Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1317) → Матушка Валентина Красноярцева: Жизнь – как день

Матушка Валентина Красноярцева: Жизнь – как день

№36 (1317) / 15 сентября ‘25

Вторая половина

Начало осени – время светлое, хранящее летнее тепло. Листва на деревьях еще зеленая, но скоро она заиграет ярким многоцветьем, радуя нас и все-таки наводя грусть, – впереди холода. Осень жизни по-своему прекрасна для тех, кто помнил о ней всегда, ждал ее, готовился к ней. Такие люди и в свою осеннюю пору светятся мудростью и любовью.

Дом с окнами в сад – яблони, абрикосы, сливы – все свое, все очень вкусное. И цветы, много цветов. Это огромная любовь хозяйки большого дома – матушки Валентины Красноярцевой.

Матушка Валентина Красноярцева: – Я подхожу и говорю цветам: «Ты моя лапочка, ну что, расцвел? Как у тебя самочувствие? Чего тебе не хватает? Пить хочешь? Сейчас я тебя полью. Или может тебя подкормить удобрением?» Так с ними разговариваю.

Огород есть тоже, это обязательно: овощи, корнеплоды отвечают на заботу о них щедрым урожаем и неповторимым вкусом. На грядках разнотравье не только для красоты.

м. Валентина: – Чабрец, зверобой заготовила. Я была в деревне, приехала, а у батюшки проблема – температурит, ковидом заболел. Слабость такая, ничего не может кушать. Я быстренько заварила ему зверобой – день попил, на второй день ему лучше стало.

Уютным вечером душистый чай из садовых трав собирает и согревает семью. Правда, сегодня только старшая дочь Елизавета с дочками, а в составе семьи еще ее муж, сын, младшая сестра Вероника. Во главе стола – глава семьи протоиерей Павел Красноярцев. Отец Павел – почетный настоятель соборного храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Жигулевске Самарской области. В сане он 34 года, и 33 из них священник и его семья служат здесь.

м. Валентина: – Мы считаемся слабым полом, а я говорю: если жена подставит в тяжелую минуту мужу свое слабое плечо, то семья выстоит, состоится.

Вся их долгая семейная жизнь – подтверждение этих слов матушки Валентины. Отец Павел родился и вырос в селе Изобильном Соль-Илецкого района Оренбургской области в семье фронтовика. Старшего брата никогда не знал – тот погиб на фронте. Мама, пережившая эту трагедию, не могла не быть верующей, вопреки мнению папы, партийного работника.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Он пришел однажды домой и матери говорит: «С райкома пришло распоряжение, чтобы снять иконы». И повесить своих «богов» – Ленина, Сталина и прочее. Мать ему говорит: «Ты как хочешь: хочешь – снимай, а я снимать не буду». У него тоже рука не поднялась – иконы так и остались висеть.

Отца из рядов КПСС исключили. Он был очень обижен на партию, а мама благодарила Бога, что услышал ее молитвы. Павел всегда любил рисовать и видел себя в будущем художником. Однажды он даже нарисовал святого Николая Чудотворца.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Мама его повесила на стену. Бабушки приходили, им понравилось, они стали тоже просить, чтобы я рисовал им иконы, я и бабушкам стал рисовать.

Конечно, поплатился за это исключением из школы, правда недолгим – всего на неделю. Папа вступился, пристыдив весь педколлектив. «Исключить легко, – сказал он тогда, – а направить способности парня в нужное русло – труд». Эти слова возымели действие.

м. Валентина: – Он всегда рисовал в школе стенгазеты – такой был художник. По географии, по истории нужно было портрет кого-то, какого-то полководца – он рисовал учителям.

Матушка Валентина училась в той же школе, что и отец Павел, но двумя классами младше. Пришла после окончания начальной школы в казахстанском селе, в трех километрах от Изобильного.

м. Валентина: – Там степи, луга, цветов много. Мама моя очень любила вышивать и просила меня пойти в поле, нарвать ей цветов. Глядя на эти цветы, она рисовала их, а потом переносила через кальку на ткань и вышивала.

Она родилась в дружной многодетной семье. С раннего детства родители приучали детей к труду – работы на селе всегда было много, со всем справлялись с Божией помощью.

м. Валентина: – У мамы была Казанская икона Божией Матери – она всю жизнь передавалась в нашей семье: старенькая, закопченная, потемневшая, но мама ее очень любила, ценила – семейная реликвия.

С этой иконой юная Валентина поехала поступать после школы на инженерно-экономический факультет в один из вузов Ташкента.

м. Валентина: – Я хотела ехать в Ленинград, поступать в институт, а подружка моя говорит: «Давай поедем в Ташкент, посмотрим, как виноград растет, какие узбеки, – это же интересно. Мы, может, вообще в жизни туда не попадем».

Подружка не поступила, вернулась домой, а Валентина осталась учиться в городе-мечте, где гостеприимные люди, изобилие фруктов, зелени, любимых цветов.

м. Валентина: – Цветет все, фруктовые деревья растут – это сказка. Я была членом бюро факультета, старостой, комсоргом – общественным деятелем.

То, что из их школы она не одна учится в Ташкенте, Валентина узнала во время очередных каникул на вечере встречи выпускников. Туда же пришел Павел Красноярцев, студент Ташкентского художественного училища. Разговорились, обрадовались, что в другой республике есть кто-то свой.

м. Валентина: – «А можно я приду к тебе в гости как-нибудь?» – «Приходи». Он пришел с банкой варенья из смородины. Стал раз в неделю приходить. Иногда мы в кино ходили, иногда просто гуляли – денег не было.

Просто гуляли четыре года и однажды поняли, что им надо быть вместе. После окончания художественного училища Павел Красноярцев решил поступать в Ташкентский театрально-художественный институт имени Александра Островского.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Мой диплом в художественном училище – «Ленин в крестьянской семье». Нарисовал нашу деревню, самовар, дедушек, бабушек своих и посадил Ленина туда.

м. Валентина: – Я ему позировала. Там бабушка, дедушка и внучка – я позировала.

Валентина была не только постоянной натурщицей у своего мужа-художника, но и его первым строгим критиком.

м. Валентина: – Как ни странно, наверное я душой чувствовала, когда ему говорила, что здесь цвет немножко изменить, тень немного переборщил, чего-то прибавить, или убавить – когда он нес работу на художественную комиссию, они те же самые замечания делали.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Шесть лет проучился, через шесть лет они оставили меня в институте преподавателем. Я проработал 13 лет преподавателем.

А его жена окончила аспирантуру, поработала на кафедре, но потом ушла из-за пресловутого квартирного вопроса. Какое-то время трудилась в экономическом отделе одного из учреждений главного управления исполнения наказаний при министерстве юстиции СССР.

м. Валентина: – Потом я перешла в управление министерства внутренних дел Узбекистана и проработала там все годы – ветеран труда, есть медали, удостоверения.

Если бы кто-то из коллег по ответственной работе узнал, что новая сотрудница верующая, она бы вмиг лишилась и места, и всех положенных льгот. Она и девочек своих крестила тайно.

м. Валентина: – Я молилась и не показывала, что верую. Ложилась спать, под одеялом перекрещусь, всегда говорила: «Боженька, помоги мне».

Когда же в 1990-м в Ташкенте открылось духовное училище, и муж, преподаватель театрально-художественного института, решил поступить еще и туда – испытала легкий шок.

м. Валентина: – Когда он пошел в училище, я ему говорю: «Зачем ты идешь? У тебя прекрасная профессия, два образования, хорошая работа, ты преподаешь на кафедре – что тебе еще надо?» А он говорит: «Я хочу глубже знать историю, и потом – я же верующий человек».

