забайкальской духовной семинарии в Чите. По приезду в Екатеринбург он подвергся трехдневному аресту. Поскольку каких-либо конкретных мотивов документы не фиксируют, можно лишь предположить, что Козельский как административно высланный из Читы был задержан для внушения определенных установок местным ГПУ. Проявляя твердость характера и стойкость духа, «не внял» своеобразному «предупреждению» ГПУ. На собрании приверженцев Патриарха Тихона 8 июля 1925 года в Кафедральном соборе было принято решение об отделении от обновленческого Синода.

Инициатором размежевания с обновленцами был Козельский, который совершил ряд поездок по епархии с целью организации тихоновцев, в их числе и поездки в село Савинковское Камышловского уезда. В связи с этим местным уполномоченным ГПУ «дано срочное задание проследить за работой Козельского и результаты срочно сообщить».

Полномочное представительство ГПУ на Урале, обеспокоенное ростом влияния тихоновцев, просит согласие центра применить к некоторым выдающимся активным деятелям тихоновщины, таким, как Козельский и архимандрит Верхотурского монастыря Ксенофонт, «тех или иных репрессий вплоть до административной высылки, на что ожидаем от вас соответствующих директив» …В документах следственного дела такого разрешения не имеется, но тем не менее Козельский был арестован и отсидел в тюрьме 1, 5 месяца (1925). После выхода широкоизвестного постановления СНК и ВЦИК «О религиозных обществах» от 8 апреля 1929 года, в Свердловский окружком поступает очередная сводка ГПУ. Во-первых, ГПУ считает решение Свердловского горсовета «о закрытии Никольской церкви в районе ВИЗа» ошибочным, т. к. эта «церковная организация является политически обезвреженной, активной политической работы не ведет». Во-вторых, предполагалось провести общественную работу по подготовке к закрытию Успенского собора. В пользу последнего предложения, по мнению ГПУ, «говорят следующие соображения: Успенский собор является пунктом группировки чуждых и антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое влияние на рабочих, и закрытие этой церкви пройдет при большом сочувствии рабочих». Последнее заявление чекистов не подлежит сомнению, т. к. большевики всегда умели на должном уровне «организовать» одобрение и сочувствие «народа» своим начинаниям, даже самым бредовым. Одним из первых в ряду "чуждых и антисоветских элементов» был Козельский Ф.М. После ареста в 1925 году он был переведен в Лузинскую церковь, а в 1928 году назначен настоятелем Успенского собора на ВИЗе. Каменная единоверческая церковь в честь Успения Божьей Матери была заложена на месте деревянной церкви в 1831 г. священником Сергием Диаконовым. Строительство велось «тщанием» владельца завода Яковлева Алексея Ивановича и было окончено в 1838 году. Храм имел колокольню и внутри украшен живописью. Имел два престола. Главный — в честь Успения Божьей Матери, освященный в марте 1838 года Пермским архиепископом Аркадием. Предельный престол (северный) — во имя святого Николая Чудотворца, освящен по благословению епископа Шадринского Стефана (Знамировского) 11 декабря 1926 года. В феврале 1930 года в помещении собора, во время заседания Президиума церковного Совета, без предъявления ордера, был арестован настоятель собора Козельский Ф. М. В этот же день церковное имущество было описано финотделом и вывезено… Собор был закрыт.

Закрытие храмов приобрело столь массовый характер, что судьба Успенского собора была уготована и остальным храмам ВИЗа. Так в бывшем Никольском (во имя святого Николая Чудотворца) храме располагался не так уж и давно кинотеатр «Сталь», а позднее, после реконструкции — мастерские «Росмонументискусство». Почти одного возраста с Успенским собором Христорождественская церковь. Ее постройка была завершена в 1831 году. Эта старообрядческая церковь была передана обществу единоверцев «со всеми иконами, утварью, имуществом» 29 октября 1837 года и освящена 2 января 1838 года Пермским архиепископом Аркадием.

В 1930 году церковь была закрыта и передана Верх-Исетскому дому пионеров. В годы войны здесь размещались цехи эвакуированного завода «Укркабель» (позже «Уралкабель»), а после войны до 1975 года продсклады Верх-Исетского райпищеторга. 15 июля 1978 года здесь был открыт заводской музей.

Примерно в это же время была закрыта Нагорная (во имя Всех Святых) церковь, построенная в 1813 — 1822 годах по проекту архитектора Малахова. Сейчас на ее месте располагается завод «Уралкабель».

О Лузинской (во имя Александра Невского) церкви, построенной на средства купца Лузина и освященной в 1895 году, сохранились также лишь воспоминания. На ее месте (Мельковская площадь по Арсеньевскому проспекту — ныне ул. Свердлова) в 1956 году был построен корпус Уральского электромеханического института железнодорожного транспорта.

Возвращаясь к судьбе Козельского, отметим, что на первом же допросе (18 февраля 1930 года) он доказывает совершенную непричастность своих проповедей к событиям «политической и хозяйственной жизни», которых «никогда не касался». Тем не менее 19 февраля принято Постановление ППОГПУ по Уралу. Согласно этому документу Козельский Ф. М. изобличался «в использовании церковных проповедей в целях агитации против мероприятий советской власти, в распространении провокационных слухов о гонении на религию. Мерой пресечения на период следствия решено избрать содержание под стражей в Свердловском изоляторе. Один из свидетелей показал, что он в своих проповедях осуждал безбожников и закрытие церквей. В конспекте для проповеди, изъятом в числе других документов при аресте Козельского, записано: «Строгое отношение Спасителя к людям, вводящим в соблазн других людей. Пояснить эту мысль на примере распространения заразной болезни в здоровой местности. Соблазн неверия и холодного безразличного отношения к вере расшатывает в людях известный круг крепких и здоровых церковных привычек. От этого отношения вся русская жизнь зашаталась».

Все перечисленные помыслы и деяния, среди которых было еще и «тайное преподавание Закона Божьего детям», составили основу обвинительного заключения ППОГПУ по Уралу от 11 апреля 1930 года. Дело Козельского направлялось в коллегию ОГПУ для внесудебного рассмотрения.

Согласно постановлению тройки ППОГПУ по Уралу от 16 мая 1930 года принято решение: «Козельского Феликса Михайловича заключить в концентрационный лагерь сроком на 5 лет, считая срок с 19 февраля 1930 года.» …На основании Указа ПВС СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40 гг. и начала 50-х годов» Козельский Феликс Михайлович был реабилитирован. По документам следственного дела так и не установлена его дальнейшая судьба. Даже если он выжил в лагере, то впереди был 1937 год…

Виктор ЭНДЕБЕРА
Екатеринбург

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс