Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос о спасении стоит остро для каждого, кто задумывается о том, что такое жизнь, что такое смерть, что такое жизнь вечная. Мы все хотим спастись. Мы знаем, что первый, кто вошел в Царство Небесное, был разбойник, убийца. И уж раз он туда вошел, то мы-то точно туда попадем. Но ведь не каждый будет спасен. Так от чего нас нужно спасать? От болезней? От нездоровья? От финансовых проблем? От кого или от чего нас спасает Христос?
– Благоразумный разбойник признал себя достойным тех страданий, на которые был обречен вместе со Христом и с другим разбойником. Мы достойное по делам нашим принимаем. Он сознавал себя грешником, а если кто-то грешником себя не признает, то Христос ему не нужен, потому что Христос пришел спасти грешников и избавить нас от власти греха, Он умер за наши грехи. Об этом неоднократно говорит апостол Павел. Так, в Послании к Коринфянам, не упоминая о проповеди Христа, он говорит: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что Воскрес в третий день, по Писанию.
Три действия Христа: Он умер за грехи наши, был погребен и Воскрес. Если мы веруем так, если это приняли от апостола Павла, митрополита Антония, Патриарха Алексия, отца Иоанна (Крестьянкина), мы – христиане.
А если мы свой грех не видим, то это наша христианская беда. Видение своих грехов по-разному открывается в людях, или пока не открывается. Мы много времени в нашем храме уделяем служению трезвения. И я еще не встречал того, кто, пройдя через алкоголизм, наркоманию, игроманию, сказал бы, какой он хороший человек. Он прекрасно понимает, какого дна достиг. Люди, познавшие грех в самом грубом, самом отвратительном его проявлении, понимают, что они грешники и что им нужен Спаситель.
А человек, что называется, теплохладный, может быть, и многое знающий, поднаторевший в образовании и в обучении других, но греха своего не видящий, и в Священном Писании будет сомневаться. Он будет указывать на грехи других, на грехи Церкви, на грехи кого угодно, только не на себя.
Так что Христос спасает нас от греха и от неведения греха. Чтобы увидеть грех, надо знать, что же это такое. Узнать хотя бы заповеди Божии, почитать отца Иоанна (Крестьянкина), его «Опыт построения Исповеди». Христианское чтение дает возможность увидеть хотя бы контуры нашей греховности. И когда человек всерьез посмотрит на себя изнутри, то увидит гнездящийся в нем грех.
Вспоминается стихотворение Александра Блока: «Люблю высокие соборы, душой смиряясь, посещать…». И дальше поэт описывает, как его душа раздвоена, он мучается в этой раздвоенности, прячется в церковность от своей внутренней раздвоенности, своей греховности. По крайней мере, Блок честно признает, что раздвоенность в нем есть.
А современный человек чаще всего не признает себя раздвоенным. У него все хорошо – высокая зарплата, дети, на личном фронте все прекрасно. И тогда беда в том, что мы не познаем своей греховности. И дай нам, Господи, не быть слепыми!
Мы сейчас не можем существовать без компьютера или телефона. Может быть, мы таким образом можем воспринимать и Евангелие? Была история, когда компьютер попросили перевести выражение «дух бодр, плоть же немощна». И компьютер перевел это так: «спирт хорош, мясо протухло». Знание нас никак не спасает, но знание может помочь нам прийти к пониманию спасительной жертвы Христа?
– Конечно, может. Бывает, что мы просто тратим время зря. Мы не учимся в это время, не познаем не только Евангелие, но вообще не делаем ничего созидательного. Просто бегаем по интернету, как мышки по закромам, ухватываем какие-то ненужные колоски, ненужные обрывки информации. И это тоже, мне кажется, то, от чего нас может спасти Христос. От всеядности. У меня этих кусочков миллион, но нет цельности, ощущения самого себя. Я не говорю о познании Бога, Фаворского света, но надо хотя бы суметь себя самого ощутить цельным. А я не всегда это ощущаю, потому что тыкаю в этот гаджет и ухватываю кусочки, которые не выстраивают мою душу.