Ему были нужны в том числе и знания иконописи – он уже участвовал в росписи Ташкентского кафедрального собора. Не постеснялся в 45 лет снова стать студентом. Вдумчивый, семейный, что немаловажно, он привлек внимание Правящего в то время архиерея. Примерно через год Павел Красноярцев встал перед выбором – искусство или церковное служение?

Протоиерей Павел Красноярцев: – Моя цель была – стать знаменитым художником, не меньше, чем Репин, Рубенс, Врубель. Слава Богу я им не стал. Работа на дьявола – это все гордыня.

м. Валентина: – Когда он решил рукополагаться, я бастовала. Говорю: «Как мы жить будем?» Образ жизни полностью должен поменяться. Я светская женщина, была председателем профкома на работе много лет. Как я теперь буду?

Уже наступили переломные 90-е, уже началось движение республик, в том числе Узбекистана, по выходу из Советского Союза. По объективным обстоятельствам рукополагали отца Павла в России, в Курске. Год он служил на Курщине, семья оставалась в Ташкенте. К тому времени русское население стало подвергаться откровенным гонениям – это было страшно. Отец Павел приехал вовремя и забрал жену с дочками в Россию, в Тольятти. Сюда, по рекомендации знакомых, его пригласили служить.

м. Валентина: – Для меня это был, конечно, переломный период. Потом я подумала: «На все воля Божия». Буду стараться, познавать, постигать.

Отца Павла сразу направили в Жигулевск. На месте нынешнего храма был молельный дом в ветхом бараке. В 1995 году митрополит Самарский и Сызранский Сергий, в то время епископ, благословил строить в городе храм.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Перед тем как сюда приехать, в Курске мне попала брошюра Иоанна Кронштадтского, я прочитал ее, мне он так понравился. Я о нем знал, но эта брошюра мне очень понравилась. Приезжаю сюда, а храм в честь Святого Иоанна Кронштадтского.

В Жигулевске матушке Валентине предлагали работу по профессии, но отец Павел сказал: «Мне нужна помощница».

м. Валентина: – Пришлось быть и уборщицей, и швеей. Когда строили, я была, как снабженец. Батюшка дает задание, я еду, ищу, прошу, умоляю.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Бывало, что кирпичи привезут, никто не идет, не знает, она встает, начинает передавать, люди выходят, смотрят – матушка работает, они начинают помогать. Я иной раз даже говорил: «Не вмешивайся». А она говорит: «Нет, я буду вмешиваться». Я ей за это очень благодарен, потому что она облегчала мою жизнь. Если бы не они, мне одному здесь не справиться, потому что и матушка, и Вероника, и Лиза – все принимали активное участие в этом.

«Это наше детище», – говорит о храме матушка Валентина. Елизавета, тоже художник по профессии, расписывала храмовые стены. Вероника пела и читала на клиросе, хотя она детский стоматолог. На алтарных фресках и отреставрированных старинных иконах рука самого отца Павла. Этот храм построили к 1997 году – всего за два года.

Протоиерей Павел Красноярцев: – Ни разу не останавливали службу, правда, престол переносили с места на место. Постоянно мы здесь служили, за счет этого удавалось платить строителям.

Все это время, говорит отец Павел, чувствовалась Божия помощь. Проявлялась она через меценатов, прихожан, и не только. Икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы» в конце одной из Литургий во время строительства засветилась.

Протоиерей Павел Красноярцев: – От иконы шли волнами лучи – оранжевый идет свет, потом голубоватый, потом белый, желтый, потом какой-то еще. Объяснить это трудно, но ощущалась на душе радость, чувствовалось, что это благодать Божия.

Отец Павел и матушка Валентина – муж и жена почти 55 лет. Они – единственная семья в Жигулевске, которая столько лет живет в единственном браке.

м. Валентина: – Как один день. Даже не верится, что 55 лет, – пролетели годы. Мы с ним сидим иногда, говорю: «Слушай, отец, сколько мы уже друг друга знаем? Мы уже надоели наверное друг другу». Он говорит: «Мне еще не надоело».

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс