Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1310) → Матушка Наталья Бобоч: Цель – Христос и Царство Небесное

Матушка Наталья Бобоч: Цель – Христос и Царство Небесное

№29 (1310) / 28 июля ‘25

Вторая половина

Когда в череде дней и событий у нас происходит нечто значимое, мы говорим: «Жизнь разделилась на до и после». Значит, мы перешагнули некую черту, за которой уже никогда не захотим стать прежними. Для того, кто долго чувствовал беспокойство в душе, смятение, неприятие этой жизни, такой точкой невозврата является начало воцерковления.

Благовещенский кафедральный собор – удивительная по красоте доминанта центра столицы Республики Марий Эл города Йошкар-Олы. Жемчужина архитектурная, но прежде всего духовная. Здесь, в клире Благовещенского собора, служит диакон Артемий Бобоч, а в числе прихожан – его семья: матушка Наталия и четверо детей. Перешли сюда из храма Рождества Христова, где отец Артемий служил прежде.

Диакон Артемий Бобоч: – Владыка благословил из одного храма перейти сюда. В этом году три года, как меня сюда перевели.

Дом этой семьи гостеприимен и хлебосолен, но сразу возникает вопрос: почему матушка Наталия в разговоре с нами называет мужа диаконом?

Матушка Наталия Бобоч: – Наверное, мне так комфортнее. Дети тоже растут, им говорят: «Твой папа – батюшка». Они пытаются доказать, что папа не батюшка, а диакон. В том числе из-за этого – дети росли один за другим, нужно, чтобы они знали, как про папу сказать. А дома, конечно, обращаемся по-свойски.

Матушка Наталия родилась и выросла в прекрасном волжском городе Козьмодемьянске – географическом центре Горномарийского района республики.

м. Наталия: – Мой папа был на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Когда мне не было трех лет, он умер (в 1991 году). Папу я помню эпизодично. Отчетливо помню пластиковый конструктор, который есть до сих пор, мы с ним собираем домик – перед глазами такая картинка.

Последнее воспоминание об отце – проводы его в последний путь. Это была не первая потеря в семье. В неполные три года стал светлым ангелом один из ее братьев, Андрей. Наталия родилась уже после его ухода. Имя ей дал старший брат Эдуард.

м. Наталия: – Нас мама растила двоих, с огромной разницей – 13 лет. Я была еще в детском саду, брат уже учился в университете.

После ухода из жизни мужа мама Наталии посвятила себя детям. Настаивала, чтобы они получили хорошее образование. Наталия начинала учиться в обычной школе, а перед восьмым классом ее перевели в гимназию. Первый год училась в классе с педагогическим направлением. Потом – кадетский класс.

м. Наталия: – Мне так хотелось. Нравилась выправка, сборка-разборка автоматов, форма, хоровое пение, хореография… Был отбор в девятый класс, меня взяли. Это были чудесных три года.

Три чудесных года в кадетском классе стали еще и временем проверки ее характера. В старших классах гимназии учились ребята из районов. Они по-своему отстаивали свое место под солнцем в попытках завоевать авторитет одноклассников. К примеру, выбрали себе объектом буллинга доброго и воспитанного парня. С этим Наталия смириться не могла, вступилась за него.

м. Наталия: – Я считаю, что иногда это крайне необходимо, потому что иначе могут пострадать совершенно невинные, беззащитные люди.

– А тебе не страшно было в драку бросаться?

м. Наталия: – Мне было страшно всегда, но грела мысль, что, возможно, тому человеку, за которого я заступаюсь, будет легче.

Кстати, активная заступница и правдорубка подчас получала сама – плакала, искала справедливости, но потом ситуацию отпускала.

м. Наталия: – Я не поменяла своей позиции, не считаю, что где-то нужно отмолчаться. Ничего страшного, если получишь. Мы с братом поступали в педагогический институт, а оканчивала я уже Марийский государственный университет как дефектолог, логопед, психолог.