Вопрос от Татьяны из Москвы: «Тема бесподобная, как раз про меня. Неужели найдется такой человек, который скажет, что он безгрешен? Мне кажется, нет такого. Совесть в каждого заложена Господом. Я прожила 65 лет, и меня замучили мои грехи. Может быть, я не так исповедуюсь? Я говорю одно и то же, и при этом искренне считаю себя самой грешной во всей Вселенной. Исповедуюсь, а грехи меня все равно мучают, точат. Что я не так делаю?»
– Наверное, все-таки мучают вас больше воспоминания о грехах юных дней. Наверняка вы не раз их исповедовали и, может быть, сейчас перешли на уровень сомнения: а прощены ли вам тяжкие грехи? Или вас уже на психологическом уровне мучают эти воспоминания. И тогда надо исповедоваться не в тех прошлых грехах, что вы когда-то сделали (в них вы, наверное, уже много раз исповедовались), а в том, что вас мучают сомнения в прощении этих грехов, и от этого вы страдаете. И перейти мысленно надо не на то, что вы когда-то совершили, а на те страсти, которые мучают сейчас. Может быть, это гнев, уныние, печаль – все то, о чем говорит «Добротолюбие», о чем говорят Игнатий (Брянчанинов), Оптинские старцы, Иоанн (Крестьянкин). Мы должны перейти к актуальному содержанию нашей жизни, а не к тому, что у нас было 65 лет назад.
У многих из нас 65 лет назад в жизни были всякие ужасные вещи, но ведь мы же живы до сих пор. Господь простил нас, Господь продлил нашу жизнь. И это, мне кажется, свидетельствует о том, что Господь прощает эти грехи, не пресекает их смертью, не пресекает их какой-то тяжкой болезнью, когда и слова не можешь сказать. А вас, скорее всего, борет уныние, сомнение в прощении этих грехов. Наверное, вот об этом надо теперь говорить на Исповеди. Тогда это от вас отойдет, вы начнете работать с теми страстями, что вас сейчас обуревают. Страсть может быть нематериальна, может быть на психологическом, духовном уровне, вы пока ее не видите, потому что прошлые грехи и воспоминания о них вас мучают. Попробуйте осознать сначала, что вы печалитесь о том, что давно прошло, а значит, выказываете свое маловерие. Когда это осознаете, скажете на Исповеди, – получите облегчение.
Одна из тех молитв, которые нам часто помогают, – молитва Иисусова. О чем мы просим, когда говорим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного»? Можно ведь сто раз прочитать эту молитву, а в результате ни одного раза не помолиться. А можно помолиться один раз, но как будто ты произнес ее десять тысяч раз. Когда мы обращаемся к Господу с молитвой, бывает так, что наш разум находится где-то далеко, уста наши говорят молитву, а сердце – хладное. Что в этом случае делать? Господь слышит любую молитву, лишь бы она была произнесена? Или Он все-таки слышит ту, что произнесена от сердца, не столько умом, сколько сердцем?
– Он слышит ту молитву, которую я сам слышу, которую не вычитываю, как газетную статью. Или как какой-то слоган повторяю. Я сам присутствую в этой молитве. Кому-то Иисусовой молитвы достаточно, и он весь в ней пребывает, не рассеивается на этот мир. А кто-то читает Псалтирь, там гораздо больше разнообразных смыслов, нежели в одной Иисусовой молитве. Она в этом отношении намного суше, но кому-то достаточно и ее. Поэтому, мне кажется, самая главная молитва – та, которую я сам слышу. Нельзя сказать, что вот это – сильная молитва, надо ее прочитать. В таком случае мы относимся к молитве как к заговору, как к определенному порядку слов, результатом коих будет некое магическое действие. Мы так не с живым Богом общаемся. Так не надо к молитве относиться, к чтению самых прекрасных сборников канонов и акафистов не надо относиться как к способу достичь желаемого. Мы на Бога уповаем, а не на порядок слов, не на часы, проведенные нами в чтении этих канонов и акафистов. Кто может вмещать большие, длинные, написанные кем-то молитвы – дай Бог, только бы внимание было. А кто не может – прочитайте «Отче наш» или Иисусову молитву, только чтобы вы были в этой молитве, и тогда Бог ее услышит.
Вопрос от Дмитрия из Гатчины: «Как говорил один святой, здравие души наступает тогда, когда видишь свои грехи, как песок морской. Но Иуда Искариот тоже увидел свой грех, и он тоже раскаялся, но неправильно, он впал в отчаяние. Как научиться видеть множество своих грехов и в то же время избежать отчаяния и прийти к правильному покаянию?»
– Мне кажется, умение видеть свои грехи, как песок морской (прекрасные слова святых отцов), мало кто может понести в наше время. Когда мы начинаем видеть свои грехи, как песок морской, многие из нас впадают в отчаяние. «Какой я грешник, я уже ни на что не способен, я ничего не могу, я не способен ничего делать, я столько натворил!» Святые отцы первых веков христианства были сильны, они могли такой помысел нести, а нам надо искать Христа. Я вижу Христа в своей жизни, несмотря на мои грехи, которые, как песок морской, или, как гравий на старом щебеночном карьере. Господь меня все равно милует, дает мне жизнь, дает мне познание Себя, возможность что-то сделать хорошее. И вот это главное! Если я вместо того, чтобы искать Христа, начну искать свои грехи, то могу впасть в отчаяние, а хорошего в отчаянии ничего нет.
Но если мы, ища Христа, испытываем особый восторг или видения нас посещают, голоса слышатся, то можно, конечно, и с ума сойти. Избави Бог от такой прелести. Но видеть исключительно свои грехи – душевредно. Я за себя могу сказать: когда вижу свои грехи, я впадаю в отчаяние, потому что они бесконечные, они меня отягощают. А когда я все-таки даю себе возможность заметить, что Христос меня тут помиловал, тут дал что-то интересное, тут послал на моем пути человека замечательного, тут сложились обстоятельства, которых я не ждал, не чаял, это дает намного больше пользы, нежели когда видишь исключительно свои бесконечные грехи и зацикливаешься на них. Следствием видения бесконечных своих грехов является большей частью печаль, отчаяние и уныние. Мы можем видеть Христа, можем видеть, что, несмотря на грехи, Господь нас помиловал. «Благодарю Тебя, Господи, как Ты добр ко мне!»
Вопрос от Владимира из Воронежа: «Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. За все благодарите. А как в нашем сумасшедшем мире хотя бы попытаться это исполнить? Мы и гневаемся, и осуждаем, и грешим, заботы нас обуревают и хлопоты. И есть такое выражение: молитва всуе. Но ведь вообще не молиться нельзя, и получается, что той же Иисусовой молитвой мы как через какой-то бурьян, какой-то бурелом молимся. Молитва где-то там, внизу, а все греховное – наверху».
– Вспоминается притча из жития батюшки Амвросия Оптинского. Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! Так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!
Это некий образчик молитвы посреди суеты. Но мне кажется, еще можно к этому добавить реальное ощущение себя и ощущение Бога. Ведь, если молитва будет в суете, я и сам ее не услышу. И слышит ли ее тогда Бог? Может быть, стоит отказаться от какой-то интернет-занятости, от лишних слов, лишних действий ради того, чтобы минуточку постоять с собой наедине, наедине с Богом и сказать Ему несколько искренних слов: «Господи, я суетился сегодня, я нашел только эти полминуты, когда еду в маршрутке, тут я могу помолиться, проезжая мимо храма; могу обратиться к Матери Божией, к святителю Митрофану. А все остальное время у меня занимают дети, работа, обязанности. И только в маршрутке, проезжая мимо храма, я могу обратиться к Тебе!» И за это поблагодарить Бога. Масса людей вообще о Боге не думает, тем более о том, что у них какая-то проблема в молитве. Люди этим не озабочены, люди озабочены большей частью своим мирским преуспеянием, положением. И нельзя их за это судить, потому что мир сейчас очень труден. Надо как-то обеспечивать свою семью, на это надо очень много сил.
Но если мы хоть капельку веруем, что Господь нам подаст просимое, то можем хотя бы в маршрутке обратиться к Богу, и Он услышит нас и из маршрутки.
В Воронеже, недалеко от семинарии, есть удивительной красоты Богородичный храм. Когда едешь мимо, его особо и не видно. Но стоит только свернуть в сторону на десять метров, как храм открывается во всем великолепии! И я подумал, что если так остановиться, то действительно Бог откроется нам, как этот храм.
Вы говорите, что есть люди, которые думают только о мирском, только о деньгах, о каких-то проблемах, связанных с этим миром, и не задумываются о Боге. Им Спаситель и не нужен, потому что Спаситель нужен грешникам, осознающим свою греховность. Фарисеям Господь был не нужен. Мы не знаем, кого спасет Христос. Как говорят, когда окажемся там, то будем удивлены, с кем нам придется встретиться, потому что мы думали, что Господь не спасет этих людей. Господь спасает не за дела, но по благодати. Так кого и от чего спасает Христос?
– Я думаю, что в нашем Отечестве многолетнее пленение безбожием не прошло даром. И для людей старшего поколения открытие церквей 35 лет назад еще пока мало что значит. У них с детства – комсомол, партия, десять заповедей строителей коммунизма. Это все подавалось как то, на что нужно опираться. А Церковь – это нечто новое. Поэтому я бы не выносил суждение, кого Бог спасет, когда и за что. Наверное, я бы переложил на Бога этот вопрос, Он дождит на праведных и неправедных. И, может быть, будет особый спрос с того, кто назвал себя христианином, принял Крещение, изучил догматическое и нравственное богословие и все в теории знает, книжки читал, с людьми, с отцами общался. А как я могу сказать, что человек, который учился в школе строителей коммунизма, но не разрушил храм, не позволил аборта, вырастил сыновей, помогает внукам, живет по совести, не будет спасен из-за того, что он не церковный?
Я бы все-таки возложил этот вопрос на Господа Бога. А уж если мы можем этим людям сказать что-то доброе, показать это доброе, церковное своей жизнью, особенно исполняя заповедь о любви, то мне кажется, тогда и будет на Русской земле какое-то новое просвещение. А пока просвещение ограничивается тем, чтобы поставить свечку. И не дай Бог, если чью-то свечку затронешь, тогда тебя сразу могут затоптать. Это печальное просвещение, когда церковность измеряется количеством свечек, а книги никто не читает, в душу свою глядят мало. Дай Бог, чтобы просветительские передачи телеканала «Союз» затрагивали людей изнутри, а не только со стороны каких-то бытовых вещей.
Вопрос от Ирины из Ярославля: «Мне 62 года, и я до конца еще не понимаю, что такое грехи, что такое слабости, как с этим бороться. Мне кажется, в наше цивилизованное время у нас столько всяких соблазнов, отвлечений… Не было бы у нас ни интернета, ни телевизора (хотя можно просто их выключить), мы бы читали Библию, ходили в церковь. Нас все соблазняет, нам все интересно: кто на ком женился, кто где победил. Мне кажется, Иисус Христос, как маяк, до сих пор мне указывает, куда идти, а куда не идти. Я крестилась в 30 лет и только сейчас вдруг узнаю, что вот это – правильно, что надо, оказывается, вот так поступать. Раньше я знала, что можно, а что нельзя, но сейчас это осознанно понимаю. Господь нас охраняет, как детей, Он нас оберегает».
– Мне кажется, вы почувствовали это ведение Богом вашей собственной души, вашей судьбы. И это самое главное. Не для того я читаю «Закон Божий», смотрю передачи, чтобы сына своего или соседа наставлять, как ему надо себя вести. А узнаю, как мне себя вести, как преодолеть грех, преодолеть свои привычки. И тут, конечно, просветительские передачи, говорящие о внутреннем содержании христианства, очень важны. И бывает так, что кто-то от свечек, от цветочков, принесенных к иконе, потихонечку перейдет к тому, что и Евангелие откроет, откроет какой-то святоотеческий текст, митрополита Антония Сурожского почитает. И это затронет до глубины его сущность.
Вы на добром пути находитесь, дай Господь всем нам видеть это водительство Божие в своей жизни и обращать его прежде всего к себе, а не к тому, чтобы учить других, как это нередко случается.
Давайте будем подводить итоги. Когда мы просим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас спас, мы должны понимать, что просим спасения не от болезней, не от бедности, не от каких-то нестроений. От чего мы просим спасения у Господа?
– Прежде всего от греха, от власти греха. Если я делаю грех, то подпадаю под его власть, расту рабом этого греха, разных грехов, не обязательно грубых. Можно мысль тщеславную заиметь в голове – и ты раб тщеславия.
Я уверен, что многие из тех, кто приходит в ваш храм, чтобы избавиться от греха наркомании, алкоголизма, лудомании, получили избавление от своих страстей. Поэтому можно очень просто сказать, что это еще один храм Спаса.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.