Поэтому все летнее время работала вожатой в детских лагерях, а в течение года – занятия с детьми аэробикой. Наталия сама с детства занималась этим видом спорта, а в 14 лет получила сертификат на право преподавать.

м. Наталия: – Если мне не изменяет память, я училась на третьем курсе, был Великий пост, я просто с бухты-барахты решила поститься. Наверное, больше отнеслась к этому как к диете. Среда Светлой седмицы – я обедаю и рыдаю. Не могу понять, что происходит, но понимаю одно-единственное: мне нужно пойти в храм.

Наталия выросла в невоцерковленной семье, но в школьные годы иногда заходила в храм. Говорит: тянуло…

м. Наталия: – Мне казалось, что за мои плохие дела папе было бы стыдно. Когда я воцерковилась, то по-другому начала думать. Господь таким образом меня вел к Себе и привел. Я была очень безжалостна к себе. Мне кажется, каждый неудобный «чих» исповедовала. Мне было так плохо, что казалось, будто моя жизнь настолько неправильная и грязная! Не такая, какой должна быть.

Пожалуй, это и была та самая точка невозврата, которая поделила жизнь Наталии на до и после. Девушка начала воцерковляться, познакомилась с участницами детско-юношеского хора «Благовест», пела на архиерейских службах. В Воскресенском храме вызвалась помочь только-только зарождавшейся общине слабослышащих прихожан. В университете она как будущий дефектолог изучала язык жестов.

м. Наталия: – Они меня спрашивали о Боге, но что можно было у меня спросить, когда я сама ничего не знала? Находила как-то слова.

Важным этапом воцерковления стала поездка на Святую Землю. Три месяца Наталия трудилась в паломнической гостинице Горнего монастыря и не переставала удивляться милости Божией: как Господь ее, совсем неопытную, в самом начале духовного пути привел в Иерусалим. После возвращения со Святой Земли она стойко выдерживала разные искушения и нападки.

м. Наталия: – Мне было важно узнать Бога, важно начать жить той жизнью, о которой на подсознательном уровне я мечтала, потому что для меня открылись новые горизонты, совершенно новая жизнь.

Так сложились обстоятельства, что практически сразу после получения университетского диплома Наталия уехала в Москву. Ее пригласили в один из детских садов психологом. В столице она пришла в Сретенский монастырь, а позже узнала Троице-Сергиеву лавру.

м. Наталия: – Еду в лавру, стою у мощей. Давно не просила о том, чтобы выйти замуж, и у меня в голове возникает мысль: «Преподобный отче Сергие, если есть на то воля Божия, пусть найдется тот, с кем я свяжу свою жизнь».

Вечером того же дня, в одной из социальных сетей, она знакомится со студентом Московской духовной академии Артемом. Будущий священник родился в болгарском селе на юге Молдавии. Единственный внук и сын, единственный мужчина в семье. С большим хозяйством, лошадьми, поросятами, кроликами, домашней птицей управлялись бабушка и мама.

Диакон Артемий Бобоч: – Сначала они определяли мне минимальный труд – лошадей напоить, курочкам посыпать корма... Но потихоньку меня приучали управлять лошадьми, как правильно косить, как вилами набирать сено и убирать в телегу.

Однажды он с бабушкой на телеге, запряженной лошадьми, поехал собирать солому на скошенном пшеничном поле.

Диакон Артемий Бобоч: – По периметру трактор стал поджигать поле, чтобы потом вспахать. Мы этого не заметили, работали, не обращали внимания, а когда подняли глаза, увидели, что вокруг все горит. В этот момент появился мужчина, снял с себя футболку, надел ее на голову лошади, схватил ее за узду, а мне крикнул на болгарском языке: «Пацан, беги за мной!» Я бежал, немного ноги опалил, но, слава Богу, мы выбрались. Для меня это была первая горячая молитва и первое спасение, когда Господь вывел нас из огня.

Вспоминая тот случай, отец Артемий сейчас именно с ним связывает свое обращение к Богу. Он начал посещать сначала воскресную школу, потом богослужения в храме. По благословению настоятеля пел на клиросе, алтарничал.

Диакон Артемий Бобоч: – С восьми лет до восемнадцати я пономарил, и батюшка меня часто спрашивал: «Как ты видишь себя в будущем?»

Настоятель стал духовным отцом молодому человеку и благословил его поступать в Одесскую духовную семинарию, но Господь привел его в Россию, в Троице-Сергиеву лавру. В первый же день ранним утром Артем попал на братский молебен.

Диакон Артемий Бобоч: – Монахи пели, полумрак, солнышко только вставало, узкие окошки мне запомнились. Они пели «Заступнице усердная». У меня остались яркие впечатления.

Знакомство с Наталией в интернете вызвало у семинариста Артемия и интерес, и волнение.

Диакон Артемий Бобоч: – Я пригласил ее приехать в лавру. Она приехала, мы с ней встретились.

м. Наталия: – Все настолько быстро закрутилось! Это было ни с чем не сравнить. Вроде и любовь, и ты понимаешь, что это человек, которого ты всю жизнь ждал. Но было множество искушений.

Они проходили череду искушений, взявшись за руки, уповая на волю Божию и вместе молясь.

Диакон Артемий Бобоч: – Помню, заканчивалась подготовка, когда мы делали домашние задания, я бежал к ней (она квартиру снимала); или она приходила. Мы вдвоем читали акафист преподобному Сергию Радонежскому, потом расходились.

Они венчались через год в храме Иоанна Лествичника при Московской духовной академии. Первая дочь Вера появилась на свет в Сергиевом Посаде. Когда малышке было восемнадцать дней, ее крестили, а на девятнадцатый день ее жизни отца Артемия рукоположили во диаконы. Было это в декабре 2013 года.

м. Наталия: – Параллельно этому была учеба, была Вера, а еще начала серьезно болеть моя мама...

Отец Артемий учился, нес послушание в просфорне, по выходным уезжал в Москву, служил в храме Спаса Нерукотворного на Сетуни. Так прошло полтора года, а в 2015-м молодая семья приняла решение вернуться на родину матушки Наталии. Приехали к Владыке Иоанну.

м. Наталия: – Он сказал: «Если вы приехали сюда за деньгами, это не к нам. Если вы приехали Богу послужить, мы всегда вас примем».

С того разговора прошло десять лет. Перед отъездом из лавры их духовник благословил держаться друг за друга, укреплять свою малую Церковь – это благословение для них вопреки всем трудностям как маяк в пути.

Диакон Артемий Бобоч: – Она находила нужные слова в нужное время, и я ей сказал: ты как опытный садовник, плохие веточки отрезаешь, а молодым веточкам всегда даешь рост.

За эти годы были потери, ушла из жизни мама Наталии – это непроходящая боль. Рождались дети. После Веры в семью пришли Ника, Фома, Кира – это великая радость. Фома пока единственный сын, с сестрами дружит, в обиду их никому не дает, но периодически сокрушается...

м. Наталия: – Он всегда нам говорит: девочек у нас больше, нам нужны мальчики, мы с папой только вдвоем.

Диакон Артемий Бобоч: – Я ему обещал, что мы с ним будем изучать строение велосипеда, чтобы (как будущий мужчина, будущий папа) он понимал, как это собрать, что смазать, куда цепь надеть.

Езда на велосипеде – их семейное увлечение, как и совместные путешествия, прогулки, общие ужины после напряженного дня.

м. Наталия: – Мы не отдыхаем друг от друга, не ездим по отдельности куда-то; если едем, то всей семьей. Если мы куда-то идем – идем всей семьей. Моя жизнь до воцерковления и после воцерковления разделилась на до и после. Отличие в том, что ты пытаешься отделять зерна от плевел, а конечная цель – Христос и Царство Небесное. Оно дает свои ростки, когда ты понимаешь, в каком направлении должен трудиться, как должен растить детей, как должен жить внутри семьи с мужем, с Богом.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс